1
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
2
Поле, поле, кого ты зовешь?
Или снится мне сон веселый —
Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села?
Или снится мне сон веселый —
Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села?
Нет, не рожь! Скачет по́ полю стужа,
Окна выбиты, настежь двери.
Даже солнце мерзнет, как лужа,
Которую напрудил мерин.
Окна выбиты, настежь двери.
Даже солнце мерзнет, как лужа,
Которую напрудил мерин.
Кто это? Русь моя, кто ты? Кто?
Чей черпак в снегов твоих накипь?
На дорогах голодным ртом
Сосут край зари собаки.
Чей черпак в снегов твоих накипь?
На дорогах голодным ртом
Сосут край зари собаки.
Им не нужно бежать в «туда»,
Здесь, с людьми бы теплей ужиться.
Бог ребенка волчице дал,
Человек съел дитя волчицы.
Здесь, с людьми бы теплей ужиться.
Бог ребенка волчице дал,
Человек съел дитя волчицы.
3
О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.
Вон он! Вылез, глядит луной,
Не увидит ли помясистей кости.
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.
Не увидит ли помясистей кости.
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.
Где же ты? Где еще одиннадцать,
Что светильники сисек жгут?
Если хочешь, поэт, жениться,
Так женись на овце в хлеву.
Что светильники сисек жгут?
Если хочешь, поэт, жениться,
Так женись на овце в хлеву.
Причащайся соломой и шерстью,
Тепли песней словесный воск.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез.
Тепли песней словесный воск.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез.
4
Звери, звери, приидите ко мне
В чашки рук моих злобу выплакать!
Не пора ль перестать луне
В небесах облака лакать?
В чашки рук моих злобу выплакать!
Не пора ль перестать луне
В небесах облака лакать?
Если голод с разрушенных стен
Вцепится в мои волоса,—
Половину ноги моей сам съем,
Половину отдам вам высасывать.
Вцепится в мои волоса,—
Половину ноги моей сам съем,
Половину отдам вам высасывать.
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.
5
Буду петь, буду петь, буду петь!
Не обижу ни козы, ни зайца.
Если можно о чем скорбеть,
Значит, можно чему улыбаться.
Не обижу ни козы, ни зайца.
Если можно о чем скорбеть,
Значит, можно чему улыбаться.
Все мы яблоко радости носим,
И разбойный нам близок свист.
Срежет мудрый садовник-осень
Головы моей желтый лист.
И разбойный нам близок свист.
Срежет мудрый садовник-осень
Головы моей желтый лист.
В сад зари лишь одна стезя,
Сгложет рощи октябрьский ветр.
Все познать, ничего не взять
Пришел в этот мир поэт.
Сгложет рощи октябрьский ветр.
Все познать, ничего не взять
Пришел в этот мир поэт.
Он пришел целовать коров,
Слушать сердцем овсяный хруст.
Глубже, глубже, серпы стихов!
Сыпь черемухой, солнце-куст!
Слушать сердцем овсяный хруст.
Глубже, глубже, серпы стихов!
Сыпь черемухой, солнце-куст!
Сентябрь 1919
В те дни человек оказался крепче
лошади.
Лошади падали на улицах, дохли и
усеивали своими мертвыми тушами мостовые. Человек находил силу донести себя до
конюшни, и если ничего не оставалось больше, как протянуть ноги, он делал это
за каменной стеной и под железной крышей.
Мы с Есениным шли по Мясницкой.
Число лошадиных трупов, сосчитанных ошалевшим глазом, раза в три превышало
число кварталов от нашего Богословского до Красных ворот.
Против почтамта лежали две
раздувшиеся туши. Черная туша без хвоста и белая с оскаленными зубами.
На белой сидели две вороны и
доклевывали глазной студень в пустых орбитах. Курносый ирисник в коричневом
котелке на белобрысой маленькой головенке швырнул в них камнем. Вороны
отмахнулись черным крылом и отругнулись карканьем.
Вторую тушу глодала собака.
Протрусивший мимо на хлябеньких санках извозчик вытянул ее кнутом. Из дыры, над
которой некогда был хвост, она вытащила длинную и узкую, как отточенный
карандаш, морду. Глаза у пса были недовольные, а белая морда окровавлена до
ушей. Словно в красной полумаске. Пес стал вкусно облизываться. Всю обратную
дорогу мы прошли молча. Падал снег.
Войдя в свою комнату, не
отряхнув, бросили шубы на стулья. В комнате было ниже нуля. Снег на шубах не
таял.
Рыжеволосая девушка принесла нам
маленькую электрическую грелку. Девушка любила стихи и кого-то из нас.
В неустанном беге за славой и за
тормошливостью дней мы так и не удосужились узнать кого. Вспоминая об этом
после, оба жалели — у девушки были большие голубые глаза и волосы цвета
сентябрьского кленового листа.
Грелка немало принесла радости.
Когда садились за стихи, запирали
комнату, дважды повернув ключ в замке, и с видом преступников ставили на стол
грелку. Радовались, что в чернильнице у нас не замерзли чернила и писать можно
было без перчаток.
Часа в два ночи за грелкой
приходил Арсений Авраамов. Он доканчивал книгу «Воплощение» (о нас), а у него в
доме Нерензея в комнате тоже мерзли чернила и тоже не таял на калошах снег. К
тому же у Арсения не было перчаток. Он говорил, что пальцы без грелки
становились вроде сосулек: попробуй согнуть — и сломятся.
Электрическими грелками строго-настрого
было запрещено пользоваться, и мы совершали преступление против революции.
Все это я рассказал для того,
чтобы вы внимательнее перечли есенинские «Кобыльи корабли» — замечательную
поэму о «рваных животах кобыл с черными парусами воронов; о солнце, стынущем,
как лужа, которую напрудил мерин; о скачущей по полям стуже и о собаках,
сосущих голодным ртом край зари».
Много с тех пор утекло воды. В
бахрушинском доме работает центральное отопление, в доме Нерензея — газовые
плиты и ванны, нагревающиеся в несколько минут, а Есенин на другой день после
смерти догнал славу.
Анатолий Мариенгоф "Роман без вранья"
Комментариев нет:
Отправить комментарий