Курильщик в советские годы не был обделен вниманием производителей - если говорить о разнообразии марок сигарет. Только отечественных их было около 50-ти - сигареты без фильтра, сигареты с фильтром и папиросы. Кроме того, не были редкостью и импортные сигареты - в основном из стран соцлагеря - Болгарии, Кубы. Настоящие же импортные сигареты уже нужно было доставать, но это не было особой проблемой.
Ява, Столичные, Космос, Союз-Аполлон, Прима, Лайка — эти названия были знакомы миллионам курильщиков Советского Союза, да и не только курильщикам. Марок сигарет в СССР было гораздо больше, чем сортов колбасы, различных водок или каких бы то ни было других разновидностей товаров народного потребления.
Советская сигаретная история началась после Великой Отечественной войны, во время которой состоялось знакомство одной шестой части суши, до того остававшейся заповедником самокруток, махорки и папирос, с табачной продукцией союзников и немцев. Свои сигареты появились и у страны- победительницы. Но фильтром и формой международного образца они обзавелись лишь в 1966 году: первопроходцем стали сигареты Ява одноименной московской табачной фабрики.
Еще девять лет понадобилось государству рабочих и крестьян, чтобы войти в тройку самых больших производителей табачных изделий в мире, уступив пальму первенства лишь США и Китаю. СССР тогда штамповал 365 млрд штук сигарет в год — это примерно десятая часть общемирового производства.
По рассказам тех, кто курил в те годы, практически все сигареты того времени были достаточно низкого качества, часто плохо прогорали - положите сейчас сигарету на край пепельницы - она истлеет вся; советская сигарета же быстро тухла и очень неприятно воняла "бычком". Кроме того, табак в сигаретах был достаточно грубы и крепким.
Как и многие другие виды продукции в СССР, сигареты под одной маркой производились на самых разных фабриках - в результате одна и та же марка могла быть совершенно по разному воспринята курильщиком, купившим, к примеру "Космос" в Киеве или Саратове. Часто сигареты были не только грубыми. но и влажными и их приходилось не только разминать, но и подсушивать.
Из более или менее традиционных сортов лучшими сигаретами считались «Космос». Их выпускали на многих табачных фабриках. Самым качественным считался сухумский, потом тбилисский и кишиневский и только потом московский (фабрики «Ява») — все в твердой пачке. Прочие варианты (например, моршанский или ленинградский) и разновидности в мягкой пачке не котировались. Стоил «Космос» вне зависимости от места производства и упаковки 70 копеек, курить его считалось весьма солидно, хотя и не шикарно. «Шикарно» было курить Marlboro, культовый бренд 70–80−х, советский символ «красивой жизни», примерно как джинсы Montana и кроссовки Adidas. Сигареты (но не папиросы!) ленинградского производства считались плохими. Сигареты кишиневской фабрики котировались очень высоко, но до Москвы доходили лишь эпизодически.
Был еще один сверхпопулярный, хотя и более демократичный сорт — «Ява». Она выпускалась в Москве, на фабриках «Ява» и «Дукат», обе стоили 40 копеек и выглядели почти одинаково, но для советского человека между «Явой явской» и «Явой дукатовской» была большая разница. Первая считалась хорошей и «приличной к употреблению», вторая — намного хуже. Была еще и «дубовая» «Ява» в твердой пачке, которая, несмотря на более высокую цену (60 копеек), почему-то котировалась весьма средне. Еще существовала длинная «дамская» «Ява-100» (80 копеек), но особого успеха, в том числе у дам, не имела.
На «Яве» делались также дорогие (80 копеек) и считавшиеся «пафосными» сигареты «Герцоговина Флор», а также ароматизированные «Золотое руно» (70 копеек). Из-за специфического вкуса оба сорта, особенно «Руно», считались «сильно на любителя».
Другие сигаретные сорта московских фабрик — укороченные «Краснопресненские», «Лайка», «Новость» (все по 30 копеек)— особой популярностью не пользовались. Про «Новость», впрочем, ходили легенды, что это были любимые сигареты Брежнева и что выпускались «спецпартии» этих сигарет с роскошным табаком.
