среда, 19 июня 2013 г.

Одним из основных направлений работы Центра реабилитации слепых  является социальная (элементарная) реабилитация инвалидов по зрению.
Задачи курса социальной реабилитации: восстановление у  обучающихся навыков самостоятельной жизни, навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, чтения и письма, элементарных трудовых навыков, т.е. таких навыков и личных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в современном обществе, вернуться к полноценной активной жизни.
На отделение социальной реабилитации принимаются, по заявкам региональных правлений ВОС, нуждающиеся в реабилитации, инвалиды Iгруппы по зрению и слепоглухие – члены ВОС. В исключительных случаях могут быть приняты инвалиды IIгруппы по зрению. Ежегодно в ЦРС курс социальной реабилитации проходят около 200 человек.
Учебно-реабилитационный процесс проводится в соответствии с учебным планом и программами, разработанными нашими специалистами под руководством кафедры тифлопедагогики РГПУ им. Герцена и утвержденными Центральным правлением ВОС.
Социальная реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС осуществляется  квалифицированными  тифлопедагогами по следующим направлениям:

1. Пространственная ориентировка.
   В процессе социальной реабилитации инвалидов по зрению одно из важных мест занимает обучение их самостоятельной ориентировке в пространстве, т.к. интеграция инвалидов по зрению в современное общество напрямую связано с возможностями слепого человека самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Занятия проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах, где слушатели получают теоретические знания по ориентировке. Практические занятия проводятся непосредственно на улицах  г. Волоколамска.
 2. Домоводство и самообслуживание.
Бытовая самостоятельность - необходимое условие социальной адаптации  незрячего человека. На занятиях по домоводству незрячие обучаются самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства  без контроля зрения.
 3. Система Брайля.
Обучение чтению и письму по системе Брайля–важная  составляющая в социальной реабилитации инвалидов по зрению. Рельефно-точечный шрифт Брайля был создан французским педагогом в 1825 году, и с тех пор остается единственной универсальной системой чтения и письма для слепых.
 4. Основы персонального компьютера.
Особое место в реабилитации инвалидов по зрению занимает обучение адаптивным информационным технологиям. Овладение навыками пользования персональным компьютером дает незрячим возможность расширить доступ к информации, решить проблему общения, расширить сферу своей профессиональной деятельности.  Курс «Основы ПК» входит в программу социальной реабилитации и  включает в себя первоначальные знания о компьютере, методах работы со специальным программным обеспечением. После прохождения ознакомительного курса есть возможность пройти  обучение по основному курсу  «Пользователь ПК».
 5.  Трудовая (допрофессиональная) подготовка.
Трудовая (допрофессиональная) подготовка является составной частью социальной реабилитации. В программу трудового обучения включены следующие предметы: деревообработка, металлообработка, электросборка (для мужчин), рукоделие (для женщин). Главная задача курса-выработка у реабилитантов уверенности в своих силах и способности к полезной трудовой деятельности.
 6. Адаптивная физическая культура.
Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играет обучение адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура-это физкультура ориентированная на возможности инвалидов по зрению. Занятия адаптивной физической культурой, проводимые в спортивных и тренажерных залах, в плавательном бассейне  способствуют повышению мобильности незрячих, помогают снять скованность в движениях, поднять жизненный тонус, развивают силу, выносливость, воспитывают привычку к систематическим   физическим упражнениям.
Предмет «Адаптивная физическая культура» включен в курс и социальной реабилитации, и профессиональной подготовки.
 Кроме основной (обязательной) программы обучения проводятся факультативные занятия и кружки по интересам. В Центре работает около 30 кружков и факультативов (компьютерный, ориентирование с помощью GPS – навигации, флористика, «оригами», психологический, спортивный, кулинарный и др.)

Продолжительность курса социальной реабилитации – 2,5 месяца.
  
