БИТВА ЗА МАГАДАН!
Раннее утро 31 марта 2008 года. На базе основного клуба Камчатских любителей бездорожья вторые сутки идут сборы. Четыре экипажа готовятся к новой экспедиции, четвёртой по счёту. Смельчаки вновь попытаются пройти из краевого центра на материк. Конечной точкой путешествия обозначен Магадан, административный центр соседнего региона. Магадан выбран не случайно, это ближайший к Камчатке крупный город на материке нашей страны. Своего рода ворота к необъятным российским просторам.
&
Сборы «Дальневосточной экспедиции» – так джипперы назвали амбициозный проект, были долгими. Предполагая трудности пути, путешественники старались упредить возможные неприятности и готовились очень тщательно. Как результат такого старания, и кое-чего из русского менталитета, экспедиция покинула Петропавловск-Камчатский на две недели позже запланированного. Ворота клуба «Квадратное колесо» покинула колонна из четырёх джипов и машины сопровождения. Предвкушая все прелести путешествия, участники экспедиции из краевого центра устремились в первый пункт путешествия – камчатскую Швейцарию, село Эссо, Быстринского района. В Эссо добрались не без приключений. Несмотря на дороги общего пользования, в пути пришлось несколько раз останавливаться для небольшого ремонта снаряжения. Первая поломка прицепа - сломался колёсный диск. Неприятности не смогут изменить настроения команды. «На Магадан!», - слова самого опытного члена экспедиции Саши Кобзаря звучат как лозунг и одновременно как заклинание. Все прекрасно представляют, сколько нужно преодолеть, для того, чтобы пробиться на материк. Впрочем, до реального бездорожья ещё далеко и у ребят есть время и для ремонта и для шутливых замечаний.
&
Небольшая остановка в селе Мильково. В сельскохозяйственной столице Камчатки задерживаться не стали. Обед в местной столовой. Такое чувство, что время остановилось, и экспедиция оказалась в Советском союзе. Те же подносы, аскетичный интерьер и отличная еда, также как двадцать пять лет назад. Закончив с обедом, путешественники двигаются дальше.
&
Уже на первом, «прогулочном» этапе начали ломаться прицепы. Легкая, но непрочная жигулёвская конструкция не выдерживает даже грунтовки. Эти мелкие поломки замедляют продвижение на север и немного портят общее впечатление от поездки. «Какие виды! Закат солнца и мы здесь…», - пока одни ремонтируют, остальные участники экспедиции предпочитают накапливать положительные эмоции, благо, в любой точке Камчатке можно получить массу эмоций от созерцания местных видов. Многое из того, что ремонтируется в условиях настоящего «оффроуда», сделано исключительно благодаря традиционной русской смекалке и мату, как связующему звену, стирающему грани между нашей действительностью и японским качеством. В ход идут все подручные средства, порой, трудно предположить, что через минуту, какая-нибудь турбинка заживёт новой жизнью. Так и с прицепами: тут прикрутили, там подложили и в путь!
&
Перед самым Эссо начала «умирать» коробка-автомат на Ниссане Кобзаря. Исправить такую поломку в дорожных условиях трудновыполнимое дело, а возвращаться на базу – потерять 2-3 суток. Поэтому было принято решение продолжить движение, в конце концов, это не ралли, здесь скорость не нужна, здесь думать надо. В посёлке, путешественников ожидали спецы из МЧС. С начала 2008 года на базе клуба «Квадратное колесо» организовано отделение Россоюзспаса – общественной структуры созданной при участии министерства по чрезвычайным ситуациям. Благодаря такому сотрудничеству путешественники избавили себя от большинства неприятностей связанных с обеспечением питанием, связью, топливом и ремонтной базой на протяжении всего маршрута.
Где – то на полпути до Эссо встретили коллег - экстремалов. На пути из Оссоры один из двух автомобилей совершил кульбит через крышу, экипаж был вынужден заклеивать выбитые окна клейкой лентой и кутаться всю оставшуюся дорогу в зимние куртки. Тепло попрощались и разъехались в разные стороны. Мысленно, каждый участник дальневосточной экспедиции пожелал себе избежать подобных приключений. Но, как оно будет на самом деле?..
Как ни манила «камчатская Швейцария» погостить, участники экспедиции рвутся в бой. Впереди их ждут сотни километров бездорожья, и никто не хочет откладывать эту встречу. Следующий отрезок пути решено пройти на пневматических колесах, сделанных по эксклюзивной технологии подаренной джипперам изобретателем из Томска ХХХХХХ. Сам автор передал право использования чудо-колёс во время своего пребывания на Камчатке. Узнав, что наши джипперы ставят перед собой серьёзные задачи и ежегодно предпринимают вылазки на Север полуострова, ХХХХХ поделился своими наработками. Предполагалось, что изобретатель присоединится к дальневосточной экспедиции, но не сложилось… Конструкция таких колёс довольно проста и по предварительным расчётам должна оказаться весьма эффективной. На базе клуба, при активной поддержке магазина «Резинотехника», было изготовлено несколько комплектов, однако серьёзной проверки не получилось. Путешественникам предстоит провести первые испытания в условиях жесточайшего бездорожья! Перед самым стартом становится понятно, что в экспедицию уйдут не четыре, а три экипажа.
. Непредвиденные обстоятельства сократили колонну, теперь в её составе Олег Алёхин на "ММС-Паджеро».
Константин Мурашов на Тойоте-Сурф" .
Александр Кобзарь "Ниссане-Терано"
Штурман-оператор Евгений Антипин.
Подготовка к первому «боевому» этапу проходит успешно,
немногочисленные обитатели расположенного неподалёку эвенского стойбища степенно занимаются своими делами,
изредка поглядывая в сторону путешественников.
Переобув и дозаправив автомобили, участники экспедиции готовятся в путь. С этого момента вся надежда только на свои силы. Сопровождающие дальше не идут. Короткое прощание, небольшая напутственная речь и джипперы выходят на зимник, ведущий к Тигилю.
Радость путешественников немного охлаждают проблемы с прицепами. Решать их приходится с завидным постоянством. В итоге, когда у одного прицепа отвалились колёса,
Пришлось делать из него некое подобие волокуш.
Ближе к полуночи – первое испытание. Взяв штурмом затяжной подъём участники экспедиции дали волю эмоциям, устроив короткий привал, минут пять жгли петарду, радовались, что город с его асфальтом и пробками далеко позади.
Вновь проявили смекалку и изобретательность, поставив жигулёвскую конструкцию на импровизированные полозья.
Следующий день встретил экспедицию оживлённым движением. Оказалось, что жизнь зимника бурлит, по нему проходят если не сотни, то десятки автомобилей в день! В основном это строительная техника, используемая на ближайших объектах энергетики и горнорудной промышленности.
. Особое восхищение вызвало появление подъёмного крана, с трудом, но освоившего трудные подъёмы и спуски зимних перегонов. Впрочем, по зимнику путешествуют не только обычные, мирские люди. Где-то в центре Камчатки участники экспедиции встретили весьма неожиданную компанию – христианскую миссию, колесившую по бескрайним просторам полуострова! Молодые люди путешествовали на обычном Тойота – Сурф и отечественном Уазике, поставленном на огромные катки. Миссионеры внимательно выслушали рассказ о дальневосточной экспедиции, спели, пожелали удачи и пригласили в гости, в Палану. Встреча вдохновила джипперов, уж очень неожиданной она была.
Воспользовавшись привалом, участники экспедиции установили на Паджеро Олега Алёхина МэттТраки. Эта гусеничная система стоит на вооружении Камчатких спасателей и предназначена для преодоления серьёзного бездорожья.
. В МЧС любезно предложили джипперам воспользоваться новой техникой. Система довольно быстро монтируется вместо штатных колёс, но имеет очевидный недостаток – большой вес. Один трак весит около 170 килограмм, а надо четыре. Впрочем, на глубоком снегу Мэттраки оказались весьма эффективны
. Не заметив отключенного переднего привода, Олег проехал несколько десятков метров по целине, зарылся, а когда включил 4ВД автомобиль просто напросто «всплыл» и понёсся вперёд. Правда, за всё надо платить, расход топлива увеличился раза в три, до 30-35 литров на сотню!
Путь от Эссо до Тигиля старались пройти максимально быстро. Всё-таки зимник, почти дорога. Ехали много, даже по ночам. Для джипперов освоивших Север такой режим знаком, поскольку после захода солнца снег превращается в наст, и ехать по нему одно удовольствие. Знают об этих тонкостях и водители грузовиков, занимающиеся перевозками в этих краях. Поэтому, ночью движение на зимнике не замирает и живёт он вполне активной жизнью. Кто буксует, кто спит… В таком темпе экспедиция двигается несколько суток подряд, спали очень мало и чтобы как то развлечься, рассказывали друг другу анекдоты по рации.
