Понятие "хулиганство" сформулировано в советском уголовном кодексе как "грубое нарушение общественного порядка и явное неуважение к обществу". В СССР хулиганство было самым распространенным преступлением и широко толковалось. Этому феномену посвятил свою книгу "Хулиганы при Хрущеве" (Hooligans in Khushchev's Russia) профессор истории в Университете Южного Миссисипи Брайан Лапьер. Профессор Лапьер ограничил свое исследование периодом послесталинской либерализации, с 1953 по 1964 год. Автор показывает, что, хотя репрессий в стране стало меньше, широко практиковалось преследование лиц, которых власти считали неугодными. В атмосфере "холодной войны" и конкуренции с Западом преследование хулиганов стало одним из важнейших инструментов идеологической борьбы, насаждения социалистических идеалов. Книга профессора Лапьера – первое западное исследование хулиганства в СССР как социального феномена.
– Профессор, почему вы заинтересовались советскими хулиганами?
– Это была тема моей докторской диссертации по истории. Я рос в годы "холодной войны" и слышал, что в Советском Союзе, как и в любом тоталитарном обществе, очень жесткая дисциплина. Но, изучая историю Советского Союза, я обнаружил, что советское руководство далеко не всегда могло контролировать поведение граждан. Я заинтересовался этой темой. Моя книга ограничена периодом нахождения у власти Никиты Хрущева, который в исторической литературе рассматривается как время "оттепели", либеральных реформ, когда страна прощалась со сталинской диктатурой. Но я вижу иную картину хрущевского времени: либеральные реформы проводились параллельно с усилением государственной кампании против всякого рода отклонений от "социалистических норм". Это происходило одновременно: либерализация и преследование инакомыслящих и тех, кого власти считали тунеядцами, хулиганами, попрошайками, стилягами... Такие социальные группы подвергались гонениям. Это был странный гибрид либерализации и преследования некоторых социальных слоев.
– Как вы оцениваете хулиганское поведение в период правления Никиты Хрущева? Как антикоммунистическое или как антиобщественное?
– Я, конечно же, не призываю прощать такого рода поведение, но классифицировать его можно по-разному. В юридической литературе под хулиганством понимаются преступные, противозаконные действия. Но в разное время в законе менялось отношение к хулиганству: наказание то смягчали, то снова ужесточали. Одновременно с криминальной характеристикой хулиганство можно рассматривать как "социально-культурное" и даже "субкультурное" явление. Эти области мало исследованы. Я пишу об этом в книге, но главное внимание все же уделено тому, как менялось советское законодательство и как на кампанию по борьбе с хулиганством влияли формулировки в уголовном кодексе.
– Как менялись методы борьбы с хулиганством при разных правителях в СССР и постсоветской России?
– С моей точки зрения, это очень полезная для государства статья в уголовном кодексе, потому что под категорию "хулиганство" могут попасть самые разные виды поведения, в том числе социальные протесты, гражданское неповиновение. Двоякое толкование понятия "хулиганство" особенно часто применялось при Хрущеве. Но не только во время его правления, но и до него, при Сталине, и даже в современной России правительство использует статьи в уголовном кодексе о наказании за хулиганство, чтобы принуждать к послушанию людей, чей настрой ему не нравится. И при Ельцине, и особенно сейчас, в путинской России, власти используют эту статью для достижения своих целей. Диссидентов обвиняют наравне с уличными хулиганами. По таким статьям очень легко судить и применять разные меры наказания. Пример – дело группы Pussy Riot. Обвинения в хулиганстве позволяют ограничить свободу слова, заставить замолчать политических противников.
– В русской культуре образ хулигана часто героизировали, романтизировали. Хулиган в литературе, в кино, в бардовской песне вызывал симпатию. Вспомним Сергея Есенина, который с гордостью называл себя хулиганом.
– В хулигане всегда видели "настоящего мужчину". Да, в России романтизировали грубого, физически сильного хулигана. Это такой феномен: отношение к хулигану как к преступнику, которого можно судить и наказать в соответствии с законом, и одновременно это герой, достойный поклонения, сильный и самоуверенный.
Брайан Лапьер о хулиганах
– Профессор, почему вы заинтересовались советскими хулиганами?
– Это была тема моей докторской диссертации по истории. Я рос в годы "холодной войны" и слышал, что в Советском Союзе, как и в любом тоталитарном обществе, очень жесткая дисциплина. Но, изучая историю Советского Союза, я обнаружил, что советское руководство далеко не всегда могло контролировать поведение граждан. Я заинтересовался этой темой. Моя книга ограничена периодом нахождения у власти Никиты Хрущева, который в исторической литературе рассматривается как время "оттепели", либеральных реформ, когда страна прощалась со сталинской диктатурой. Но я вижу иную картину хрущевского времени: либеральные реформы проводились параллельно с усилением государственной кампании против всякого рода отклонений от "социалистических норм". Это происходило одновременно: либерализация и преследование инакомыслящих и тех, кого власти считали тунеядцами, хулиганами, попрошайками, стилягами... Такие социальные группы подвергались гонениям. Это был странный гибрид либерализации и преследования некоторых социальных слоев.
– Как вы оцениваете хулиганское поведение в период правления Никиты Хрущева? Как антикоммунистическое или как антиобщественное?
– Я, конечно же, не призываю прощать такого рода поведение, но классифицировать его можно по-разному. В юридической литературе под хулиганством понимаются преступные, противозаконные действия. Но в разное время в законе менялось отношение к хулиганству: наказание то смягчали, то снова ужесточали. Одновременно с криминальной характеристикой хулиганство можно рассматривать как "социально-культурное" и даже "субкультурное" явление. Эти области мало исследованы. Я пишу об этом в книге, но главное внимание все же уделено тому, как менялось советское законодательство и как на кампанию по борьбе с хулиганством влияли формулировки в уголовном кодексе.
– Как менялись методы борьбы с хулиганством при разных правителях в СССР и постсоветской России?
– С моей точки зрения, это очень полезная для государства статья в уголовном кодексе, потому что под категорию "хулиганство" могут попасть самые разные виды поведения, в том числе социальные протесты, гражданское неповиновение. Двоякое толкование понятия "хулиганство" особенно часто применялось при Хрущеве. Но не только во время его правления, но и до него, при Сталине, и даже в современной России правительство использует статьи в уголовном кодексе о наказании за хулиганство, чтобы принуждать к послушанию людей, чей настрой ему не нравится. И при Ельцине, и особенно сейчас, в путинской России, власти используют эту статью для достижения своих целей. Диссидентов обвиняют наравне с уличными хулиганами. По таким статьям очень легко судить и применять разные меры наказания. Пример – дело группы Pussy Riot. Обвинения в хулиганстве позволяют ограничить свободу слова, заставить замолчать политических противников.
– В русской культуре образ хулигана часто героизировали, романтизировали. Хулиган в литературе, в кино, в бардовской песне вызывал симпатию. Вспомним Сергея Есенина, который с гордостью называл себя хулиганом.
– В хулигане всегда видели "настоящего мужчину". Да, в России романтизировали грубого, физически сильного хулигана. Это такой феномен: отношение к хулигану как к преступнику, которого можно судить и наказать в соответствии с законом, и одновременно это герой, достойный поклонения, сильный и самоуверенный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий