Мартиролог парохода «Чавыча»
Пароход «Чавыча». 6 января 1935 г. правительство СССР —
Совет Народных Комиссаров — приняло постановление «О покупке пароходов для
рыбной промышленности Дальневосточного края». Их намеревались приобрести за
границей. От АКО в приеме и перегоне судов на Камчатку принимали участие Е. Д.
Бессмертный и А. И. Щетинина.
23 октября 1935 г. буксир-спасатель «Кит» под командованием
капитана В. Т. Оводовского провел свою первую спасательную операцию: снял с
мели пароход «Чавыча».
В середине декабря 1935 г. «Чавыча» находилась в Митоге.
Сильнейший шторм, пронесшийся над комбинатом, разрушил многие здания и
сооружения. К счастью, обошлось без жертв. 14 декабря судно передало на берег
продовольствие и теплую одежду для пострадавших.
Зимой 1936 г. «Чавыча» в течение одиннадцати суток была
затерта льдами в районе Олюторского рыбокомбината. За время вынужденного дрейфа
подошло к концу продовольствие. Моряки сели на скудный паек: команде выдавали
по 600 граммов хлеба в день, комсоставу — по 400. Оказалась на исходе и пресная
вода. Экипаж и пассажиры собирали снег с льдин, насыпали его в форпик, а затем
плавили паром. Так добыли около 100 т воды для питья и котлов.
В течение всех суток ледового плена А. И. Щетинина не
сходила с капитанского мостика, собственноручно управляя судном, ища удобного
момента для вывода «Чавычи» изо льдов. Команда парохода работала слаженно и без
суеты. Старший помощник капитана и матросы для освобождения судна пытались
распилить льдину пилой, но сделать этого им не удалось. Для разворота «Чавычи»
на лед заводили легкий якорь. В результате титанических усилий пароход покинул
тяжелые льды без повреждений корпуса. Во избежание поломки гребного винта,
капитан приняла решение притопить корму, для чего команда и пассажиры в течение
нескольких дней перегружали содержимое носовых трюмов в кормовой. Тем не менее,
хотя осадка судна кормой увеличилась, три лопасти винта оказались погнуты.
А. И. Щетинина командовала «Чавычей» до 1938 г.
4 января 1937 года пароход «Чавыча» попал в сильный шторм в
районе острова Алаид. Палубу полностью захлестывало громадными волнами. Когда
вода схлынула, на палубе обнаружили три бездыханных тела. «Есть основания
предполагать, что сильная волна сбила с ног проходивших в это время по палубе
людей и захлестнула их. При таких же обстоятельствах были ранены четыре
человека».
28 сентября 1944 г. во время стоянки парохода «Чавыча» на
рейде Озерновского рыбокомбината при погрузке консервов погиб матрос 1-го
класса Попов Семён Лукьянович. Он толчка грузом он упал в трюм и скончался на
месте от перелома основания черепа.
Матрос, назначенный тальманом, самовольно остался на верхней
палубе, подменил вирамайнальщика, стоя впереди подъёма. Это скрывало его от
лебёдчиков во время прохождения груза от борта к люку трюма. Он встал на кожух
паропровода, проходившего у комингса люка, «возвысился над палубой так, что при
толчке подъёмом сразу потерял равновесие, не удержался на кожухе и упал в
трюм».
Комментариев нет:
Отправить комментарий