Советские табачники маркировали свой продукт по классам, в зависимости от качества табака и его крепости (от первого до седьмого). Но потребители свой выбор (если он был) основывали не на обозначении класса, а на том, какой завод выпустил продукцию и какова, собственно, сама пачка— твердая или мягкая.
Подавляющее большинство курильщиков были уверены, что из сигарет одной марки лучше те, что запечатаны в жесткой картонной пачке, чем в мягкой бумажной.
Сигареты без фильтра считались «непрестижными». Их курили деклассированные личности, солдаты, совсем бедные студенты, отдельные эстетствующие элементы со склонностью к эпатажу и заядлые курильщики с колоссальным стажем. О последних надо сказать особо. Это ушедшая натура — люди, выросшие на военной и послевоенной махорке, курившие по нескольку пачек в день, для которых даже крепкие сигареты с фильтром были не более чем дамским развлечением.
Из сигарет без фильтра наиболее приличными почитались «Прима» (16 копеек) и «Астра» («астма», 25 копеек), ну и может быть сравнительно дорогой «Полет» (30 копеек). «Дымок» («дымсон», 16 копеек), «Памир» («нищий в горах», 12 копеек), украинская «Ватра» («топор», 25 копеек) и прочее вполне справедливо считалось полным дерьмом, хотя степень дерьмовости варьировалась в зависимости от фабрики-производителя.
Зато с папиросами дело обстояло намного веселее. Качество большинства сортов было сносным, а их курение (за исключением, да и то относительным, «пролетарского» «Беломорканала») считалось вызывающе-стильным. Легкая антисоциальность была в те времена в моде.
Наиболее популярными были папиросы «Беломорканал», стоили они 22 копейки, но в пачке было не 20, а 25 папирос. Лучшим «беломором» считался ленинградский, фабрики им. Урицкого, за ним шел «явский». На «Яве» же производили очень сносный «Казбек» (30 копеек за 20 шт.). Другие тридцатикопеечные папиросы — московские «Любительские» (скверные), ростовские «Наша марка» (вполне приличные) и одесские «Сальве» (великолепные). «Сальве» продавались только в Одессе и Киеве, и их, так же как и «Нашу марку» из Ростова, везли в Москву «в частном порядке» и в товарных количествах.
Помимо советских сигарет, популярностью пользовались и сигареты стран соцлагеря. Кубинские были горькие, терпкие, но с ароматом. Стоили они дёшево - от 20 до 40 копеек. Очень популярны были болгарские сигареты (Ту-134, Родопи, Стюардесса, Опал) - стоили от 35 до 50 копеек. Самыми популярными и престижными были Marlboro. Производились они в Кишинёве, качеством обладали нестабильным, а стоили дорого - рубль. На черном рынке в 80−е пачка настоящих импортных сигарет стоила от 3 до 5 рублей, а бывало и больше. Наиболее популярными сортами, помимо все того же Marlboro, были Kent, Camel, Salem.
Советские сигареты, вернее, названия марок и картинки на пачках, стали настоящей энциклопедией жизни страны. По ним можно было изучать не только особенности официальной истории и идеологии, но и географию с социологией.
Ведь в СССР выпускали марки сигарет, посвященные полетам в космос, фестивалям, некоторым городам и регионам необъятного Союза. Кроме того, специфическое "свое" курево имели почти все слои и прослойки населения — от поэтов до шахтеров. Названия говорили сами за себя: Охота, Мелодия, Речфлот, Южные, Север, Рейс, Медео, Гвардейские. Была даже удивительная для тех времен марка сигарет Менеджер, которая выпускалась на Киевской табачной фабрике.
Сигареты для советских людей были не только продуктом первой необходимости, но и благодатной почвой для народного творчества. Маркам курева давали прозвища, на тему названий марок ходили хлесткие шутки.
Излюбленным объектом фольклора были чрезвычайно популярные в СССР болгарские сигареты. Стюардессу называли Стервой, ВТ расшифровывалось не иначе как "бычки тротуарные", Шипку ввиду изображения обелиска на пачке называли "братской могилой", а Ту-134, соответственно, "смертью на взлете".
Доставалось и продукции дружественных азиатских государств — Китая, Вьетнама и Кореи. К примеру, вьетнамские сигареты за отвратительный вкус были прозваны "портянками Хо Ши Мина" в честь первого президента Демократической Республики Вьетнам.
Впрочем, сигаретам не только придумывали грубовато-забавные лозунги — они становились частью уличных легенд. Распространена была байка, связанная с твердой пачкой сигарет Космос. Многие курильщики были убеждены, что, если разорвать боковую часть крышки пачки, между слоями картона можно найти специальный ярлык-значок. А если таких знаков набрать сразу несколько, то взамен таких вот счастливых пачек прямо в киоске Союзпечати можно получить какой-то выигрыш, совсем как в моментальной лотерее...
UPD от gloriaputina
Сначало было слово и слово было Marlboro
Тут идет реклама
http://pikabu.ru/view/reklama_ marlboro_v_sssr_120142
Реклама Мальборо в СССР в 1973 произвела сильное впечатление на советских людей. И долгие переговоры с «Филип Моррис» в 1980 году завершились успехом, прямо перед подорожанием сигарет в 1982 году. В 1981 году были разработаны госты , прейскуранты и технические условия и начался выпуск сигарет сначала из молдавского табака, Мальборо, Золотое Кольцо, Космос, Лучафэр, Тандем, а потом из американского. Начали выпускаться разные соусированные и арамотизированные смеси из крупнолистового американского табака Вирджиния и Берлей под названиями; Старт, Элегия, Дружба, Диана, Нива, Алонка, Бужор, Глория, Темп, Форум. Стоили они 90 копеек. В 1983 году был освоен выпуск сигарет пониженной токсичности «Каскад» по 40 коппеек. Возможно первых в мире. Почему то они исчезли в 1985. В общем, кровавый коммунистический режим вовсю экспериментировал на людях.))))) Травя его никотином
Но лучшими молдавскими сигаретами народ считал «Дойну». А поскольку кишиневские сигареты были лучшими в стране. То и «Дойна» в переводе песня, типа была лучшей в СССР. Во всяком случае вермут "Букет Молдавии" и блок "дойны" брали все командировочные в Москву.
http://pix.com.ua/db/other/ misc/fag_pack_collection/m- doina.jpg
Также неплохими были «Флуераш»
http://pix.com.ua/db/other/ misc/fag_pack_collection-1/m- fluiera1.jpg.
Ну а так выглядели сигареты в СССР:
А это первые настоящие импортные сигареты, которые стали появляться в свободной продаже после развала СССР. С этих сигарет я начинал свой путь курильщика
Ява, Столичные, Космос, Союз-Аполлон, Прима, Лайка — эти названия были знакомы миллионам курильщиков Советского Союза, да и не только курильщикам. Марок сигарет в СССР было гораздо больше, чем сортов колбасы, различных водок или каких бы то ни было других разновидностей товаров народного потребления.
Советская сигаретная история началась после Великой Отечественной войны, во время которой состоялось знакомство одной шестой части суши, до того остававшейся заповедником самокруток, махорки и папирос, с табачной продукцией союзников и немцев. Свои сигареты появились и у страны- победительницы. Но фильтром и формой международного образца они обзавелись лишь в 1966 году: первопроходцем стали сигареты Ява одноименной московской табачной фабрики.
Еще девять лет понадобилось государству рабочих и крестьян, чтобы войти в тройку самых больших производителей табачных изделий в мире, уступив пальму первенства лишь США и Китаю. СССР тогда штамповал 365 млрд штук сигарет в год — это примерно десятая часть общемирового производства.
По рассказам тех, кто курил в те годы, практически все сигареты того времени были достаточно низкого качества, часто плохо прогорали - положите сейчас сигарету на край пепельницы - она истлеет вся; советская сигарета же быстро тухла и очень неприятно воняла "бычком". Кроме того, табак в сигаретах был достаточно грубы и крепким.
Как и многие другие виды продукции в СССР, сигареты под одной маркой производились на самых разных фабриках - в результате одна и та же марка могла быть совершенно по разному воспринята курильщиком, купившим, к примеру "Космос" в Киеве или Саратове. Часто сигареты были не только грубыми. но и влажными и их приходилось не только разминать, но и подсушивать.