Идея с рациями была позаимствована у водителей такси. Собственно, и сами рации путешественникам установили в Петропавловской фирме «Колобок». Понятно, что их основное назначение – координация действий экипажей во время прохождения сложных участков. Но и в случае с анекдотами, рации существенно облегчили путешествие. Всё-таки живое общение на длинных перегонах сложно заменить.
К безусловным плюсам путешествий в отдалённые и малонаселённые районы полуострова можно отнести возможность познакомиться с диким миром Камчатки
Животные и птицы, не привыкшие к присутствию рядом человека, людей не боятся
иногда подходя на близкое расстояние, принимая угощение буквально из рук
В Тигиль участники экспедиции прибыли имея в пассиве два сломанных прицепа и мелкие проблемы с техникой. Из-за чего путь, который в нормальных условиях занимает не более суток, джипперы проделали за четыре дня
. Благодаря сотрудничеству с МЧС временным пристанищем путешественников стала местная пожарная часть. Хорошенько выспавшись, экипажи принялись за серьёзный ремонт
Два дня ударного труда и дальневосточная экспедиция подготовилась к следующему перегону. Сварка и смекалка сделали своё дело, прицепы поставили на полозья и укрепили, благодаря чему появилась уверенность в дальнейшем ходе экспедиции. Во время ремонта, один экипаж провёл разведку местности: осмотрели возможные пути, наметили маршруты. Местные ландшафты не порадовали большим разнообразием – сопки и тундра. Глазу зацепиться не за что.
.При помощи болгарки и сварочного аппарата полностью переделали злосчастные прицепы в нарты. Благо, путешественники встретили полное взаимопонимание со стороны местных жителей, которые очень помогли в работе. Параллельно, председатель клуба «Квадратное колесо» выполнял ещё и просветительскую миссию. Интервью местной газете «Панорама» было призвано продвинуть идеи экстремального оффроуда дальше на север Камчатки.
Паджеро вновь поставили на колёса, погрузив Мэттраки в нарты, до следующего раза. Тепло попрощались с добровольными помощниками экспедиции, настоящие люди! Следующая цель - Палана.
Благодаря удачной конструкции, нарты хлопот не доставили и сто километров от Тигиля до Воямполки даже ничем не запомнились. Прошли на одном дыхании за 3 часа. О самой Воямполке, расположенной на середине пути между Тигилём и Паланой говорить нечего. Поселение произвело удручающее впечатление отсутствием маломальских условий для жизни. Учитывая, что экспедиции на север полуострова проходят с 2001 года, можно говорить о том, что маленькие посёлки умирают на глазах джипперов. Грустно…
Едва миновали Воямполку, упёрлись в колонну грузовиков. Начинающаяся метель и узкий зимник свели шансы обогнать к минимуму. Зимник в условиях непогоды напоминает знаменитую Дорогу жизни. По краям колеи вешки, далее – целина. Не дай Бог замешкаться и потерять ориентир, сразу окажешься в глубоком снегу. Подобные ошибки дорого обходятся, многочасовая тренировка на все группы мышц с лопатой учит водителей избегать снежных ловушек. Опытные участники дальневосточной экспедиции с честью выдержали испытание, чего не скажешь о других участниках движения. На подходе к столице Корякии залили последние запасы топлива из бочек. Больше нет и если в Палане добыть солярку не удастся, дальневосточную экспедицию ожидают большие проблемы. В Палану въезжали ночью. Как бы то ни было, но было заметно, что это хоть и маленькая, но столица. По сравнению с тем, что можно увидеть в той же Воямполке, центр цивилизации! На ночлег участники экспедиции расположились в местной гостинице. Соседи по комнате, работающие в Корякии по контракту, были искренни удивлены тем, что в эти края едут по доброй воле. Было бы зачем! И деньги не играют в данном случае никакой роли.
Боевые автомобили проделавшие столь долгий путь вызвали огромный интерес у местного населения, особенно радовались дети, тут же облепившие джипы. Несмотря на столичный статус дороги в Палане немногим лучше зимника и отличаются, в основном, твёрдостью покрытия. Впрочем, это не омрачало радости путешественников от общения с цивилизацией. Палана уже давно стала для членов клуба «Квадратное колесо» своеобразной точкой отсчёта. За ней открываются многие дороги на Север, поэтому редкая экспедиция обходит Палану. И на этот раз, джипперы встретили много знакомых. Местные телевизионщики обрадовались возможности записать разговор с путешественниками, заодно и пообщались со старыми друзьями. Ради такого случая, на автомобилях, входивших в состав экспедиции, развесили флаги - российский и клуба «квадратное колесо». Пусть все знают, подобные подвиги по силам только патриотам!
