Любопытно даже, когда Белинского судить будут? Льва-то, нашего, Николаевича уже того… Не далее, как два года назад, аж в трех городах впаяли зеркалу русской революции 282-ю статью УК РФ за экстремизм и рецидивизм. Чем Белинский хуже? Он так даже получше будет. Сами убедитесь, если не читали.
В. Г. Белинский. Письмо Н. В. Гоголю Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека: это эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это вашим, действительно не совсем лестным, отзывав о почитателях вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорбленное чувство самолюбия еще можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если бы все дело заключалось только в нем. Но нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства. Нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель. … Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которая возбудила ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появления ее, все ваши враги — и литературные (Чичиковы, Ноздревы, Городничие и т. п.) и не литературные, которых имена Вам известны. Вы сами видите хорошо, что от вашей книги отступились даже люди, по-видимому, одного духа с ее духом. Если бы она и была написана вследствие глубоко-искреннего убеждения, и тогда бы она должна была произвести на публику то же впечатление… … Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, сколько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение … Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апатическом полусне! И в это время великий писатель, который своими дивно-художественными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на самое себя как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их "неумытыми рылами"!.. И это не должно было привести меня в негодование?!. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки… И после этого Вы хотите, чтобы верили искренности направления вашей книги?! Нет! Если бы Вы действительно преисполнились истиной Христова, а не дьяволова ученья, — совсем не то написали бы Вы вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне — его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он должен или дать им свободу, или хоть по крайней мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном по отношению к ним положении… А ваше понятие о национальном русском суде и расправе, идеал которого Вы нашли в словах глупой бабы (жена капитана из "Капитанской дочки. — Е.Д.) из повести Пушкина и по разуму которого, якобы, должно пороть и правого и виновного? Да это и так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого, если ему нечем откупиться — быть без вины виноватым. И такая-то книга могла быть результатом трудного внутреннего процесса, высокого духовного просветления?!. Не может быть!.. Или Вы больны, и Вам надо спешить лечиться; или — не смею досказать моей мысли…
Одеть Надежду, надеть одежду. Можно запомнить, если постараться. Так же, как и проверочный вопрос для, скажем, финального слова из предыдущей фразы: «Что сделать? Постараться».
Вы никогда не сможете никуда придти. Только прийти. Можно сколько угодно идти, но не придти. Почувствуйте разницу.
На расписке вы ставите не роспись, а подпись. Расписать можно дворец или храм, или, на худой конец, стену в подъезде. А на вашей бумажке может быть только подпись.
«Кануть в лето», это что-то очень девичье-романтическое и очень безграмотное. Кануть можно в небытие или кануть в Лету, что одно и то же. Что это за Лета, в которую канают, посмотрите в словарях или в википедии.
Словосочетание «самый лучший» так же нелепо и безграмотно, как навязшее на зубах «более лучше». Это же относится и к словосочетанию «наиболее оптимальный». Слово «оптимальный» в переводе на русский, означает: «самый подходящий, наилучший». Есть же превосходная степень «наилучший», ей и пользуйтесь.
В общем, слова «вобщем» нет в русском языке. И не было. А то, что есть, поставлено в самом начале абзаца.
Да, пожалуй, так сразу и не запомнишь, но все же очень стоит отложить в памяти разницу между «в течении» и «в течение». Если отчаявшись победить русскую грамматику вы решите броситься с моста в реку, то ваш хладный труп будет колыхаться в течении реки. А вот в течение какого времени он там будет колыхаться, это уже другой вопрос и с другой буквой в конце слова.
Слова «нету», в русском языке нет. Употребляется только для усиления акцента, придания специфического оттенка речи, или как стилистическая характеристика персонажа.
Нельзя сказать «я побежу», «я побежду» или «я победю». Употребление в таком виде возможно лишь в подобной ситуации. У этого глагола форма первого лица, единственного числа будущего времени, отсутствует, как явление. Поэтому выразить свою уверенность можно минимум двумя словами: «одержу победу».
Когда слышу: «Займешь мне денег?», сразу задаю встречный вопрос: «У кого?». Потому что занять можно только у кого-то, а не кому-то. Кому-то можно дать в долг или в ухо. А занять можно только у кого-то.
На свете не существует коллег по работе, как нет, скажем, соленой соли или соучеников по классу.
Не путайте эспрессо с экспрессом. Первое, это только кофе, а второе — и железнодорожный состав, и служба доставки, и способ изучения иностранного языка за два дня.
«Ложить», «маненечко», «шкап», «окромя», «ездиет», «тубаретка», «звонить», «ихний», «евонный», «ейный». За употребление этих слов следует законодательно лишать права речи пожизненно.
Повелительная форма «ехай», «едь» или «езжай»? Нет таких форм и слов таких нет. А есть только «поезжай». Ну и еще несколько с приставками, вроде «уезжай», «приезжай», «поезжай». «Езжай» словарями признается просторечным и допустимым в среде малограмотных.
«Как я провел этим летом». За это выражение, ставшее повсеместным и даже уже заменяющее собою правильное, следует сказать отдельное и обжигающее спасибо создателям одноименного бездарного фильма. К слову, это один из любимых моих стилистических приемов, примеры использования которого с удовольствием встречаю в хорошей литературе. Например: «Перерой своих подвалов и шкафов перетряси…», «Чувствуемый оттуда запах махорки и какими-то прокислыми щами», или «Гр. …шин просверлил в моей стене отверстие и пускает скрозь него отравляющих газов». Чудесно, когда к месту.
Про написание «безплатный» можно лишь напомнить правило, по которому перед глухими согласными пишутся глухие гласные и наоборот.
Словом, весь русский язык, как из старой детской загадки: — Как в слове из трех букв допустить четыре ошибки? — Исчо.
С русским языком в России дела обстоят, как известно, не блестяще. Скверно его знают все, начиная от школьников, которые ему ещё учатся, и заканчивая профессионалами, которые по долгу службы должны бы знать лучше всех: журналисты, редакторы, писатели-литераторы, копирайтеры и прочие PR-менеджеры. О чиновниках и офисных служащих на жаловании, оккупировавших социальные сети, вовсе можно не упоминать. Известно, что в школах и прочих учебных заведениях русский язык преподают так, что кроме, может быть, «жи, ши пиши через и» в памяти ничего более не остается. Ну, если только кто-то еще будет перед «что» ставить запятую, причем, в любых случаях. Многие ли знают разницу между синтаксисом и пунктуацией? Что регулирует орфография? Чем занимается пунктуация? А грамматика, синтаксис, семантика, морфология? Большинство знакомо лишь с туманным понятием «правописание», не исключая и автора этих слов. К сожалению, не всем везет со школьными преподавателями, а о хороших учебниках и речи нет. Все сухо, наукообразно, скучно, формально, без искры и души. А возьмите, скажем, занимательные и наиполезнейшие книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы», «Имя дома твоего» и другие. Все там сказанное запоминается само собой, сразу и навсегда. Кстати, кроме перечисленных, очень рекомендую к детско-юношескому прочтению его же книгу «Шальмугровое яблоко». Да и взрослым может понравиться. Ну, а на десерт выкладываю 45 правил русского языка, в которых совершены как раз те самые ошибки, о которых в этих правилах и говорится. Очень забавно и при этом полезно. (more…)
Четыре года назад выложил ролик с шикарной «Gimme Dat Ding», в середине которого была врезка с танцующей девицей. В том же посте задался вопросом, кто она и откуда врезка, ответа на который, естественно, не получил. А сегодня случайно в ютьюбе попал на этот же ролик, глянул комменты и увидел, что половина из них занята тем же вопросом — а кто есть та девица в зеленом топе? Чуть пошарив по сусекам, откопал аккаунт зеленотопой девицы с еще несколькими ее экзерсисами. Если кому интересно, еще два ролика под катом.
«Зима тревоги нашей» с детства, как наркотик. Долго без нее не могу. То есть могу, но вдруг начинает чего-то очень нехватать. Сперва слегка, почти незаметно. Тянет и тянет к книжной полке. Подойдешь, рука сама потрепанный том находит. И что там, в этой книге такого, что душу лечит и сердце врачует и дает возможность смириться с действительностью? Не навсегда, но на время. А навсегда и не нужно, навсегда — это амнезия и анестезия в одном флаконе, душу убивает одной дозой. Без души-то как? Никак без неё. Потому вытащу том, и стану примочки из бальзама к ней, к душе прикладывать. Исцелять стану.
Жаль, не перевели фильм 83 года с Сазерлендом. Любопытно было бы глянуть. Наш спектакль 63 года со Смоктуновским и Копеляном совершенно не вдохновляет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий