Рассказ о путешествии по Корякии. Для тех кто не боится понятия "транспортная доступность" в самом экстремальном значении этого выражения.Перелет на Камчатку Вылетел я из Москвы в Петропавловск 02.07.2009 в 17.00. В тот день я не видел ночь. Странное ощущение для человека выросшего в средней полосе. Летел от заходов к рассветам. Удалось расслышать слова командира экипажа, что пролетали над Ярославлем, Сыктывкаром и Магаданом. Вид сверху прекрасен!
Петропавловск-Камчатский
В Петропавловске я провел один день, за который удалось посмотреть рыбный рынок, встретится с коллегой-экспедиционером, выпить и выспаться. Почти из любого уголка города видны действующие вулканы: Корякский, Авача и Ключевская сопка.
Петропавловск - Палана - Тиличики
Из Петропавловска в Тиличики мы вылетели чисто случайно. На 20 мест в самолете претендовало 50 желающих. Но рубль животворящий и административный ресурс творят чудеса.
Летели с дозаправкой в Палане. АН-28, не смотря на свой не серьёзный вид, очень надежен. Может взлететь, лететь и сесть на одном двигателе. Его ласково здесь называют Чебурашка.
В Палане добавилось ещё немного пассажиров и некоторые люди сидели в проходе на сумках.
Тиличики
В Тиличики мы добрались на удивление быстро, благодаря админресурсу и правилу рубля. По привычному для материка способу покупки билетов в Петропавловске можно просидеть очень долго. Корякское авиапредприятие не продаёт билеты заранее и без некоторой настойчивости и субсидирования авиаперсонала с пассажиром даже разговаривать ни кто не будет.
В Тиличиках нас встречал радушный человек от администрации и северный ветер от моря. Я догадывался о том как умеют встречать гостей на Севере, но то что я увидел превзошло всякие ожидания. В администрациях средней полосы не везде чай предложат, а тут... Столько красной рыбы в стольких вариациях приготовления и столько красной икры в стольких видиах я не видел никогда. Ну и не пил я так никогда :). Сельское поселение Тиличики это два посёлка Нижние и Верхние Тиличики. Нижние Тиличики к настоящему времени практически полностью разрушены землетрясением 2006 года, однако это центр торговли Олюторского района и достаточно большое количество людей проживают в ветхих домах по разным причинам. Верхние Тиличики это новый поселок, отстроенный после землетрясения. Дома состоят из металических контейнеров, которые стоят на металлических сваях. Одна квартира - один контейнер. Четыре квартиры - один дом. Внутри хорошая отделка, полный фарш: телефон, интернет, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и электричество. Со стороны домики тоже смотрятся отлично. Правда есть ряд недоработок связанных с тяпляпством проектировщиков (они не думали, что тут "такие" ветра), но в целом жить можно.
Позже, после того как побывал на северном кусте поселений, Тиличики воспринимались не только как районный центр, но и как центр вселенной :). Наша отправка на серный куст была запланирована на 07.07.2009, но погода распорядилась иначе и борт МИ-8 отменен. Корякавиа не рискует в непогоду единственным вертолетом на всю Корякию. Попыток отправиться на северный куст было еще несколько и заканчивались они не удачей. Причинами тому были и непогода и нехватка мест в вертолёте (летят женщины с грудничками на руках просидевшие в аэропорту недели, и милиция в количестве 6 человек на расследование убийства в Ачайваяме и т.п.). В итоге подвернулась возможность и желание двигаться морем. 14.07.2009 в 20.00 мы вышли в Апуку на скромном пароходике.
Тиличики - Вывенка - Апука
14.07.2009 экспедиция двинулась дальше на Север морским путём. Маршрут был Тиличики - Вывенка - Апука. В тесной кают-компании компактно разместились 15 человек. Договорившись с матросом, который был на вахте, мы нашли койку в каюте и договорились делить её на троих до 8.00 утра. Пароход вёз УАЗ, какой-то японский микроавтобус, кучу бензина (кому-то на заказ), продукты, овощи и фрукты.
Про бензин и атволюбителей хочу сделать маленькую заметку. Дело в том, что автомобили, в том числе и личные, на севере Корякии довольно популярны. Естественно это праворульные японцы, но встречаются и отечественные авто, принадлежащие как правило админстративным структурам. Примечательно не то, что других машин почти нет, а то что эта территория заповедна от сутрудников ГИБДД., т.е. они не то что бы там вымирающий вид - их нет вовсе. Такие странности как государственные номерные знаки, талоны техосмотра, штрафы, взятки и прочие странности материка не ведомы местнм автомобилистам. Точно так же им не ведомы автосервисы. Конечно, есть авторемонтные мастерские на не многочисленных предприятиях, но в целом проще заказать новый автомобиль и деталь с материка, нежели ремонтировать на месте.
Через 2 часа плавания дошли до Вывенки и встали на рейд. Несколько мужиков, которые так же как и мы были пассажирами, начали ловить на спининг рыбу. Удачно нащупали стаю горбуш и за 15 минут натягали 6 неплохих рыбин. Мужики были из Коряктеплоэнерго и направлялись в Апуку ремонтировать котельную. Денег у них не было и рыба была важным элементом их рациона.
