воскресенье, 2 сентября 2012 г.


Ей (стране. – Ред.) нужна православизация... Я думаю, что христианство как русская национальная философия вполне может сработать... лучшая моя выпускница учится сейчас в Штатах и говорит, что этот опыт необходим, чтобы понять – там выхода нет, там тупик, все на нас, мы должны опять указать миру путь... И она совершенно права... А вот другой ребенок, тоже там поучившись, сказал, что да, я окончательно понял, что выход надо искать на Востоке, потому что Запад деградирует на глазах... в любом случае они все солидарны – Россия должна стать великой... [Россия воспринимается как] генератор смыслов. Даже я бы сказал – как генератор ориентиров. Потому что мы должны это делать, мы это умеем делать лучше всего. И я абсолютно убежден, что Россия действительно укажет миру свет, как указала его в 1917 году, и года до 1937-го вся западная интеллигенция так его и воспринимала... Они (юные ученики автора. – Ред,) хотят, чтобы нас боялись... Ну, сейчас какое-то время мы потерпим, а потом опять будем удивлять мир. А что мы можем, кроме как удивлять мир, в общем? У нас другого опыта нет. И, в общем, чаще всего удивляем его в положительном смысле... Россия вызывает у мира некоторое восторженное "ах!", а не некоторое "увы"... Обычно на нас смотрят как на пусть во многих отношениях чудаковатую, но все-таки грандиозную страну. И нам надо опять стать грандиозной. Грандиозной прежде всего в смысле интеллектуальных сред, идей, науки, подвига, ну, чего-то такого.

Дмитрий Быков, писатель

Искать себе не будем идеала,
Ни основных общественных начал
В Америке. Америка отстала:
В ней собственность царит и капитал.
Британия строй жизни запятнала
Законностью. А я уж доказал:
Законность есть народное стесненье,
Гнуснейшее меж всеми преступленье!

Нет, господа! России предстоит,
Соединив прошедшее с грядущим,
Создать, коль смею выразиться, вид,
Который называется присущим
Всем временам;
И, став на свой гранит,
Имущим, так сказать, и неимущим
Открыть родник взаимного труда.
Надеюсь, вам понятно, господа?

Алексей Толстой. "Сон Попова"

Серафима с Олегом (она возводила очи горе, а он свои прикрывал ладонью) лепетали с трепетным самоумилением: "Господи, сколько мы им даем!", - под словом "им" разумелось отсталое американское население. Только другой русский мог понять, какую реакционно-советофильскую смесь являли собой псевдокрасочные Комаровы, для которых идеальная Россия состояла из Красной Армии, помазанника Божия, колхозов, антропософии, Православной Церкви и гидроэлектростанций.

Владимир Набоков. "Пнин"



383

Россия, закон и сатана

...надо... перестроить общество так, чтобы Россия наконец-то действительно смогла исполнять свое предназначение в замысле Творца. По этому замыслу Россия - территория "вне закона", беззаконная территория. Под "законом" я имею в виду установления сатаны, потому что весь закон, который действует в этом мире, определяет действие беспощадных и абсурдных сил бытия... Россия находится вне этой сатанинской системы, это "ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек", как говорил Победоносцев.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России

По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские.
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.

Борис Алмазов (1821-1876), русский поэт



383

Богатство Максима Соколова

...могу сказать за себя. В России у меня семья, работа, все движимое и недвижимое. Все мои сбережения - в российских банках... Блаженны [имущие], поскольку обремененность имением и ответственность за имение заставляет людей быть более осмотрительными, в меньшей степени поддаваться демагогам и скептически относиться к замышляющим у нас невозможные перевороты.

Максим Соколов, публицист. "Декларация лояльности"

21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Евангелие от Матфея, гл. 19



383

Homo putinensis

...главная задача нового президентского срока Путина - это... существенный рост... физических, интеллектуальных и моральных качеств русского человека.