Из более или менее традиционных сортов лучшими сигаретами считались «Космос». Их выпускали на многих табачных фабриках. Самым качественным считался сухумский, потом тбилисский и кишиневский и только потом московский (фабрики «Ява») — все в твердой пачке. Прочие варианты (например, моршанский или ленинградский) и разновидности в мягкой пачке не котировались. Стоил «Космос» вне зависимости от места производства и упаковки 70 копеек, курить его считалось весьма солидно, хотя и не шикарно. «Шикарно» было курить Marlboro, культовый бренд 70–80−х, советский символ «красивой жизни», примерно как джинсы Montana и кроссовки Adidas. Сигареты (но не папиросы!) ленинградского производства считались плохими. Сигареты кишиневской фабрики котировались очень высоко, но до Москвы доходили лишь эпизодически.
Был еще один сверхпопулярный, хотя и более демократичный сорт — «Ява». Она выпускалась в Москве, на фабриках «Ява» и «Дукат», обе стоили 40 копеек и выглядели почти одинаково, но для советского человека между «Явой явской» и «Явой дукатовской» была большая разница. Первая считалась хорошей и «приличной к употреблению», вторая — намного хуже. Была еще и «дубовая» «Ява» в твердой пачке, которая, несмотря на более высокую цену (60 копеек), почему-то котировалась весьма средне. Еще существовала длинная «дамская» «Ява-100» (80 копеек), но особого успеха, в том числе у дам, не имела.
На «Яве» делались также дорогие (80 копеек) и считавшиеся «пафосными» сигареты «Герцоговина Флор», а также ароматизированные «Золотое руно» (70 копеек). Из-за специфического вкуса оба сорта, особенно «Руно», считались «сильно на любителя».
Другие сигаретные сорта московских фабрик — укороченные «Краснопресненские», «Лайка», «Новость» (все по 30 копеек)— особой популярностью не пользовались. Про «Новость», впрочем, ходили легенды, что это были любимые сигареты Брежнева и что выпускались «спецпартии» этих сигарет с роскошным табаком.
Советские табачники маркировали свой продукт по классам, в зависимости от качества табака и его крепости (от первого до седьмого). Но потребители свой выбор (если он был) основывали не на обозначении класса, а на том, какой завод выпустил продукцию и какова, собственно, сама пачка— твердая или мягкая.
Подавляющее большинство курильщиков были уверены, что из сигарет одной марки лучше те, что запечатаны в жесткой картонной пачке, чем в мягкой бумажной.
Сигареты без фильтра считались «непрестижными». Их курили деклассированные личности, солдаты, совсем бедные студенты, отдельные эстетствующие элементы со склонностью к эпатажу и заядлые курильщики с колоссальным стажем. О последних надо сказать особо. Это ушедшая натура — люди, выросшие на военной и послевоенной махорке, курившие по нескольку пачек в день, для которых даже крепкие сигареты с фильтром были не более чем дамским развлечением.
Из сигарет без фильтра наиболее приличными почитались «Прима» (16 копеек) и «Астра» («астма», 25 копеек), ну и может быть сравнительно дорогой «Полет» (30 копеек). «Дымок» («дымсон», 16 копеек), «Памир» («нищий в горах», 12 копеек), украинская «Ватра» («топор», 25 копеек) и прочее вполне справедливо считалось полным дерьмом, хотя степень дерьмовости варьировалась в зависимости от фабрики-производителя.
Зато с папиросами дело обстояло намного веселее. Качество большинства сортов было сносным, а их курение (за исключением, да и то относительным, «пролетарского» «Беломорканала») считалось вызывающе-стильным. Легкая антисоциальность была в те времена в моде.
Наиболее популярными были папиросы «Беломорканал», стоили они 22 копейки, но в пачке было не 20, а 25 папирос. Лучшим «беломором» считался ленинградский, фабрики им. Урицкого, за ним шел «явский». На «Яве» же производили очень сносный «Казбек» (30 копеек за 20 шт.). Другие тридцатикопеечные папиросы — московские «Любительские» (скверные), ростовские «Наша марка» (вполне приличные) и одесские «Сальве» (великолепные). «Сальве» продавались только в Одессе и Киеве, и их, так же как и «Нашу марку» из Ростова, везли в Москву «в частном порядке» и в товарных количествах.
Помимо советских сигарет, популярностью пользовались и сигареты стран соцлагеря. Кубинские были горькие, терпкие, но с ароматом. Стоили они дёшево - от 20 до 40 копеек. Очень популярны были болгарские сигареты (Ту-134, Родопи, Стюардесса, Опал) - стоили от 35 до 50 копеек. Самыми популярными и престижными были Marlboro. Производились они в Кишинёве, качеством обладали нестабильным, а стоили дорого - рубль. На черном рынке в 80−е пачка настоящих импортных сигарет стоила от 3 до 5 рублей, а бывало и больше. Наиболее популярными сортами, помимо все того же Marlboro, были Kent, Camel, Salem.
Советские сигареты, вернее, названия марок и картинки на пачках, стали настоящей энциклопедией жизни страны. По ним можно было изучать не только особенности официальной истории и идеологии, но и географию с социологией.
Ведь в СССР выпускали марки сигарет, посвященные полетам в космос, фестивалям, некоторым городам и регионам необъятного Союза. Кроме того, специфическое "свое" курево имели почти все слои и прослойки населения — от поэтов до шахтеров. Названия говорили сами за себя: Охота, Мелодия, Речфлот, Южные, Север, Рейс, Медео, Гвардейские. Была даже удивительная для тех времен марка сигарет Менеджер, которая выпускалась на Киевской табачной фабрике.
Сигареты для советских людей были не только продуктом первой необходимости, но и благодатной почвой для народного творчества. Маркам курева давали прозвища, на тему названий марок ходили хлесткие шутки.
Излюбленным объектом фольклора были чрезвычайно популярные в СССР болгарские сигареты. Стюардессу называли Стервой, ВТ расшифровывалось не иначе как "бычки тротуарные", Шипку ввиду изображения обелиска на пачке называли "братской могилой", а Ту-134, соответственно, "смертью на взлете".
Доставалось и продукции дружественных азиатских государств — Китая, Вьетнама и Кореи. К примеру, вьетнамские сигареты за отвратительный вкус были прозваны "портянками Хо Ши Мина" в честь первого президента Демократической Республики Вьетнам.
Впрочем, сигаретам не только придумывали грубовато-забавные лозунги — они становились частью уличных легенд. Распространена была байка, связанная с твердой пачкой сигарет Космос. Многие курильщики были убеждены, что, если разорвать боковую часть крышки пачки, между слоями картона можно найти специальный ярлык-значок. А если таких знаков набрать сразу несколько, то взамен таких вот счастливых пачек прямо в киоске Союзпечати можно получить какой-то выигрыш, совсем как в моментальной лотерее...
UPD от gloriaputina
Сначало было слово и слово было Marlboro
Тут идет реклама
http://pikabu.ru/view/reklama_
Реклама Мальборо в СССР в 1973 произвела сильное впечатление на советских людей. И долгие переговоры с «Филип Моррис» в 1980 году завершились успехом, прямо перед подорожанием сигарет в 1982 году. В 1981 году были разработаны госты , прейскуранты и технические условия и начался выпуск сигарет сначала из молдавского табака, Мальборо, Золотое Кольцо, Космос, Лучафэр, Тандем, а потом из американского. Начали выпускаться разные соусированные и арамотизированные смеси из крупнолистового американского табака Вирджиния и Берлей под названиями; Старт, Элегия, Дружба, Диана, Нива, Алонка, Бужор, Глория, Темп, Форум. Стоили они 90 копеек. В 1983 году был освоен выпуск сигарет пониженной токсичности «Каскад» по 40 коппеек. Возможно первых в мире. Почему то они исчезли в 1985. В общем, кровавый коммунистический режим вовсю экспериментировал на людях.))))) Травя его никотином
Но лучшими молдавскими сигаретами народ считал «Дойну». А поскольку кишиневские сигареты были лучшими в стране. То и «Дойна» в переводе песня, типа была лучшей в СССР. Во всяком случае вермут "Букет Молдавии" и блок "дойны" брали все командировочные в Москву.
http://pix.com.ua/db/other/
Также неплохими были «Флуераш»
http://pix.com.ua/db/other/
Ну а так выглядели сигареты в СССР:
А это первые настоящие импортные сигареты, которые стали появляться в свободной продаже после развала СССР. С этих сигарет я начинал свой путь курильщика
Комментариев нет:
Отправить комментарий