четверг, 30 января 2020 г.

Пароход «Анатолий Серов» — грузопассажирское судно дедвейтом 5 700 т и скоростью хода 9 узлов. Построено в Англии в 1926 г. Имело 26 пассажирских мест. Летом 1938 г. его приобрели для нужд рыбной промышленности СССР. До этого оно совершало рейсы в южных морях, перевозя партии фруктов. В Англии судно переоборудовали для плавания в северных широтах, усилили набор корпуса. В трюмы погрузили шесть паровых котлов, предназначенных для установки на «Пищевую индустрию».

 «Капитан Дудник искусно ведет корабль, маневрируя взад и вперед. Ледяные поля постепенно отступают, но в то же время делают свое дело. В море Лаптевых остается лишь две лопасти, потом — одна… Решили продвигаться с одной лопастью… но лед делает свое дело: четвертая лопасть остается на дне моря». При помощи ледокола «Красин» «Анатолий Серов» дошел до бухты Провидения. Здесь в течение нескольких суток команда, перебросив груз в носовые трюмы, подняла корму из воды и самостоятельно, без подъемных кранов заменила пятитонный винт. Затем «Анатолий Серов» продолжил плавание.

В ноябре 1940 г. «Анатолий Серов» вошел в состав АКОфлота. Сравнительно небольшой пароход, имевший грузоподъемность 2 100 т, имел высокую оборачиваемость, оперативно доставляя партии путинных грузов на побережье Камчатки. В годы Великой Отечественной войны «Анатолий Серов» не раз ходил в США за грузами.

3 августа 1943 г. пароход взял в Усть-Камчатске на буксир большую «сигару» для доставки ее в Петропавловск. Из-за допущенных при сплотке нарушений во время плавания буксирный трос ослаб и разорвался, в результате чего плот был потерян. Во время дрейфа его крепления сместились, «сигара» сильно деформировалась. Моряки сумели в условиях ухудшавшейся погоды найти ее и вторично взять на буксир, но вскоре у «сигары» вновь лопнули крепления. «Все это создало угрозу гибели плота, и только благодаря энергичным самоотверженным мерам, принятым экипажем парохода, плот-сигара был в целости доставлен в Петропавловск».

Капитан А. Дудник, первый помощник В. Румянцев, старший помощник В. В. Боровский, старший механик Н. Б. Домра, а также весь экипаж получили за этот трудовой подвиг благодарность. Капитана наградили месячным окладом, а экипаж — премией в размере 5 000 руб.

В 1943 г. пароход ходил в Сан-Франциско, откуда доставил 300 т авиационного бензина и 1 500 т военного снаряжения (капитан А. И. Дудник, старший механик Н. Б. Домра). В 1945 г. в канадский порт Ванкувер, привезя оттуда в СССР 2 200 т оборонных грузов (капитан М. Е. Зеленский, старший механик Н. Г. Оборотов).

В послевоенные годы судно продолжало снабжать камчатскую рыбную промышленность и вывозить готовую рыбную продукцию на «материк». С 1954 по 1956 гг. оно прошло капитальный ремонт в китайском порту Шанхай. В это время его возглавлял капитан И. И. Баклаг, старший механик Д. Р. Винтовкин.

В 1957 г. пароход переоборудован в плавучую рыбообрабатывающую базу, производившую по 3 000 т сельди в год. В 1970 г. из-за износа его вывели из эксплуатации, после чего стальной ветеран обрел покой в бухте Бабия, превратившись в центр обучения моряков рыбопромыслового флота.

В 1976 г. отмечалось пятидесятилетие заслуженного парохода. В этот период на «Анатолии Серове» ежегодно проходили различные курсы тысячи камчатских моряков. Руководил учебно-тренировочным судном капитан Г. А. Головкин. «Анатолий Серов» верой и правдой служил Камчатке почти шесть десятилетий. Его биография завершилась в самом конце ХХ в.

27 августа 1943 г. в Петропавловске при подъёме на борт парохода «Анатолий Серов» АКОфлота тяжеловесов — плавсредств произошла авария грузовой стрелы, в результате которой погиб машинист Южанин.

1 июля 1947 г. во время обработки парохода «Анатолий Серов» Камчатрыбфлота на рейде рыбозавода № 3 Озерновского рыбокомбината утонули двое рабочих.

При ухудшении погоды директор рыбозавода направил кунгас и буксировавший его катер № 659 «Читинец» в реку на центральную базу. При заходе в реку старшина катера «игнорировал указания директора комбината о невозможности захода в устье и, не сняв кунгасников на борт катера, пошел в реку. В результате захода в устье лопнул буксир, кунгас сразу же залило водой, кунгасников… смыло в море, кунгас развернуло лагом и выбросило на берег с незначительными повреждениями, а кунгасники стали кричать о помощи. На поиски людей из реки вышел катер № 670. Не обнаружив людей ни в устье, ни в море, сообщил, что кунгасники утонули, а катер № 659, намотав на винт буксир, также был выброшен на берег».

Погибли:

Жданов М.П.,

Мешков Ф.М.

1 декабря 1970 г. на пароходе «Анатолий Серов», закрепляя брезент люкового закрытия угольного бункера в штормовую погоду, был накрыт волной и получил тяжелые травмы, от которых скончался на следующий день, плотник Петр Иванович Криворучко.

19 сентября 1971 г. в 20.15 при стоянке парохода «Анатолий Серов» Камчатрыбфлота на рейде Усть-Камчатского рыбокомбината упал за борт и утонул кочегар Александр Герасимович Ночков.

«Будучи в возбужденном состоянии под воздействием алкоголя, он, вырвавшись из рук своих товарищей, пытавшихся его успокоить и уложить спать, выбежал на палубу в районе третьего трюма и через фальшборт бросился в воду. Воспользоваться брошенными кругами он отказался и поплыл в сторону от судна. Принятые меры администрацией судна для его вылова оказались безрезультатными, хотя к этой работе были привлечены катера Усть-Камчатского порта. Команда катера "Шторм", приблизившись к Ночкову на расстояние 5–7 метров, видела, как он быстро скрылся под водой и больше на поверхности не показывался. Дальнейшие поиски не дали положительного результата».

https://golubov.su/anatolij-serov-martirolog-parohoda/

Комментариев нет:

Отправить комментарий