Павел Данилин, политолог

- А эти... молодцы, они... попадут в вену? - спросил Сталин, недоверчиво глядя на трех охранников со шприцами.
- Иосиф, они попадут во что угодно. - Гиммлер первым положил свою перетянутую руку на ящик, сжал огромный кулак. - Господи, неужели я перестану быть толстым?
- А я горбатым, - нервно усмехнулся Хрущев.

Владимир Сорокин. "Голубое сало"



383

И все бы хорошо...

Главный итог очередных Первых Ста Дней Путина в том, что его новое президентство (третье или четвертое, считайте сами; последнее или предпоследнее, стройте догадки) состоялось... В.В. Путин не дрогнул ни в начале, ни в середине, ни на последних метрах нелегкого предвыборного пути. И благополучно "вернулся с Корсики" (с Эльбы? - Ред.). И сейчас, по истечении пресловутых ста дней, под сенью родных осин отнюдь не пахнет политическим Ватерлоо.
Главный итог в том, что Путин президент, а Пупкин - нет... Неоспоримость путинского президентства заставляет и самых непримиримых противников как самого Путина, так и всего с ним связанного строить далеко идущие политические планы, исходя из по-гегелевски объективной реальности: Путин президент, а Пупкин - нет. И никакому Пупкину стать президентом в ближайшие годы не светит.
Все остальное, увы, далеко не так хорошо или как минимум далеко не так однозначно.

Виктор Топоров, литератор

Гоп!.. Гоп!.. Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться. Живи да работай - хорошая жизнь!
Вот однажды - дело к вечеру - вышел Мальчиш-Кибальчиш на крыльцо. Смотрит он - небо ясное, ветер теплый, солнце к ночи за Черные Горы садится.
И все бы хорошо, да что-то нехорошо.

Аркадий Гайдар. "Военная тайна"



383

Плут в борьбе за честь

К сожалению, не могу понять, почему в последнее время спортсмены стали нас все чаще и чаще огорчать... Такое впечатление, что у спортсменов нет стимула, нет патриотизма. Менталитет спортсменов после перестройки потерян, приходится заново его создавать. Главное, чтобы в этом строительстве не преобладали лишь материальные блага.

Алимжан Тохтахунов (Тайванчик), президент Отечественного футбольного фонда

...И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.

Александр Грибоедов. "Горе от ума"



383

Латынина, Ткачев и Гитлер

Я могу сказать, что две вещи в речи Ткачева мне безусловно понравились. Первое - это трезвая констатация того, что Краснодарский край мы завоевали. В ней не было никаких соплей насчет того, что это исконно русская земля. Это земля адыгов, ее завоевала царская империя с помощью казаков. Это, Ткачев сказал, здоровый, нормальный экспансионизм... Второе - то, что Ткачев сказал насчет Косово. Вот было 20% мусульман, была одна история. Потом их стало 80% и стала другая история. Привет. Это правда. Не только насчет Косово. Насчет Парижа. Изменение этнического состава населения, тем более если пришельцы более пассионарны... Я вынуждена сказать политкорректным ребятам, что это очень серьезная штука. В Красноярский край переселяются армяне, чеченцы, дагестанцы, черкесы. При этом местное русское население пьет и деградирует. Это проблема. Описывать эту проблему в терминах общечеловеческого дискурса - это мы получим на выходе арабские бунты в Париже и недавние бунты в Лондоне.

Юлия Латынина, публицистка

Итак - сначала борьба, а потом может быть и пацифизм… Все великие культуры прошлого погибли только в результате того, что творческий народ вымирал в результате отравления крови... Итак, кто хочет жить, тот должен бороться, а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь... В качестве завоевателя ариец подчинял себе завоеванных и заставлял их работать так, как это соответствовало его желанию и его целям... Все развитие культуры целиком зависело от способности завоевателя и от сохранения чистоты его расы. Когда покоренные сами начинали подниматься и, по всей вероятности, начинали сближаться с завоевателями также и в смысле языка, резкое разделение между господином и рабом стало ослабевать. Арийцы постепенно стали терять чистоту своей крови и поэтому потеряли впоследствии также и место в раю, который они сами себе создали... В течение некоторого периода арийцы могли еще пользоваться благами существующей культуры, затем наступал застой, и, наконец, о них терялась память совершенно... Полезной германизацией в ходе истории была та германизация земли, которую провели наши предки с оружием в руках, завоевав определенные земли и заселив их немецкими крестьянами. Но поскольку в результате этого в наш народный организм влилась чуждая кровь, предки наши тоже содействовали нашей будущей раздробленности...

Адольф Гитлер. "Моя борьба"



383

Враги русской старины

Мы эти ситуации отслеживаем на протяжении последнего десятилетия. Ну, получили монахини... икону Богоматери Боголюбской, да, со всеми возможными напутствиями от хранителей, чего надо делать, чего не надо делать, как там наблюдать, как себя вести с ней, они всё это благополучно выслушали... А с какого-то момента, поскольку они не понимали, что они делают, зачем они делают, каков смысл их действий, они просто перестали это делать. И мы получили с Боголюбской то, что мы получили, то есть икона... Ну, икона находится... в состоянии клинической смерти, в анабиозе, на реставрационном столе, и сколько лет она будет находиться в таком состоянии... ее даже поднять вертикально нельзя, она лежит... Понимаете, это все их на самом деле не интересует. У всех на устах высказывания митрополита Евсевия Псковского, который... когда все эти разговоры о передаче собора велись, он сказал, что все эти ваши руины интересны только вам, а вот когда нам это все достанется, мы тут наведем порядок, все забелим и будет тут все хорошо и правильно... То, что соображения материальной выгоды - это очень часто то, чем руководствуется церковь, требуя себе тот или иной памятник, - это довольно известное дело... если бы мы имели прецеденты, что по этому закону таки вот эти разваленные сельские церкви передавались бы в массовом порядке и поднимались бы из руин, - тогда у нас… было бы больше оснований верить в бескорыстие. Пока у нас оснований не очень много.

Левон Нерсесян, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, специалист по древнерусскому искусству 

...Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к XI веку (!!!), была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу... Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: "О прежней нечего жалеть, она была старая!" И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство - отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить.

Алексей Толстой. Письмо императору Александру II, 1860 год



383

Опричный идеал

Россия на протяжении очень длительного времени, исчисляемого веками, стояла преградой на пути устроения нового мирового порядка, о котором мечтали определенные группы людей на Западе... Россию всегда хотели уничтожить не только как геополитического соперника и конкурента, но и как страну, чуждую, неприемлемую по духу... Им надо, чтобы не было нас – России и русского народа как этнической общности и социума. Им нужны наши необъятные просторы, земля, воды, леса, недра... Относительно демократии... Весь смысл заключается в том, какая это демократия. Она ведь бывает разная... власть, соответствующая представительной демократии, самая спекулятивная, самая лживая и самая гнусная... Что касается власти, то наиболее действенной и в политическом и в моральном отношении является, на мой взгляд, власть, сочетающая личные и коллективные, автократические и демократические начала. Исторической иллюстрацией тут может служить эпоха Ивана Грозного, когда существовала сильная центральная власть, сочетающаяся с эффективным местным самоуправлением и практикой земских соборов. Вот и нам, думается мне, следует к этому стремиться, сообразуясь, конечно, с иными историческими обстоятельствами и условиями. Почаще надо заглядывать в скрижали истории. Она нам многое подскажет.

Игорь Фроянов, историк, бывший декан истфака СПбГУ

"Победы на супротивные даруй..."
Супротивных много, это верно. Как только восстала Россия из пепла Серого, как только осознала себя, как только шестнадцать лет назад заложил Государев батюшка Николай Платонович первый камень в фундамент Западной Стены, как только стали мы отгораживаться от чуждого извне, от бесовского изнутри - так и полезли супротивные из всех щелей, аки сколопендрие зловредное. Истинно - великая идея порождает и великое сопротивление ей. Всегда были враги у государства нашего, внешние и внутренние, но никогда так яростно не обострялась борьба с ними, как в период Возрождения Святой Руси. Не одна голова скатывалась на Лобном месте за эти шестнадцать лет, не один поезд увозил за Урал супостатов и семьи их, не один красный петух кукарекал на заре в столбовых усадьбах, не один воевода пердел на дыбе в Тайном Приказе, не одно подметное письмо упало в ящик Слова и Дела на Лубянке, не одному меняле набивали рот преступно нажитыми ассигнациями, не один дьяк искупался в крутом кипятке, не одного посланника иноземного выпроваживали на трех желтых позорных "меринах" из Москвы, не одного вестника спустили с башни Останкинской с крыльями утиными в жопе, не одного смутьяна борзописца утопили в Москва-реке...
Каждый раз, стоя в Успенском со свечкою в руке, думаю я думу тайную, крамольную об одном: а если б не было нас? Справился бы Государь сам?..
И шепчу себе сам, тихо, под пение хора:
Нет.

Владимир Сорокин. "День опричника"



383

Биоэтика по Латыниной

А вот тезис, что людей убивать нельзя никак и никогда, - это такой системообразующий тезис, который вколачивается нам в голову и правозащитным, и левым движением. И с моей точки зрения, он является абсолютно ложным, абсолютно деструктивным, он противоречит основным правилам биологического выживания... И вот на наших глазах создается идеология, которая полностью переворачивает все работающие в нас архетипы... потому что биологическая особь или общество, которые не умеют сопротивляться агрессии, нежизнеспособны и не будут отобраны эволюцией. Это правило возникло гораздо раньше, человеческого общества. Вот там два кота во дворе или две рыбки в аквариуме, у каждой своя территория. Если противник вторгается на вашу территорию, вы ему даете отпор. Та особь, которая отпора не дает, просто погибнет в ходе эволюции. И, собственно, именно так на наших глазах стоит на пороге гибели западное общество...

Юлия Латынина, публицистка

- Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба, - продолжал фон Корен. - Утопить его – заслуга... Ненавидеть и презирать микробу - глупо, а считать своим ближним, во что бы то ни стало, всякого встречного без различия - это, покорно благодарю, это значит не рассуждать, отказаться от справедливого отношения к людям, умыть руки, одним словом... В интересах человечества и в своих собственных интересах такие люди должны быть уничтожаемы... первобытное человечество было охраняемо от таких, как Лаевский, борьбой за существование и подбором; теперь же наша культура значительно ослабила борьбу и подбор, и мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных, иначе, когда Лаевские размножатся, цивилизация погибнет, и человечество выродится совершенно. Мы будем виноваты... Обратитесь к тем немногим точным знаниям, какие у нас есть... Нравственный закон, положим, требует, чтобы вы любили людей. Что ж? Любовь должна заключаться в устранении всего того, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем и будущем. Наши знания и очевидность говорят вам, что человечеству грозит опасность со стороны нравственно и физически ненормальных. Если так, то боритесь с ненормальными. Если вы не в силах возвысить их до нормы, то у вас хватит силы и уменья обезвредить их, то есть уничтожить.

Антон Чехов. "Дуэль"



383

Прелести кнута

На "Эхе Москвы" я не могу сделать программу по своей книжке ["Разгаданная Россия"], трижды обращался. Там тема патриотизма отсутствует. Ну, это к слову... В досоветской России были свои ошибки, недостатки, просчеты, но в целом это была абсолютно нормальная страна, которая никак не хуже, а для меня гораздо лучше, чем, скажем, Австро-Венгрия, Пруссия или Италия... По поводу рабства, крепостного права. Рабство было на западе Европы, а в России никакого рабства не было. Русские историки... которые писали до 17-го года, они писали, что русские крепостные крестьяне были более счастливыми, чем свободные крестьяне на Западе. Потому что свободные крестьяне на Западе были батраками, они должны были искать помещика, хозяина, который их наймет, а может быть, не наймет, заплатит или не заплатит. У крепостных было все стабильно и устойчиво.

Игорь Чубайс, философ

Хор земледельцев

Как не петь нам? Мы счастливы.
Славим барина-отца.
Наши речи некрасивы,
Но чувствительны сердца.
Горожане нас умнее:
Их искусство - говорить.
Что ж умеем мы? Сильнее
Благодетелей любить.

Николай Карамзин. "Куплеты из одной сельской комедии, игранной благородными любителями театра"



383

Эффект проповеди

Было отменено, вы знаете, и убеждение самого юриста Медведева по поводу того, что он не имеет права помиловать Ходорковского. Совет наш собрал 12 ученых-конституционалистов, все профессора, естественно, и крупнейшие знатоки этого в стране, где они во главе с Морщаковой, очень уважаемым членом Совета, пришли после месячной аналитической работы к тому, что он имеет право помиловать, и об этом было объявлено президенту, стране и миру. Весь мир узнал про дело Магнитского благодаря многократным действиям нашего Совета. И вызывались и все правозащитники, и масса была решений Совета. Эта тема всюду возникала... Это все Совет.

Даниил Дондурей, член президентского совета по правам человека

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

Иван Крылов. "Кот и Повар"



383

Магические водные процедуры

Томская епархия Русской православной церкви обеспокоена установившейся аномальной жарой и сложной лесопожарной обстановкой в регионе. По благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава 22 июля во всех храмах Томской епархии после божественной литургии будет совершаться молебен "Во время бездожия".

Сообщение Томского областного управления МЧС

В народное восстание он (народоволец Александр Михайлов. – Ред.) верил плохо. В его родных местах крестьяне в засуху, чтобы вызвать дождь, закапывали возле колодца живого рака.

Марк Алданов (1886-1957), русский писатель. "Истоки"



383

О пользе президентского совета

Я категорически не согласен с утверждением, что Совету, по крайней мере в минувшие полтора года, которые я имею честь в нем состоять, мало что удалось сделать... Если набрать в равнодушном Яндексе слово "Совет", то... наша "контора" оказывается на самых топовых местах по вниманию пользователей. Куда бы вы ни пришли, с кем бы не беседовали на политические темы, наши взгляды появляются чуть ли не в любом публичном пространстве. Да и "чисто конкретных" дел совсем немало: от освобождения мальчиков от летнего призыва в армию и "дела Магнитского" до научно обоснованной экспертизы, согласно которой президент имел конституционное право помиловать Ходорковского. У паровоза КПД, кажется, тоже всего то ли 7, то ли 13 процентов, и ничего — 200 лет он довольно успешно справлялся с перемещением человечества.

Даниил Дондурей, член президентского совета по правам человека

Сидит под балдахином
Китаец Цу-Кин-Цын
И молвит мандаринам:
"Я главный мандарин!

Велел владыка края
Мне ваш спросить совет:
Зачем у нас в Китае
Досель порядка нет?"

Китайцы все присели,
Задами потрясли,
Гласят: "Затем доселе
Порядка нет в земли,

Что мы ведь очень млады,
Нам тысяч пять лишь лет;
Затем у нас нет складу,
Затем порядку нет!

Клянемся разным чаем,
И желтым и простым,
Мы много обещаем
И много совершим!"

"Мне ваши речи милы, -
Ответил Цу-Кин-Цын, -
Я убеждаюсь силой
Столь явственных причин.

Подумаешь: пять тысяч,
Пять тысяч только лет!"
И приказал он высечь
Немедля весь совет.

Алексей Толстой. "Сидит под балдахином..."



383

Вечная беда России

...на днях в подмосковных Мытищах местная администрация запретила собирать вещи для пострадавших от наводнения жителей Крымска, пользуясь законом о митингах. Импровизированный пункт приема вещей для пострадавших был организован на центральной площади города. А по новому закону о митингах нельзя устраивать собрания без санкции властей. Полиция зафиксировала факт правонарушения — двум гражданам-физлицам, которые организовали сбор гуманитарной помощи, было выписано официальное предупреждение. Им грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб. Волонтеры заявили, что готовы заплатить штраф, но все равно не прекратят сбор помощи жителям Крымска... Волонтеры в нашей стране часто заменяют собой государство там, где оно не справляется со своими функциями. Удивительно, как быстро и толково сумели объединиться тысячи незнакомых друг с другом людей и организовать сложное дело, причем абсолютно независимо от государственных служб. Государству впору бы учиться. Но, похоже, в извращенном сознании чиновников добровольцы предстают конкурентами. И судя по всему, конкурентами опасными. Слишком очевидными на фоне активных граждан становятся неэффективность и бессилие госструктур.

"Ведомости", 16.07.2012

...В таком угрожающем погибелью положении находится большинство крестьян здешней местности. Но в будущем году положение это будет не только угрожающим, но для большинства наступит самая погибель. И потому помощь как правительственная, так и частная будет в будущем году настоятельно необходима. А между тем именно теперь, как в нашей Тульской губ., так и в Орловской, Рязанской и других губерниях, принимаются самые энергические меры для противодействия частной помощи во всех ее видах, и, как видно, меры общие, постоянные. Так, в тот Ефремовский уезд, куда я направлялся, совершенно не допускаются посторонние лица для помощи нуждающимся. Устроенная там пекарня лицом, приехавшим с пожертвованиями от Вольноэкономического общества, была закрыта, само лицо выслано и также высланы прежде приезжавшие лица. Считается, что нужды в этом уезде нет и что помощь не нужна в нем...
В Чернском же уезде... произошло следующее: полицейские власти, приехав в деревню, где были столовые, запретили крестьянам ходить в них обедать и ужинать; для верности же исполнения те столы, на которых обедали, разломали, - и спокойно уехали, не заменив для голодных отнятый у них кусок хлеба ничем, кроме требования безропотного повиновения. Трудно себе представить, что происходит в головах и сердцах; людей, подвергшихся этому запрещению, и всех тех людей, которые узнали про него. Еще труднее, для меня, по крайней мере, представить себе, что происходит в головах и сердцах других - тех людей, которые считают нужным предписывать такие мероприятия и исполнять их, т.е. воистину не зная, что творят, - отнимать изо рта хлеб милостыни у голодных, больных, старых и детей... Я знаю те соображения, которые выставляются в защиту таких мероприятий: во-первых, надо доказать, что положение вверенного нашему управлению населения не так дурно, как это хотят выставить люди противной нам партии; во-вторых, всякое учреждение (а столовые и пекарни - это учреждения) должно быть подчинено контролю правительства... в-третьих, прямое и близкое отношение людей, помогающих населению, может вызвать в нем нежелательные мысли и чувства. Но ведь все эти соображения, если бы они и были справедливы, - а они все ложны - так мелочны и ничтожны, что не могут иметь никакого значения в сравнении с тем, что делается столовыми или пекарнями, раздающими хлеб нуждающимся... Так что правительство не имеет никакого основания для противодействия такой деятельности. Если же ложно направленные органы правительства и требовали бы подчинения такому воспрещению, частный человек обязан не подчиняться такому требованию.

Лев Толстой. "Голод или не голод?" (1898 г.)



383

И рыба, и мясо

Вот достаточно в законопроекте (об НКО как "иностранных агентах". - Ред.) изменить тон, стилистику, несколько формулировочек, буквально несколько слов убрать, несколько слов добавить... Ну что же, если эти поправки будут внесены в закон, это будет вполне приличный закон... на мой взгляд, все-таки нужно четко понять, в чем цель этого закона. Что мы хотим. Если мы хотим, как говорят некоторые, унизить НКО, то этот закон достигает этой цели. Если мы хотим сделать НКО более прозрачными, то не очень достигает... Ведь закон - это юридический документ, а не только документ политического пиара... Когда-то Ленин говорил, что у нас декреты выполняют роль пропаганды. Вот этот закон выполняет еще и роль пропаганды. Что, на мой взгляд, очень плохо. Потому что законы для другого существуют... В том виде, в котором он (законопроект. - Ред.) есть сегодня, я бы его не назвал репрессивным, я бы его назвал бессмысленным. А вот если его привести в порядок и причесать, он будет вполне приличным законом. Совершенно не репрессивным, а направленным именно на обеспечение прозрачности деятельности НКО...

Михаил Федотов, председатель президентского Совета по правам человека

Отличительной чертой председателя Голубева была неодолимая склонность к сомнениям. Когда жена утром спрашивала:
- Что будешь есть - яичницу или картошку?
Он отвечал:
- Давай картошку.
Она доставала из печи чугунок с картошкой, и в эту секунду он знал совершенно определенно, что хочет яичницу.
Жена запихивала чугунок обратно и шла в сени за яйцами. Возвращаясь, встречалась с виноватым взглядом мужа - он снова хотел картошку...
Право на выбор его всегда тяготило. Он невыносимо мучался, когда раздумывал, какую сегодня надеть рубашку, зеленую или синюю, какие сапоги - старые или новые.
Правда, за последние двадцать с лишним лет в стране много было сделано для того, чтобы Голубев не сомневался, но какие-то сомнения у него все-таки оставались и распространялись порой даже на такие вещи, в которых вообще сомневаться в то время было не принято. И не зря второй секретарь райкома Борисов говорил иногда Голубеву:
- Ты эти свои сомнения брось. Сейчас надо работать, а не сомневаться.
И еще он говорил:
- Помни, за тобой ведется пристальное наблюдение.

Владимир Войнович. "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"



383

Пожертвования борзыми щенками

Церковь этот иск (о незаконной торговле в храме Христа Спасителя. - Ред.) не признает по нескольким причинам. Во-первых, закон о защите прав потребителей распространяет свое действие только на те отношения, которые возникают из договора розничной купли-продажи... Во-вторых, деятельность, которая осуществляется подворьем в храме Христа Спасителя, не является предпринимательской, торговой деятельностью. Подворье распространяет предметы религиозного назначения, и этот вид деятельности... не тождественен предпринимательской деятельности... Общество защиты прав потребителей предъявило иск в защиту «неопределенного круга потребителей». Однако в нашем случае этот круг в общем-то определен, поскольку в церковные точки заходят главным образом верующие люди, а не любые потребители.

инокиня Ксения (Чернега), руководитель юридического отдела Московской патриархии

Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Городничий. Ну, щенками, или чем другим - все взятки.
Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...
Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви.

Николай Гоголь. "Ревизор"



383

Коварный враг народов

Классовая финансовая прослойка на протяжении XIX–XX веков добивалась консолидации под своим контролем (явным или неявным) государственных систем развитых и многих развивающихся государств... Именно эта международная финансовая прослойка... добилась развала СССР и стран социалистического эксперимента... Ее (финансовой олигархии. - Ред.) главная цель - достижение полной и безоговорочной победы «мира потребительства» как унифицированного материала для моделирования будущего глобального гражданского общества... под лозунгом «Потребление - двигатель экономического развития» осуществляется глобальная манипуляция общественным сознанием, устраняются даже малейшие ростки духовности, исторических традиций, национальной культуры и самобытности, препятствующие глобализации финансовой меркантильности... В сознании человека базовые, в том числе определяемые социальной природой человека ценности замещаются удобными для манипулирования ценностными суррогатами. Священность человеческой жизни, важность традиций для развития, ценность семьи и связь поколений... - все это подменяется пропагандой противоестественных отклонений, которые за счет постоянного «медиавговаривания» вырастают в социальные пороки, но как таковые не признаются и не порицаются.

Владимир Якунин, президент ОАО РЖД, президент мирового общественного форума «Диалог цивилизаций»

Поскольку хозяйство становилось владыкой государства, постольку деньги неизбежно становились главным божеством, перед которым все и вся падало ниц. Старые небесные боги все больше сдавались в архив; теперь фимиам воскурялся только единому богу-мамоне. Началось вырождение худшего вида - вырождение тем более опасное, что нация шла навстречу эпохе, сопряженной с величайшими опасностями и требующей от сынов ее именно героизма... Благодаря втягиванию высшего дворянства в круговорот финансового капитала идеальные добродетели на деле подчинялись влиянию силы денег... Биржевики торжествовали свою победу и медленно, но неуклонно забирали в свои руки всю жизнь страны, все дело контроля над судьбами нации... все германское хозяйство все более подпадало под контроль интернационального капитала... Сейчас, когда я пишу эти строки, интернациональный финансовый капитал одержал еще одну победу: он подчинил себе также германские железные дороги... Деятельность так называемой либеральной прессы была деятельностью могильщиков немецкого народа и германского государства... Ведь их главной задачей и является вытравить всякое наше, большое, подлинно народное чувство из души народной и тем подготовить диктатуру интернационального капитала...

Адольф Гитлер. "Моя борьба"



383

Каиново раскаянье

Порой получалось очень прилично зарабатывать... В 2003 г., вдохновленный своей работой в Коммерческом банке сбережений... я решил вместе с консалтинговым бизнесом развивать банковский... У меня нет версии, кто украл деньги. Я не полиция... Еще больше меня удивляет так называемая кража компаний. А откуда вообще видно, что их украли?.. Во всем этом есть одна грустная деталь - умер Магнитский. Один, в тюрьме, брошенный и борющийся с системой, решив ее исправить в одиночку.

Дмитрий Клюев, бизнесмен, предполагаемый виновник смерти юриста Сергея Магнитского

Каин оказался дельным хозяином: он быстро освоил землю и заселил ее обильным потомством. И своим детям, которые не могли всего этого оценить, Каин не раз говорил:
- Берегите, дети, этот мир, за который погиб ваш дядя!

Феликс Кривин. "Божественные истории"



383

Фильтрующие вирусы

Вы знаете, я понимаю, что любая информация проходит серьезные фильтры, прежде чем лечь на стол президенту. Я это просто точно знаю. Поэтому вполне могут быть в окружении люди, которые информацию фильтруют, или как я это неоднократно говорила, пытаются представить ее в каком-то таком свете, вроде как вот радикалы, бунтовщики, Удальцов, Навальный, запятая Яшин, запятая Собчак... Поэтому такая подача вкусовая информации для того, чтобы сложилось определенное мнение... Поэтому я вполне допускаю, что президента не утруждают достоверной такой информацией. А фильтруют ее и сервируют под определенным соусом.

Людмила Нарусова, первый зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике

- ...Трудное настало время, Никита Романыч. Такой ужас от царя, какого искони еще не видано! После пыток пошли казни. И кого же казнили! Но ты, князь, уже, может, слыхал про это?
- Слыхал, боярин, но глухо... Впрочем, чему дивиться. Царь волен казнить своих злодеев!
- Кто против этого, князь. На то он царь, чтобы карать и миловать. Только то больно, что не злодеев казнили, а все верных слуг государевых...
Негодование выразилось на лице Серебряного.
- Боярин, в этом, знать, не царь виновен, а наушники его!..
- Никита Романыч, стар я клеветать. И на кого же? На государя моего!
- Прости, боярин. Но что же думать о такой перемене? Уж не обошли ли царя?
- Должно быть, князь.

Алексей Толстой. "Князь Серебряный"

Комментариев нет:

Отправить комментарий