По давно сложившейся традиции, джипперы активно пропагандируют ценности езды по бездорожью везде, где бывают. Благо, что во время каждой поездки снимается видео с отчётом о проделанной работе. На встрече с главой местной администрации путешественники оставили на память о своём приезде два ДВД-диска, с описанием своих предыдущих приключений. Оказалось, что сам глава активный сторонник строительства дороги на материк. Возможно, если этому суждено сбыться, то трасса проляжет по следам одной из дальневосточных экспедиций. Вот тогда джипперам точно не избежать славы!
Правда далеко уехать не удалось, на Террано Кобзаря разлетелась ступица. Благо перед отъездом из Петропавловска ребята из «Автодома» укомплектовали каждый автомобиль запчастями. Каждый водитель знает сильные и слабые стороны своего авто, поэтому запчасти брали с умом. Таким образом, у Кобзаря оказалась нужная деталь и в течение всего дня, а затем и при свете фар, на морозе, ремонт был успешно завершён!
Дальнейший путь, экспедиция проделывает в сложных условиях гористой местности. Прицепленные к джипам нарты, то и дело норовят обогнать или утащить в сторону. Достаточно крутые подъёмы и спуски отнимают массу сил и заметно снижают моторесурс некоторых узлов автомобилей. На одном из спусков вновь отказал Террано, на этот раз проблемы с редуктором.
Ремонт автомобиля на склоне это целое искусство. Находясь под большим углом, машина постоянно рискует сорваться вниз. Для того, что бы этого не произошло, Террано цепляют тросом и придерживают другим автомобилем. Но это ещё пол беды, на этот раз нужной детали не находится и один экипаж возвращается в Палану за редуктором. Здесь путешественникам несказанно повезло, при помощи спутникового телефона, редуктор успели заказать в Петропавловске и, о чудо, в тот же день его доставили в Палану! Обернулись быстро и оперативно приступили к замене. Те, кто во время вынужденного простоя не был занят ремонтом, развлекались доступными способами. Психологическая разгрузка очень важна и ребята сполна воспользовались представившейся ситуацией.
Какое-то время путешествие продолжалось без серьёзных проблем. Были мелкие ремонты пневматических колёс, но это не слишком задержало экспедицию. Ночью преодолели первую водную преграду. Ручей не представлял из себя ничего сверхъестественного и, тем не менее, пришлось повозиться. Обледеневшие берега не желали пропускать джипы и даже Мэттраки не выручали. Тяжёлые нарты стаскивали автомобили обратно, путешественникам пришлось приложить все свои знания и опыт для решения непростой задачи. Вообще эта ночь было длиннее многих других. Машины попадали в снежные ловушки, их вытаскивали, и они снова застревали…
Новый день начался с «планового» ремонта пневмобаллонов. После нехитрого утреннего туалета приведшего джипперов в чувство, приступили к работе. Суровые условия экспедиции выявили недостатки конструкции, которые на бумаге сложно распознать. В целом удачная конструкция, имеет свои уязвимые места, приводящие к частым поломкам. Ближайшим населённым пунктом, где экипажи с перевели дух, стал посёлок Лесная. В населённый пункт прибыли под вечер
Автомобили поставили в странного вида строение, напоминающее секретный «Ангар 18», где, как известно, проводили исследования над пришельцами. Инопланетный антураж дополнил впечатления. В Лесной надолго не задержались, пока часть экспедиции ремонтировала нарты, один экипаж отправился в разведку. Необходимо понять, насколько серьёзным препятствием может стать мокрый весенний снег. В очередной раз путешественники убедились в исключительных человеческих качествах северян. Оказав помощь в ремонте, местная администрация предоставила 400 литров дизтоплива под честное слово! Искреннее удовольствие от приезда экспедиции получила местная детвора облепившая автомобили. Трудно было устоять и не прокатить ребят по улицам родного посёлка. Ведь джипы участников экспедиции, по сути, единственная колёсная техника в этих краях! Подлатав нарты, и внеся небольшое усовершенствование в устройство Мэттраков, двинулись дальше.
На пути к Карагинскому перевалу встретили лишь несколько гусеничных транспортёров и собачьи упряжки. Колёсная техника сюда не заходит! Вдобавок, эта местность слабо изучена джипперами и, при недостатке ориентиров легко заблудиться. Очень помог буквально приплывший по снежной целине на Буране Костя. Он помог найти правильные ориентиры по карте. За следующие 8 часов прошли, от силы, километров 15. И это не самый сложный участок маршрута! Набитая кем-то ранее колея, слабо подходила для пневмоколёс.
Выход был найден, Олег на своём Паджеро, отцепив нарты, шёл впереди, набивая колею Мэттраками. Это помогло лишь отчасти, всё равно через какое-то время приходилось останавливаться и вытаскивать севшую в снег машину. Всё потому, что под тонкой коркой наста, находился рыхлый снег, так называемый сахар. По такому снегу, очень напоминающему сахар-песок, можно проехать ночью или раннем утром. Решение пришло самой, надо двигаться по ночам. Никто при этом на судьбу не жалуется, за этим и ехали! В какой-то момент пришлось пожертвовать крылом на Тойоте Константина Мурашова. Оторвавшаяся деталь автомобильного костюма мешала движению, поэтому долго думать не стали и решили проблему радикально, просто отхватив болгаркой.
. По словам местных жителей, примерно в 45 километрах от Лесной есть охотничий домик, там и должен завершиться очередной этап экспедиции. Домик оказался совсем крохотным домишкой. Грубые доски, самодельная печурка; затерянный под снегом приют принёс путешественникам долгожданный отдых. На следующий день пришлось искать решение как двигаться дальше? Накануне прошёл дождь, превративший и без того мокрый снег в кашу. Было два варианта: пробивать колею, возвращаться и ждать, пока ночной мороз закрепит снег или двигаться вслед за лыжником, роль которого досталась четвёртому участнику путешествия, штурману – оператору Евгению Антипину. В итоге решили оставить один автомобиль и нарты в лагере, а сами начали пробиваться вперёд, не выпуская из рук лопату и иногда проваливаясь в снежную кашу по пояс.
Перед штурмом перевала подняли российский триколор.
Перед штурмом перевала подняли российский триколор, необходимо тщательно настроиться и символ государства подходит для этой цели лучше всего. Становится меньше снега, порой автомобили двигаются по сухой прошлогодней траве. Карагинский предстал перед путешественниками спустя 13 дней после выхода из Лесной и спустя 31 день после старта из Петропавловска-Камчатского… Путь был трудным и долгим, но основная его часть ещё впереди. Каждого участника Дальневосточной экспедиции переполняют противоречивые чувства, ведь раньше, здесь на колёсной технике никто не проходил. Как будет на этот раз?
Движение вверх, к вершине перевала заставляет трудиться двигатели на максимальных оборотах и требует от водителей максимальной собранности. Благо, за плечами путешественников имеется определённый опыт. Если этого недостаточно на выручку приходят товарищи.
&
И вот, вершина! Сколько раз в мечтах, участники экспедиции представляли этот момент! Мы сделали это, значит, способны сделать много больше! Буря эмоций и нескрываемая радость – всё в тосте во славу джипперского движения! Но, надолго задерживаться не стоит, короткая фотосессия на вершине и в путь. Затем эти фотографии разойдутся по всемирной паутине как доказательство несгибаемой воли, мужеству и вере в себя!
&
Дорога к обратной стороне Карагинского перевала оказалась сложнейшим испытанием. Не останавливаясь, пробивались даже ночью. После разведки местности, цепляли нарты и ехали дальше. Видимость, в условиях постоянного тумана и скрадывающего складки местности снега, практически нулевая. В такой ситуации велика вероятность «нырнуть» в расщелину или спровоцировать лавину. К тому же гружёные нарты совершенно непредсказуемы во время спуска. В один момент показалось, что правильное направление потеряно, долго думали, куда ехать дальше. Инициативу в свои руки взял самый старший участник экспедиции, Александр Кобзарь заявивший, что знает куда ехать. Ему поверили и продолжили путь.
&
Едва спустившись с перевала, экспедиция увязла в глубоком снегу. Машины постоянно зарываются и на помощь приходят лопаты и шняги. Небольшая река, отделяющая плато от перевала неожиданно оказалась серьёзным испытанием. Пришлось употребить все свои знания, чтобы форсировать водную преграду. Выбравшись, экспедиция оказалась в лесу, где обнаружили следы проходившей незадолго до этого гонки на собачьих упряжках «Беренгия - 2008». Небольшая хижина, крыша которой находилась как раз на уровне колёс джипов, приютила путешественников на ночь. Согласно карте, домик расположен в 40-50 км от ближайшего населённого пункта Оссоры.