Основной организационной формой обучения является занятие (урок) продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся в группах по 4-5 человек по учебному расписанию. При необходимости используется и индивидуальная форма обучения.
   Занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, контрольных и выпускных работ. Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям.
 Формирование умений и навыков проводится в специально созданных учебных кабинетах, мастерских, оборудованных необходимыми учебно – наглядными пособиями и современными тифлотехническими средствами реабилитации.
  Итогом работы слушателей является дифференцированный зачет по основным предметам с выдачей им удостоверения о прохождении курса социальной реабилитации.
  Эффективная работа по обучению и реабилитации инвалидов по зрению обеспечивается квалифицированным коллективом специалистов Центра.
 Педагогический коллектив Центра – это 35 высокопрофессиональных, преданных своему делу тифлопедагогов, которые используют в своей работе весь арсенал современных методов реабилитации инвалидов. Большинство из них имеют высшее тифлопедагогическое образование, I и высшую квалификационную категорию, большой стаж педагогической работы с инвалидами по зрению. Примечательно, что некоторые из преподавателей (10 человек) сами являются инвалидами по зрению, что помогает им быстрее установить контакт со слушателями и своим личным примером положительно влиять на процесс реабилитации.
   В целях повышения качества обучения слушателей преподаватели занимаются поиском новых форм и методов обучения, делятся своим опытом на педсоветах, заседаниях методических секций, проводят открытые уроки, мастер – классы, принимают участие в научно – практических конференциях. В 2012 году все педагогические работники Центра прошли обучение на курсах повышения квалификации в институте специальной педагогики и психологии   г. Санкт – Петербурга по программе «Инновационные методы обучения слепых и слепоглухих».Все это позволяет им проводить занятия на современном методическом, профессиональном уровне и добиваться высоких результатов в обучении и реабилитации инвалидов по зрению.
   Руководство отделением социальной реабилитации осуществляет первый заместитель генерального директора по учебной работе Сорокина Маргарита Сергеевна.

Контактный телефон: 8(49636)2-35-01
Электронный адрес: crczavych@mail.ru
Приложение
к Постановлению ЦП ВОС
  ПРАВИЛА ПРИЕМА
в Негосударственное образовательное учреждение «Центр реабилитации слепых ВОС»

1.  Негосударственное образовательное учреждение «Центр реабилитации слепых ВОС» (далее - Центр) осуществляет реабилитацию и профессиональную подготовку инвалидов по зрению - членов ВОС и имеет отделения:
-  социальной (элементарной) реабилитации инвалидов по зрению;
-  социальной (элементарной) реабилитации слепоглухих;
-  профессиональной подготовки.
2.  В Центр на отделение социальной реабилитации инвалидов по зрению принимаются нуждающиеся в реабилитации инвалиды группы по зрению - члены ВОС.
В порядке исключения по решению региональной организации ВОС могут быть направлены нуждающиеся в реабилитации инвалиды II группы по зрению.
Направление на повторное обучение на отделения реабилитации должно производиться не ранее, чем через 5 лет.
3.  В Центр на отделение социальной реабилитации слепоглухих принимаются инвалиды группы по зрению, имеющие патологию слуха (слабослышащие или имеющие слуховые аппараты).
4.  В Центр на отделение профессиональной подготовки принимаются инвалиды и II группы по зрению - члены ВОС: женщины не старше 50 лет, мужчины не старше 55 лет.
На профессиональное обучение сельскохозяйственным специальностям принимаются инвалиды по зрению, проживающие в сельской местности или проживающие в городе и имеющие дачные или приусадебные участки.
Повторное обучение в Центре на отделении профессиональной подготовки не предусмотрено.
5. В Учреждение принимаются нуждающиеся в получении дополнительного профессионального образования инвалиды III и III групп по зрению - члены ВОС: женщины не старше 55 лет, мужчины не старше 60 лет.
Направление на повторное обучение в Учреждение производится не ранее, чем через год в соответствии с требованиями учебных программ, предусматривающих многоступенчатое обучение.
6.    Инвалиды по зрению - граждане других государств принимаются в Центр и в Учреждение на договорных условиях. Граждане России, не являющиеся инвалидами по зрению, принимаются в Учреждение на договорных условиях.
7.          Для поступления в Центр или Учреждение необходимы следующие документы:
-путевка установленного образца, выданная региональной организацией ВОС;
-медицинская справка по форме № 86-у, врачебное профессионально-консультативное заключение специалистов, в том числе дерматовенеролога, нарколога, психиатра об отсутствии противопоказаний к обучению в Центре, о возможности пребывания в коллективе и проживания в общежитии с указанием данных лабораторных исследований, включая результаты на СПИД, сифилис, гепатит;
- индивидуальная программа реабилитации инвалида (при ее наличии);
-   справка региональной организации ВОС о наличии у инвалида по
зрению дачного или приусадебного участка (при поступлении на
сельскохозяйственные специальности).
При себе поступающие должны иметь паспорт, пенсионное удостоверение, членский билет ВОС, ксерокопию полиса обязательного медицинского страхования, справку МСЭ (ВТЭК), выписку из истории болезни об имеющихся хронических заболеваниях и проводимом лечении и обследованиях.
Для оформления временной регистрации инвалидам по зрению со сроком обучения 5 месяцев необходимо иметь две фотографии 3x4.
8.  В Центр и Учреждение не принимаются инвалиды по зрению, которые по общему состоянию здоровья нуждаются в постороннем уходе или имеют следующие заболевания:
-   не оперированные опухоли головного мозга и период до 1 года после черепно-мозговых операций и тяжелых травм;
-   гипертоническая болезнь 2-3 степени с частыми обострениями;
-   инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения (не ранее 1 года);
-   декомпенсированные пороки сердца;
-   сахарный диабет (инсулинопотребный) с осложнениями тяжелой степени (хронической почечной недостаточностью), частыми декомпенсациями;
-   психические заболевания, олигофрения с дебильностью, эпилепсия;
-   острые инфекционные заболевания глаз;
-   открытые формы туберкулеза.
Вопрос о зачислении на обучение решается руководством Центра или Учреждения    на основании представленных медицинских данных, а также результатов медико-педагогического тестирования, проведенного при поступлении в Центр.
Сопровождающие инвалидов по зрению должны оставаться в Центре до окончания медико-педагогического тестирования и окончательного решения о зачислении на обучение.
При возникновении разногласий по приему инвалид по зрению может обращаться к вице-президенту ВОС, который курирует Центр и Учреждение.
9.           Для некоторых программ дополнительного образования по усмотрению Учреждения возможно предварительное компьютерное тестирование инвалидов по зрению, желающих пройти обучение по данным программам, с использованием технологий удаленного доступа.
10.      В отдельных случаях руководство ВОС при отсутствии медицинских противопоказаний имеет право направить инвалида по зрению на реабилитацию или профессиональное обучение.
11.      Ежегодный план набора формируется Центром и Учреждением с учетом заявок региональных организаций ВОС и согласовывается с Аппаратом управления ВОС.
12.      Продолжительность обучения в Центре на отделении социальной реабилитации составляет 10 недель, для слепоглухих - 10-20 недель. 
13.               Продолжительность обучения в Центре на отделении профессиональной подготовки составляет от 10 до 20 недель в зависимости от профессии.
14.               Продолжительность обучения в Учреждении определяется требованиями утвержденных учебных программ.
15. При успешном освоении программы обучения в Центре разрешается досрочный выпуск.
16.    По рекомендации Центра допускается направление на повторную реабилитацию.
17.    Инвалиды по зрению, прибывшие на учебу в Центр или Учреждение, должны иметь при себе: нательное белье, одежду и обувь в соответствии с сезоном, спортивную одежду, а также предметы личной гигиены.
В случае если направленный на обучение инвалид по зрению является материально необеспеченным, региональная организация ВОС принимает меры по оказанию ему материальной помощи на приобретение необходимой обуви и одежды.
18.          Обучение, проживание в общежитии, питание, бытовые услуги и медицинское обслуживание в Центре и Учреждении для инвалидов по зрению -членов ВОС осуществляются за счет федерального бюджета.
19.    Для получения путевки в Центр или Учреждение на обучение инвалид по зрению должен обратиться с заявлением в бюро местной организации ВОС, где он состоит на учете. Инвалиды по зрению, желающие пройти обучение в Учреждении, должны при необходимости предварительно успешно пройти компьютерное тестирование.
При положительном решении бюро местной организации ВОС направляет ходатайство вместе с заявлением в региональную организацию ВОС.  После рассмотрения заявления и ходатайства местной  организации региональная организация ВОС принимает решение о направлении инвалида в Центр или Учреждение. Заявка на следующий учебный год направляется в Центр или Учреждение региональной организацией ВОС до 1 мая текущего учебного года.
Центр и Учреждение рассматривают заявки региональных организаций, формируют план набора на предстоящий учебный год, высылают региональным организациям ВОС именные путевки на обучение с учетом очередности.
Региональная организация или ООО ВОС принимают меры по оплате инвалиду по зрению, направленному на обучение, и его сопровождающему фактическую стоимость проезда по железной дороге, воздушным и автомобильным транспортом, а также суточные в пути, в порядке, установленном для выплаты командировочных.
Региональным организациям ВОС необходимо предусматривать в региональных программах по поддержке инвалидов средства на социальную реабилитацию, в том числе расходы на оплату проезда в Центр и Учреждение.
20. Гарантии и компенсации инвалидам по зрению, работающим в системе ВОС, на время обучения в Центре или Учреждении устанавливаются
коллективным договором или трудовым договором (ст. 174 главы 26 Трудовогокодекса Российской Федерации).
21. Инвалидам по зрению, успешно прошедшим в Центре реабилитацию,выдается удостоверение.
Инвалидам по зрению, успешно окончившим в Центре курс профессиональной подготовки, выдается удостоверение или свидетельство установленного образца.
Лицам, успешно окончившим обучение в Учреждении по программе дополнительного образования, выдается свидетельство установленного образца.
22.          Инвалиды обязаны прилежно учиться и настойчиво осваивать программу обучения, быть дисциплинированными, строго соблюдать Правила внутреннего распорядка Центра и Учреждения.
23.          Инвалид или другое лицо может быть отчислен из Центра или Учреждения:
-        за грубое нарушение Правил внутреннего распорядка;
-        по состоянию здоровья;
-        по семейным обстоятельствам;
-        за неуспеваемость;
-        по собственному желанию, как не нуждающийся в реабилитации. Решение об отчислении оформляется приказом директора Центра или
Учреждения с письменным уведомлением Аппарата управления ВОС и региональной организации, направившей инвалида по зрению на обучение, с указанием причины отчисления.
Председатель региональной организации ВОС несет ответственность за отбор кандидатов на реабилитацию и профессиональное обучение в Центр или на дополнительное образование в Учреждение.