&
Новый день и новое испытание. На Сурфе Константина Мурашова ломается полуось! Вновь вспомнили добрым словом ребят из «Автодома» снабдивших каждый экипаж необходимыми запчастями. Ремонт в походных условиях дело привычное! Были бы руки да запасные детали. То и дело, оглядываясь назад, путешественники с трудом сдерживают эмоции, дух захватывает, такое преодолели! Когда до Оссоры оставалось совсем немного топливо практически закончилось. Пришлось искать место для стоянки и, наполнив баки Паджеро, отправлять Олега Алёхина за помощью. Свободное время посвятили созерцанию окрестностей. Неподалёку от места стоянки состоялась интересная встреча с хищником. Белоплечий орлан, видимо присевший отдохнуть и с недовольным видом наблюдавший за экспедицией, попал в объектив видеокамеры. Все попытки познакомиться, птица решительно игнорировала. Когда назойливые люди нарушили границы дозволенного, орлан взлетел и отправился в более спокойное место.
Довольно быстро из Оссоры прибыла помощь. Караван, гружённый бочкой солярки и нехитрой провизией, возглавил ни кто иной, как известный руковадитель гонки в Карагинском районе и новый друг "Квадратников" Валерий САЛАХОВ!!! Он привёз ещё малоутешительные новости, в тундре начали вскрываться реки и озёра. Для путешественников это может означать дополнительные трудности, вплоть до срыва экспедиции. На самом подходе к Оссоре удалось дозвониться по сотовому телефону домой. Родные и близкие, узнав, где находится в данный момент экспедиция, немедленно предложили вернуться домой. Поздно, отступать некуда, позади перевал!
Непосредственно на подступе к столице Карагинского района, машины, одна за другой стали проваливаться в глубокий снег. Да так, что выбраться самостоятельно шансов не было. Это вдвойне обидно, когда мысленно предвкушаешь встречу с цивилизацией, приходится браться за лопату и копать. Так до самой Оссоры и копали. На этом месте осталось только положить асфальт, основа для дороги там уже есть!
Девятнадцать дней занял нелёгкий путь от Лесной до Оссоры, и теперь автомобили участников ожидал серьёзный ремонт. Особенно досталось Мицубиси-Паджеро Олега Алёхина, автомобиль добрался до места ремонта несмотря на отсутствие 1-й и 5-й передач и общее подорванное здоровье. Запасные части должны были доставить из Петропавловска, это не первый случай, когда друзья-джипперы по первому зову бросаются на помощь экспедиции. Как им это удаётся? Но факты вещь упрямая- нужные детали оказываются там, где нужно. В самом посёлке стало очевидно, что до настоящей весны остаётся совсем чуть-чуть. Земля парила тающим снегом, показалась прошлогодняя трава. Необходимо тропиться, иначе тундра превратится в непроходимое болото. Жители Оссоры радушно отнеслись к путешественникам, при случае помогая им кто, чем может. Так, главный судебный пристав угостил джипперов домашними пирожками с картошкой. Скажете мелочь? Ничего подобного, цену таким отношениям узнаешь, только оказавшись в подобной экспедиции. Перед тем как покинуть посёлок, приобщились ко всем возможным благам цивилизации: бане, домашней еде, мороженному…
Наконец в путь! Дорога общего пользования быстро закончилась и джипы в полной мере стали отрабатывать свой внедорожный статус. До ближайшего населённого пункта – Тымлата, дошли без приключений. Здесь расстались со своим провожатым, благодаря которому отрезок пройден быстро. Перейдя реку Кичигу, остановились в домике, который используется во время путины сезонные рабочие. Всё побережье в таких времянках, здесь есть всё, что может пригодиться путешественнику, а главное – крыша над головой.
Весенняя тундра полна сюрпризов. На поверхности всё ещё лежит снег, с виду он вполне внушает доверие. Но стоит автомобилю на него наехать, как снег превращается в месиво. На поверку оказывается, что под снегом вода! Двигаться приходится очень осторожно, поскольку её уровень достигает дверей джипа. В экстремальной ситуации вновь проявляются недостатки самодельной конструкции пневмоколёс. Ремонт не сложный, но заметно тормозит движение. Если и есть в увлечении джипперов положительные моменты, так это контакт с дикой природой! Относительная неторопливость и размеренность движения позволяет любителям 4х4, в отличие от, скажем, представителей классического ралли, познавать красоты меняющегося ландшафта. Камере ни за что не передать суровую красоту, окружавшую участников экспедиции. Северная природа, вопреки сложившимся представлениям, наполнена потрясающим разнообразием и сочетанием красок в местах, где море сливается с горизонтом, а небо с вулканами!
В месте, где река Кичига сливается с рекой Белой, образуется лиман. В это время года он ещё затянут льдом, и участники экспедиции рассчитывают пройти по нему дальше. Лагуну Онуянгэвын пересекали недалеко от посёлка Анапка. Путешественники искренни надеялись, что весенний лёд остаётся достаточно прочным и выдержит гружёные автомобили. Однако, лёд мог преподнести сюрприз, в свою очередь, испытав путешественников на прочность. Несколько раз автомобили проваливались под лёд, но к счастью, это не привело к серьёзным последствиям. В один момент участники экспедиций, было, решили приостановить движение и дождаться ночного мороза, но затягивать с переправой не стали. На льду встретили медведя. Молодой косолапый из любопытства приблизился, но злоупотреблять вниманием людей не стал.
К реке Анапка, давшей название ближайшему посёлку, подошли затемно. Предполагалось, форсировать её по льду, но весна внесла в планы свои коррективы. Ледовая переправа превратилась в решето, и преодолевали реку, практически, вброд. По всему маршруту зияли огромные лунки, благодаря которым джипперы имели возможность убедиться в крутом нраве Анапки. Это быстрая и глубокая река! Передать ощущение, возникающее, когда под тяжести машины, по льду рассыпаются трещины, сквозь которые выходит вода невозможно! Уже на другом берегу, оглянувшись на проделанный путь, путешественники мысленно поблагодарили Всевышнего и решили в дальнейшем испытывать судьбу по возможности реже. Прямо на берегу Анапки поздравили штурмана и по совместительству оператора, Евгения Антипина с днём рождения, который только-только наступил. Учитывая сложность переправы день рождения отныне можно отмечать дважды! Кстати, во время экспедиции трое из четырёх путешественников отметили знаменательное событие: между Паланой и Лесной поздравляли Кобзаря, а в самой Лесной – Олега.
Двигаясь к Ильпырю, не спали и не ели сутки! В Тойоте Константина Мурашова, добавив ощущение экстрима, отказала печка. К постоянным поломкам пневмоколёс, к которым все уже привыкли, добавилась неожиданно вышедшая из строя нарта. От усталости лопнул металл, и проблему пришлось решать подручными средствами. Одно радует, где-то в бескрайней тундре встретился джипперам замечательный человек, местный охотник Вася. Он долго и с интересом разглядывал аскетичный интерьер Террано, а затем согласился быть проводником.
За 25 км до Вывенки, чаще и чаще приходится преодолевать водные преграды. Весна стремительно возвращалась на Север и тундра оживала прямо на глазах. Вместо снежных равнин, приходится передвигаться по достаточно крупным участкам прошлогодней травы. К посёлку подъехали 19 мая, проведя вдали от людей ровно неделю. Очень помог проводник, Василий вёл экспедицию кратчайшим путём на протяжении 56 километров. Остаётся надеяться, что в Вывенке удастся пополнить запасы и подремонтировать Сурф и нарты. По улицам посёлка передвигались как по бездорожью, медленно и аккуратно. Кругом разруха и безысходность. На центральной улице Вывенки, с советских времён стоит памятник Максиму Горькому. Странно, везде Ленину, а тут великому пролетарскому писателю. Местные жители благородно помогли сваркой, принесли камеры для пневмоколёс и рабочими руками. И ещё, кто – то совершенно безвозмездно, то есть даром, отдал печку для Сурфа!
В посёлке надолго не задержались, напоследок хотели отблагодарить за помощь Василия. Олег подарил ему фонарик, больше на память, чем в хозяйство, в тундре проблема с батарейками. Хотя, кто знает? Река Вывенка одна из крупнейших на полуострове,почти как Камчатка. Местные жители посоветовали двигаться посередине, там лёд крепче. Этот лёд представляет собой своеобразный пирог из верхнего, мягкого слоя, и нижней прочной основы. Благодаря этой основе машины во время пути не уходят под воду. Преодолеть 30 километров по так называемому льду реки Вывенка, оказалось немногим проще, чем проехать по целине. Джипы то и дело зарываются и вытащить их непросто.
Ближе к ночи, экспедицию поразила эпидемия поломок. Сначала на Сурфе Константина Мурашова снова срезало полуось. С той же стороны, что и ранее. Поставили запасную, заказанную на Большой земле, она догнала экспедицию в Оссоре. В завершение неприятностей, на Паджеро лопнула раздатка. Отказали задняя и пониженная передачи, бежит масло. И это практически на середине пути, до Вывенки 25 км, до Тиличик – 35. Через спутник связались с Оссорой, попросили переправить деталь в Тиличики. Ситуация сложная, дальнейшее путешествие превращается в лотерею. Совершенно очевидно, что в Тиличиках автомобили путешественников ожидает серьёзный ремонт. Возникает ощущение того, что подобное уже проходили …
Небольшой перевал, вставший на пути экспедиции, штурмовали утром, по крепкому насту. Влияние весны ощущается всё более явно. Теперь снега гораздо меньше, основное покрытие – трава и камни. Понятно, что в таких условиях, полозья нарт превратились в якорь, создавая дополнительную нагрузку на потрёпанные путешествием автомобили. К тому же Тойота Константина продолжает путь на буксире.
Самое серьёзное испытание, как, оказалось, было ещё впереди. Двигаясь первым, Паджеро Олега Алёхина уходит под воду по самое лобовое стекло. Остальные участники экспедиции не успели ничего сообразить, как автомобиль оказался, в буквальном смысле, в подвешенном состоянии. В срочном порядке джип разгрузили и стали готовить план спасения. Было решено завести под передние траки шняги, но в результате, одну из них упустили. В свете фар автомобиль напоминал изображение зажатого льдами «Челюскина», из школьного учебника. Оставалось приложить усилия, для того, чтобы Паджеро избежал участи легендарного ледокола. Первая попытка не удалась, мешали нарты. В течение трёх часов автомобиль поднимали, при помощи специальных домкратов, хай-джеков. Наибольшую проблему создали выручавшие на протяжении всего путешествия Мэттраки. Тяжёлая конструкция, имеющая треугольную форму, упёрлась в берег, не желая отпускать автомобиль. Но, справились и с этим, ближе к утру автомобиль вытянули из ловушки! Осмотрели двигатель, удалили воду. Паджеро завёлся и продолжил движение!
Выйдя на косу у посёлка Корф, участники экспедиции приняли решение сменить пневмоколёса и мэттраки на обычную 35-ю резину. События предыдущей ночи отняли много сил и после небольшой передышки джипперы вновь в пути. В Корф вошли ночью. Тёмные грязные улицы, отсутствие света в домах произвели не самое приятное впечатление на экспедицию. Но с рассветом пришли новые заботы, и думать об окружающей действительности стало некогда. Сотрудники местного отделения МЧС, по доброй традиции, обеспечили всем необходимым. Путешественники погрузили автомобили на паром доставивший их в Тиличики.
Прибыв в Тиличики, участники экспедиции первым делом направились на поиски бани. Однако это оказалось не самым лёгким делом. Первоначальная договорённость не сработала, но нашлись добрые люди, пустившие в душ на одном из местных предприятий. Маленькие житейские радости очень сильно поднимают боевой дух путешествующих вдали от цивилизации джипперов. По сравнению с большинством населённых пунктов попавшихся на пути экспедиции, Тиличики произвели приятное впечатление. Разрушенный землетрясением посёлок восстановили, вместо унылых строений появились радующие глаз аккуратные дома. Одним словом буйство красок и цветов. Правда это не мешает некоторым местным жителям вести привычный образ жизни… В Тиличиках остановились на базе предприятия «Алмазспецстрой». Его руководитель ХХХХ большой поклонник экстремального бездорожья, принимавший участие, в подготовке Дальневосточной экспедиции начиная с подготовительного этапа. Теперь, когда возникла необходимость в ремонте, джипперы нашли полное понимание и поддержку в лице ХХХХ.
Весна окончательно пришла в Корякию, взломала тундру, с её многочисленными реками, озёрами и болотами. Во время вынужденной остановки участникам экспедиции только и оставалось, изучать окрестности с прицелом на будущее. На оставшихся в строю автомобилях, джипперы сделали три вылазки в сторону села Хаилино. Сущность любителей свободного передвижения рвалась дальше, на Магадан, мечта о котором пока, осталась несбывшейся…
Покидали Тиличики на морем со смешанными чувствами. С одной стороны, экспедиция не достигла финиша, по странному стечению обстоятельств остановившись в самом современном и комфортном посёлке Корякии. С другой стороны, опыт полученный путешественниками не может не пригодиться в дальнейшем. Ошибки, допущенные при подготовке к дальневосточной экспедиции, исправят, а многочисленные знакомства и деловые контакты сохранятся на будущее. Джипперы взяли новый рубеж, доказав многим, что Камчатка всё-таки полуостров, а значит здесь должен быть иной путь, на материк – путь наземный.
В 2008 г. мы так и не взяли рубеж " МАГАДАН" НО В 2009г. Мы достигли точки на КАРТЕ МАГАДАН!!! Но это будет уже в другом фотоотчёте, хотите узнать, голосуйте!!!!!!!!!!!!!!!!!!
МАГАДАН, НАШ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!