     Воспитательная работа в ЦРС строится на основе общих и специальных задач, которые  соответствуют основным направлениям учебного, медицинского, психологического процесса в нашем Центре и находится с ними в тесной связи.

   Основная работа по реабилитации слушателей во внеурочное время проводится воспитателями. Они проводят повседневную работу, обеспечивающую  создания условий для социально – психологической реабилитации. На основе изучения индивидуальных особенностей, интересов, склонностей слушателей, рекомендаций психолога, врачей планируют и проводят с учащимися коррекционно-развивающую работу. Проводится работа по формированию и развитию навыков самостоятельного передвижения, бытовых навыков и умений, личной гигиене, уходу за одеждой и обувью, правильной организации быта, досуга, приобщению к совместной деятельности. Воспитательная работа  направлена на создание условий для формирования нравственных качеств личности, раскрытия в каждом слушателе творческого потенциала, его способностей, потребности в саморазвитии и самовоспитании. Проводится работа по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
     Помимо организации быта, закрепления навыков, полученных на уроках, много внимания уделяется формированию познавательных интересов слушателей. Это организация и проведения различных тематических вечеров, викторин, бесед, обзор и обсуждение периодической печати.



         В своей работе воспитатели используют разнообразные приёмы, методы и средства обучения. Работа ведётся как с группой слушателей, так и индивидуально. За свой многолетний и добросовестный труд многие воспитатели награждены грамотами, значками: «Отличник ВОС», «Заслуженный работник ВОС», «За заслуги перед ВОС 1 степени», «За заслуги перед ВОС 2 степени».
Наши воспитатели:
Бигун  Надежда Михайловна
Егорова Ирина Александровна
Волкова  Татьяна  Владимировна
Пытель Любовь Анатольевна
Панкова Светлана Алексеевна
Сизых Валентина Анатольевна
Таптыгина Светлана Михайловна
Храброва Галина Дмитриевна
Черенкова Ирина Александровна
Шарашкина Елена Александровна

   Руководство отделом  осуществляет заместитель генерального  директора по  административно - воспитательной работе:
Мозглякова  Татьяна  Михайловна.

Контактный телефон: 8(49636)2-33-18.

Пространственная ориентировка с помощью спутниковой GPS-навигации.
Преподаватель: Бедненко Владимир Васильевич.
   GPS - это сокращенное название глобальной системы позиционирования, которая для получения географических координат и определения местоположения объекта использует информацию со спутников. Использование этой системы и соответствующих технических устройств расширяет возможности незрячих в пространственной ориентировке.
  GPS-навигация-это альтернативный способ пространственной ориентировки, который позволяет незрячим, используя смартфоны и GPS - устройства, более уверенно чувствовать себя в любом незнакомом месте.
   С помощью GPS - приемника незрячий может составить для себя карту своего населённого пункта, сориентироваться в незнакомом пространстве, узнать, с какой стороны находится нужная улица, выбрать маршрут, с помощью прибора следить за направлением своего движения и получать информацию о достижении намеченной точки маршрута.
   Но средства спутниковой навигации лишь дополняют традиционные способы и методы ориентировки незрячих в пространстве (трость и др.), но не заменяют их. Для того чтобы использовать эти современные устройства необходимо уметь ориентироваться в пространстве с помощью белой трости, уметь пользоваться смартфоном, компьютером и специальной программой «Jaws».
  С ноября 2010 года в ЦРС организовано обучение инвалидов по зрению пространственной ориентировке с помощью GPS - навигации. Это факультативный курс, рассчитанный на 60 часов, основной задачей которого является научить незрячих использовать в своей повседневной жизни современные навигационные устройства.
   Оказание медицинской помощи слушателям Центра осуществляется в медсанчасти. Обслуживаются слушатели квалифицированным медицинским персоналом. Возглавляет медсанчасть с 2000 года главный врач Петрищева Зинаида Сергеевна.
  Врачебная помощь оказывается следующими специалистами: терапевтом и рефлексотерапевтом Байдуковой Еленой Ивановной, офтальмологом Балдиной Ольгой Александровной. Обеспечивается преемственность в лечебно – профилактической работе с центральной районной больницей (ЦРБ). Доврачебная медицинская помощь оказывается старшей медсестрой Назаровой Верой Алексеевной, двумя процедурными медсестрами Рудаковой Надеждой Николаевной и Ковальчук Людмилой Николаевной, массажистом, имеющим огромный опыт работы, Злобиным Владиславом Николаевичем.
 Лечебно – профилактический раздел работы в медсанчасти предусматривает амбулаторно – профилактическую, а также неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.
  В день заезда слушателей в Центр проводится первичный прием специалистами медсанчасти. После зачисления на обучение, на каждого слушателя составляется индивидуальный реабилитационный план, назначаются необходимые лечебные процедуры. В течение всего обучения проводится динамический контроль состояния и здоровья и соответствующие медицинские мероприятия по его коррекции.
   Кабинет окулиста оснащен современным диагностическим оборудованием (продукция производителей с мировым именем из Японии, США, Южной Кореи, а также российских предприятий). Для профилактики и лечения широкого спектра патологий зрительного анализатора применяется лечебная аппаратура. Большим спросом у инвалидов по зрению пользуется офтальмологический терапевтический лазерный аппарат. Применяется также аппарат чрезкожной импульсной электростимуляции элементов зрительного анализатора.
 В кабинете рефлексотерапии врач осуществляет иглорефлексотерапию, аппликационную рефлексотерапию, баночный и точечный массаж, лечение на массажной многофункциональной кушетке. Проводятся диагностические манипуляции – компьютерная акупунктурная диагностика с использованием прибора с программным обеспечением.
    В массажном кабинете проводится массаж ручной и на массажном кресле.
   При отсутствии медицинских противопоказаний слушатели Центра оздоравливаются  в русской бане, плавательном  бассейне, тренажерном зале, по медицинским показаниям посещают лечебную физическую культуру.
     
Организации свободного времени, отдыху в Центре реабилитации придается  важное значение. Этим направлением  у нас занимаются работники культуры, объединенные в специальный отдел с 1992 года. Свою работу отдел культуры строит согласно годовому плану, на основе которого составляется план на заезд, где учитываются интересы слушателей. Художественно-досуговая деятельность инвалидов по зрению представляет собой важный реабилитационный и  социально-интеграционный фактор. 
   В отделе работают 5 человек. Возглавляет его с момента образования Ширяков Владимир Терентьевич. Очень колоритная фигура: приятный голос, душа любого мероприятия. Слепцов Александр Николаевич - неизменный музыкальный руководитель. Он вам и любую минусовку к концерту подберёт, и сам на любом инструменте подыграет: и на гитаре, и на пианино, и на баяне. Бедненко Марина Николаевна - заведующая библиотекой. Громова Наталья Владимировна и Бедненко Владимир Васильевич занимаются проведением мероприятий в вечернее время. Досугу слушателей в ЦРС уделяется большое внимание. По воскресным дням организуются экскурсии, как по Волоколамскому району, так и за его пределами. Подмосковье богато историческими местами. Слушатели посещают с экскурсиями Дубосековский разъезд, где установлены памятники героям Великой Отечественной войны, героям-Панфиловцам, музей боевой Славы. 
Посещают усадьбу Гончаровой Натальи, где бывал Пушкин А. С.
Выезжаем в музей военной техники под открытым небом в деревню Ленино, в сорока километрах от Москвы, где проходили ожесточенные бои в 1941 году.
Недалеко от Волоколамска есть действующий мужской монастырь, где покоятся мощи преподобного Иосифа Волоцкого, создателя этого монастыря.
После интереснейшей экскурсии по территории монастыря можно зайти в храм, где проводятся службы, а также посетить лавку при монастыре, где можно приобрести  иконы, крестики, календари и различные сувениры.
В самом Волоколамске есть прекрасный Кремль, который тоже посещают слушатели. Здесь рассказывается об истории города Волоколамска, от момента образования и до сегодняшних дней. Экскурсоводы, которые проводят для наших слушателей экскурсии, очень опытные, а главное они хорошо понимают, с кем имеют дело, поэтому в ходе повествования не только укажут на предмет, о котором идёт речь, но и красочно опишут его для тех, кто не имеет возможности полюбоваться им.
Часто наших слушателей приглашают в местный театр на спектакли и литературные вечера. А иногда мы приглашаем местных актёров, известных и талантливых людей нашего города, поэтов и певцов, выступить у нас в центре.
В вечернее время для слушателей проводятся дискотеки, вечера караоке, игры "Что, где, когда", "Как стать миллионером", тематические творческие вечера. Ко всем праздникам проводятся концерты, в которых принимают участие наряду со слушателями и преподаватели. В центре имеется хороший танцевальный зал, актовый зал со сценой на 80 мест, отличная профессиональная аппаратура.

Социальная реабилитация слепоглухих

Отделение социальной реабилитации взрослых слепоглухих было создано в Центре реабилитации слепых  г.Волоколамска в 1993 году,  как реабилитационно-образовательное структурное подразделение Центра.
 Руководителем отделения является  Полывяная Алла Владимировна, которая координирует всю работу по реабилитации слепоглухих. Реабилитацию  проводят квалифицированные преподаватели и воспитатели, которые имеют высшее образование и владеют специальными средствами общения слепоглухих.
Слепоглухие- одна из самых тяжелых категорий инвалидов, так как имеют сочетанную патологию- по зрению и слуху. Социальная реабилитация и адаптация инвалидов с сочетанной патологией по зрению и слуху, возможности их интеграции резко снижены в силу серьезности имеющихся у них сенсорных нарушений. Поэтому задачами реабилитационного процесса является оказание помощи слепоглухим в решении следующих проблем:
1. Преодоление социальной изоляции вследствие дефицита общения с окружающими людьми и ограничения доступа к средствам массовой информации посредством обучения специальным средствам общения (дактилологии, жестовому языку, системе Брайля, овладению начальными навыками работы на компьютере с использованием брайлевского дисплея и без).
2. Развитие навыков ориентировки в помещении, на улице, в городе; пользования сферой общественных услуг (магазином, почтой, транспортом) – с использованием посторонней помощи и самостоятельно.
3. Приобретение навыков самообслуживания, личной гигиены и ведения домашнего хозяйства.
4. Трудовая подготовка: 
а) мужчины – электросборка, металлообработка;
б) женщины – вязание, макраме.
Термин «слепоглухие» не стоит понимать буквально, оно имеет широкое значение, и его используют как общее обозначение  лиц, имеющих серьезные нарушения зрения и слуха. У человека могут быть остаточное зрение и слух, но это не облегчает его существование.
Особое значение в структуре дефекта имеет время потери зрения и слуха, т.е. возраст, когда наступило нарушение, и наличие в опыте периода нормального развития.
 Важно понимать, что даже незначительные нарушения слуха  и зрения являются поводом, чтобы направить человека на обучение в отделение социальной реабилитации слепоглухих.     Индивидуальное обучение позволит человеку, имеющему ослабленный слух и зрение комфортно чувствовать себя во время занятий, преподаватель сможет ответить на любой вопрос, который интересует учащегося, и обучение будет проводиться по индивидуально выбранному плану. 
Заявки на обучение принимаются от областных правлений Всероссийского общества слепых. Данные заявки оформляются с обязательным указанием таких  анкетных данных: пол, возраст, группа инвалидности, имеются ли остатки зрения и слуха, владение специальными средствами общения (дактилология, жесты, система Брайля). Все эти данные учитываются при формировании групп.
Следует учитывать, что на обучение принимаются лица, имеющие преимущественно первую группу по зрению, исключением может быть прием слушателей со второй группой, которые страдают таким серьезным заболеванием как синдром Ушера, либо имеющим пограничное состояние зрения (между первой и второй группой) и неблагоприятный прогноз. Обучение индивидуальное, на учебу приглашают 2-х человек одного пола (либо мужчин, либо женщин). Продолжительность обучения 2,5 месяца (в отдельных случаях продолжительность обучения может быть увеличена до 5 месяцев). 
 Для каждой группы реабилитантов составляется свой учебный план обучения. Программа курса для каждого слепоглухого подбирается индивидуально, в зависимости от характера дефекта и уровня адаптации, выявляемого на основании анкетного опроса в начале заезда. В соответствии с планом, программа обучения может быть сужена или наоборот расширена, в зависимости от возможностей реабилитантов.
     По окончании реабилитации учащиеся сдают зачеты преимущественно в практической форме.



Психологическая реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС.
Педагоги - психологи: Шалагина Татьяна Савельевна, Малышева Ольга Михайловна.
В Центр реабилитации слепых человек, потерявший зрение, поступает с множеством проблем, которые, как правило, возникли у него неожиданно. Эти проблемы можно обозначить очень коротко - стресс потерявшего зрение.
Стресс потерявшего зрение - это комплексное психическое и физиологическое состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие ситуации внезапной потери зрения.
Все признаки обозначенного стресса можно разделить по сферам их проявления:
- психофизиологической;
эмоциональной;
поведенческой.
Поскольку слепота приводит к полной или частичной потере зрительного контроля, а, следовательно, кардинальным образом меняет ситуацию не в лучшую сторону, стресс проявляется в мышечном панцире (огромном напряжении всех мышц), в спазмах разного рода и вида, в повышении или понижении артериального давления и других вегетативных изменениях, ведущих к появлению сопутствующих заболеваний, усугубляющих состояние потери зрения.
На эмоциональном уровне последствия потери зрения проявляются в виде осознаваемой или неосознаваемой постоянной тревоги, повышенной возбудимости, раздражительности, невозможности сосредоточиться; неизбежно возникает ощущениепотери контроля над ситуацией и над своим поведением, что неизменно вызывает чувство беспомощности, вины или безнадежности, страх, панику.
Потеря зрения влечет перемену привычного образа жизни: человек уже не может выступать в удобной, сформированной годами роли и поэтому теряет смысл жизни.
В Волоколамском Центре реабилитации слепых помогают незрячим людям обрести себя опытные высококвалифицированные психологи Шапагина Татьяна Савельевна и Малышева Ольга Михайловна.
На базе ЦРС психологическая помощь осуществляется в 2 этапа:
1. этап психодиагностики;
2. этап психокоррекции и психопрофилактики.
На психодиагностическом этапе выявляется внутреннее состояние слушателя, его характерологические и личностные особенности, намечаются направления психологической работы.
Психокоррекционный и психопрофилактический этап предполагает индивидуальную и групповую работу
В индивидуальном психологическом консультировании используются новейшие психотехнологии:
 методы арт-терапии (пластилиновая и рисуночная терапия, каракули, мандаты);
песочная терапия;
метод расстановок с помощью фигурок и предметов;
ассоциативные карты;
сказкотерапия;
НЛП;
методы телесно - ориентированной терапии.
В индивидуальной психотерапии в совместной работе психолога и слушателя определяются стрессоры и/или стрессовые реакции в качестве проблем, требующих разрешения. Ставятся реальные цели, при этом как можно точнее определяются проблемы, обозначаются этапы достижения каждой цели. Это позволяет предположить и выбрать наиболее приемлемые направления действий.
Итогом индивидуальной психокоррекционной работы становится пересмотр исходной проблемы в свете попытки ее решения и формирование навыков самоконтроля в виде:
1. умения управлять собственным поведением в конфликтных ситуациях и в ситуациях достижения личных целей в состоянии потери зрения;
2. умения распознавать специальные физиологические виды возбуждения и эмоции (например, раздражение, страх, тревогу и др.), воздействовать на них с целью формирования удобной модели поведения;
3. умения влиять на познавательные процессы (например, на недооцененные мысли и мотивы) и корректировать их.
В результате психокоррекционной работы слушатели научаются анализировать свое психологическое состояние и находят адекватные способы отреагирования высокого внутреннего напряжения после потери зрения.
В психокоррекционной работе после потери зрения существенную роль играетрелаксация - метод самостоятельного вызывания у себя аутогенного состояния и самостоятельного выхода из него
В результате релаксации через расслабление мышц человек научается владеть своим физическим и эмоциональным состоянием:
может самостоятельно и быстро успокоиться, снять физическое и психическое напряжение;
может быстро отдохнуть (восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки, так как человек в тот момент сконцентрирован на своем внутреннем расслабленном состоянии);
расслабленное тело и умиротворенные мысли позволяют спокойнее относиться к стрессовой ситуации потери зрения и последствиям от нее.
Релаксация позволяет научиться регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для профилактики и самостоятельной коррекции психического состояния после потери зрения.
Релаксация позволяет активизировать психические и физические функции, например, память, воображение, способность к физическим усилиям; оптимально раскрывать и использовать свои творческие ресурсы через развитие интуиции и образного мышления; углубленно познать себя (мудрецы считали, что глубокое самопознание является условием душевного здоровья и гармоничного развития личности).
Таким образом, освоение метода релаксации позволяет корректировать нарушенный после потери зрения душевный баланс, снимать излишнее напряжение, перенаправлять негативные эмоции в правильное русло, что помогает адаптироваться инвалиду по зрению к его новому состоянию.
На занятиях кружка психологических знаний, регулярно функционирующего на базе психологического кабинета, слушатели имеют возможность узнать о типах характера людей и разобраться в том, к какому типу они сами относятся, соответственно, научиться определять стратегию и тактику общения с людьми разных типов характера, что дает возможность грамотно решать и даже предвосхищать конфликтные ситуации.
Знания основ саногенного мышления помогут незрячему человеку перенаправить свое мышление в позитивное русло, научиться справляться с эмоциями обиды, вины, стыда, дадут возможность понять чувство любви.
Знакомство с основами теории Э. Берна (теории конфликтного и бесконфликтного общения) дает возможность инвалиду по зрению научиться свободно лавировать в огромном море человеческих конфликтов, находить правильные варианты грамотного взаимодействия с окружающими.
Овладев на занятиях кружка теоретическими знаниями основ психологии, слушатели смогут научиться понимать свое внутреннее состояние, грамотно решать конфликтные ситуации, реализовывать свои коммуникативные способности, что позволит им жить полноценной жизнью.
Еще одним методом коррекции психофизиологического и эмоционального состояния после потери зрения является тренинг социального общения.
Цель тренинга - формирование и закрепление навыков конструктивного, уверенного поведения в межличностном общении в состоянии потери зрения.
В тренинговой группе разыгрываются, а потом прорабатываются и анализируются основные типы ситуаций, в которых наиболее вероятно проявление неадекватных реакций:
просьба, настаивание на своем;
требование;
отказ в просьбе;
высказывание критики;
ответ на критику.
Результатом данной работы становится осознанная и самостоятельно выработанная модель поведения, алгоритм, для которого характерно сочетание адекватной напористости (социализированной агрессии) и уступчивости, тактичности, соответствующей ситуации общения.
По завершении тренинговых упражнений слушатели отмечают свое изменившееся внутреннее состояние, которое теперь уже характеризуется:
более уверенным, но тактичным поведением;
способностью адекватно оценивать свое поведение и корректировать его в зависимости от ситуации;
желанием идти на контакт.

На базе психологического кабинета еженедельно для женщин - инвалидов по зрению проходят встречи в женском клубе «Раскрытие женственности и обретение уверенности в себе».
развивать свой женский потенциал путём познания себя и своего партнёра;
формировать уважение к мужчине, который находится рядом, и позволять ему быть самим собой;
чувствовать и осознавать, что представляет собой женственность;
соотносить «женское начало» с представлениями и знаниями о себе;
обретать больше уверенности в себе как в Женщине;
познавать секреты привлекательности для мужчин;
учиться уступать мужчине лидерство без «потери себя»;
осваивать некоторые секреты, позволяющие выстраивать гармоничные отношения с мужчинами.
Задачи женского клуба:
Научиться:
понимать себя;
изменять своё привычное, но разрушительное поведение;
находить выход из кризисных состояний;
улучшать «натянутые» партнёрские отношения;
удовлетворять свои потребности;
достигать гармоничного и сбалансированного состояния;
радоваться себе, своим близким и своей жизни.
Итогом данного курса предполагается формирование адекватной активной жизненной позиции женщины после потери зрения, выработка умений и навыков эффективного взаимодействия с мужчинами для укрепления своей женственности и уверенности в себе.
По окончании комплексной психологической реабилитации, являющейся неотъемлемой частью общей социальной реабилитации, слушатели отмечают изменение своего внутреннего состояния, которое выражается в улучшении настроения, в определении ближайших и перспективных планов. Инвалиды по зрению делают выводы о том, что значительно увеличилось их безбарьерное пространство:      стало легче общаться с людьми на улице, научились понимать себя и осознавать желания своих близких, научились контролировать свое внутреннее состояние; все это позволяет им, невзирая на ограничение в зрении, почувствовать себя равными по многим возможностям зрячим людям.
     В 1992 году в Волоколамском ЦРС открылось  отделение профессионального обучения инвалидов по зрению  по следующим специальностям:  макраме, плетение из ивового прута (лозоплетение), вязание на спицах. В дальнейшем круг специальностей изменялся, сокращался, расширялся в зависимости от потребностей слушателей. Кроме вышеперечисленных направлений, в настоящее время, слушатели проходят обучение: по ремонту обуви, резьбе по дереву, игре на баяне, переплетному делу, домашнему подворью, практическому цветоводству с основами овощеводства.  С 2002 г. в Центре началось обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером. Полученные профессиональные знания можно применять в большинстве случаев практически вне зависимости от рынка труда, т.е. занимаясь индивидуальной трудовой деятельностью. 
     Срок обучения по специальностям: переплетное дело и пользователь персонального компьютера - 2,5 месяца, по другим специальностям - 5 месяцев.
  На отделении создана  хорошая учебно - материальная база. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели с большим опытом и стажем работы. Преподаватели регулярно участвуют в проводимых международных и региональных конференциях, являются авторами учебных программ, различных статей и методических пособий, организаторами выставок работ слушателей в Москве и Московской области на разных уровнях.
Руководство отделением профессиональной подготовки осуществляет заместитель генерального директора по профессиональному обучению Ковалев Виктор Павлович.
Контактный телефон: 8(49636) 2-22-42.


Комментариев нет:

Отправить комментарий