Дальше мы двинулись мимо мыса Говена, который прошли утром и картина вокруг была портясающая: слева на отдалении 10-20 км горы (совершенно ни кем не обитаемая местность), справа бескрайний океан, впереди неизвестность, а позади след рассекаемой воды от парохода.
Природа Камчатки такова, что на какую животинку не взгляни так обязательно она будет краснокнижной. Нерпы, топорки (тупики), косатки. Даже чайки удивляли своими размерами (как хорошие жирные гуси средней полосы).
Некоторые чайки предпочитали временно путешествовать вместе с нами.
Проведя в море ровно сутки наш пароход встал на рейд напротив Апуки и за людьми подошел катер, который забрал нас в посёлок.
Апука
с. Апука находится на косе: с одностороны Олюторский залив, с другой река Апука. Климат в Апукенеприветлив. В середине июля картошка толь-только показалась из земли,хотя сажали её в июне. Гуляя по поселку я поймал себя на мысли, что ужене удивляюсь такому количеству брошенных домов, горам металлолома.Глаза привыкли к таким картинкам.
Былая сытая жизнь поселка почти не заметна. Время возвращает посёлок к первозданному состоянию. В советские времена численность населения в сезон (в путину) доходила до 5000 человек, а теперь весь поселок не больше 500 человек.
Сейчас в поселке работают два рыбообрабатывающих завода: мороженнуюрыбу отправляют на материк, глубокой переработки нет. Невыгодно.
Жители поселка лишены радостей сотовой связи (все ходят с дальнобойными радиотелефонами), канализации и даже нет воды. Точнее водоснабжение есть, но вода непригодна для питья потому как техническая (побочное явление от остатков системы теплоснабжения). Из культурного досуга в поселка имеется дискотека по выходным (в прочем это явление есть во всех сельских клубах района). Мероприятие по рассказам местного населения призабавнейшее: платишь порядка 200 р. за вход, приносишь с собой бухло и закусь... Всё. Сидишь и слушаешь музыку. Можешь танцевать. Клуб в Апуке это монументальное сооружение, которое в настоящее время используется в лучшем случае на 10%. В помещении для диджея замечен портрет В.И. Ленина (в серьёз висящие подобные архаизмы редко где увидишь!).
14.07.2009 экспедиция двинулась дальше на Север морским путём. Маршрут был Тиличики - Вывенка - Апука. В тесной кают-компании компактно разместились 15 человек. Договорившись с матросом, который был на вахте, мы нашли койку в каюте и договорились делить её на троих до 8.00 утра. Пароход вёз УАЗ, какой-то японский микроавтобус, кучу бензина (кому-то на заказ), продукты, овощи и фрукты.
Про бензин и атволюбителей хочу сделать маленькую заметку. Дело в том, что автомобили, в том числе и личные, на севере Корякии довольно популярны. Естественно это праворульные японцы, но встречаются и отечественные авто, принадлежащие как правило админстративным структурам. Примечательно не то, что других машин почти нет, а то что эта территория заповедна от сутрудников ГИБДД., т.е. они не то что бы там вымирающий вид - их нет вовсе. Такие странности как государственные номерные знаки, талоны техосмотра, штрафы, взятки и прочие странности материка не ведомы местнм автомобилистам. Точно так же им не ведомы автосервисы. Конечно, есть авторемонтные мастерские на не многочисленных предприятиях, но в целом проще заказать новый автомобиль и деталь с материка, нежели ремонтировать на месте.
Через 2 часа плавания дошли до Вывенки и встали на рейд. Несколько мужиков, которые так же как и мы были пассажирами, начали ловить на спининг рыбу. Удачно нащупали стаю горбуш и за 15 минут натягали 6 неплохих рыбин. Мужики были из Коряктеплоэнерго и направлялись в Апуку ремонтировать котельную. Денег у них не было и рыба была важным элементом их рациона.
Дальше мы двинулись мимо мыса Говена, который прошли утром и картина вокруг была портясающая: слева на отдалении 10-20 км горы (совершенно ни кем не обитаемая местность), справа бескрайний океан, впереди неизвестность, а позади след рассекаемой воды от парохода.
Природа Камчатки такова, что на какую животинку не взгляни так обязательно она будет краснокнижной. Нерпы, топорки (тупики), косатки. Даже чайки удивляли своими размерами (как хорошие жирные гуси средней полосы).
Некоторые чайки предпочитали временно путешествовать вместе с нами.
Проведя в море ровно сутки наш пароход встал на рейд напротив Апуки и за людьми подошел катер, который забрал нас в посёлок.
Апука
с. Апука находится на косе: с одностороны Олюторский залив, с другой река Апука. Климат в Апукенеприветлив. В середине июля картошка толь-только показалась из земли,хотя сажали её в июне. Гуляя по поселку я поймал себя на мысли, что ужене удивляюсь такому количеству брошенных домов, горам металлолома.Глаза привыкли к таким картинкам.
Былая сытая жизнь поселка почти не заметна. Время возвращает посёлок к первозданному состоянию. В советские времена численность населения в сезон (в путину) доходила до 5000 человек, а теперь весь поселок не больше 500 человек.
Сейчас в поселке работают два рыбообрабатывающих завода: мороженнуюрыбу отправляют на материк, глубокой переработки нет. Невыгодно.
Жители поселка лишены радостей сотовой связи (все ходят с дальнобойными радиотелефонами), канализации и даже нет воды. Точнее водоснабжение есть, но вода непригодна для питья потому как техническая (побочное явление от остатков системы теплоснабжения). Из культурного досуга в поселка имеется дискотека по выходным (в прочем это явление есть во всех сельских клубах района). Мероприятие по рассказам местного населения призабавнейшее: платишь порядка 200 р. за вход, приносишь с собой бухло и закусь... Всё. Сидишь и слушаешь музыку. Можешь танцевать. Клуб в Апуке это монументальное сооружение, которое в настоящее время используется в лучшем случае на 10%. В помещении для диджея замечен портрет В.И. Ленина (в серьёз висящие подобные архаизмы редко где увидишь!).
Пахачи
Уже на подходе к с.Пахачи на катере предстала картина глобального катаклизма в отдельно взятой деревне. Первой ассоциацией была Хиросима. Разрушенны здание порта, причалы, производственные помещения рыбного завода, горы металлолома.
В поселке есть водоснабжение и даже канализация с централизованным отоплением. Надежд на мобильную связь нет. Огромные здания детского сада, школы. Их строили в те времена, когда село развивалось, а теперь эти здания пустуют.
На улицах Пахачей почти нет людей и дети почти не играют. В поселке работают два рыбообрабатывающих предлприятия. В сутки морозят в среднем по 100 тонн рыбы.
Узнал, что Олюторскую сельдь больше не делают.
Средние Пахачи
Дальше наш путь лежал вверх по течению горной речки Пахача в посёлок Средние Пахачи.
Из с. Пахачи до с. Средние Пахачи добраться можно либо вертолетом, либо, как сделали мы, по реке Пахаче на моторной лодке. Время в пути 2,5 часа. В устье реки плескались нерпы. Ещё пять минут и перед нами тундра, потрясающие виды на сопки и горы. Всё вокруг населено различной живностью (преимущественно краснокнижной).
По мере продвижения в глубь полуострова и удаления от моря меняется климат. По прибытию в Средние Пахачи выяснилось, местный климат очень похож на климат средней полосы. Растительность та же. Однако, могучих деревьев нет, но сам факт их наличия уже оказался приятной неожиданностью.
Сам поселок кардинально отличается от поселков расположенных на побережье. Климат среди перечня различий не играет решающей роли. Поселок другой по своей энергетике. С одной стороны деревня как деревня. Как в какой-нибудь Брянской области. С другой стороны ты понимаешь, что обычная деревня в Брянской области не населена коряками и не находится на краю света. Её жители не вспоминают землетрясения 2006 года и не используют в качестве основного транспортного средства моторные лодки. У жителей «обычной» деревни нет такого тяжелого взгляда как у жителей Средних Пахачей. И в конце концов медведи не гуляют по улицам поселка в деревнях средней полосы.
В поселке катастрофически нет работы. Работать можно в администрации, в больнице, в школе, в детском саду, на почте и на ДЭС (дизельная электростанция). Всё. Остальное население ловит рыбу или выбирается на заработки во время путины к рыбообрабатывающим заводам. Нет ни милиции, ни пожарников. Предприятий в поселке нет. Из инженерных систем жизнеобеспечения остались только электросети. В славные советские времена тут было и центральное отопление и водоснабжение, а сейчас из-за подтопления берега единственная скважина водозабора очутилась в реке. Поэтому население в качестве питьевой использует воду из реки. Чистейшая вода в полноводной горной реке – это ли не экзотика для жителей средней полосы? Пить можно даже не прокипятив. А каково в этой воде поймать хариуса и сразу же его использовать как закуску в сыром виде? Отвечу: очень замечательно, удивительно и вкусно.
Улетая из поселка у меня осталось странное чувство. Не смотря на то,что условия жизни здесь, по меньшей мере, экстремальные (постояннопьяный коряк не предсказуем, а большинство споров решается с помощьюкарабина) появилось ощущение того, что сюда вернусь. До конца с этимичувствами я не разобрался.
Средние Пахачи - Тиличики
Из Средних Пахачей обратно в Тиличики мы улетали на вертолете МИ-8, попутно сделав очень краткую остановку в поселке Хаилино. Провожал нас радушный глава селького поселения (к слову сказать, единственный представитель какой либо власти в поселке), благодаря которому наше пребывание было насыщено рассказами про жизнь Средних Пахачей. Вертолетная площадка Средние Пахачи и железная птица Корякского авиапредприятия
Вертолетная площадка в Средних Пахачах с одной стороны окружена сопками на которых даже в июле лежал снег (он не растает в этом году). По словам местных жителей, при взлете вертолета видно как разбегаются от площадки мишки, но нам не удалось увидеть этого чуда. Нам вообще не попалось ни одного медведя (максимум свежие следы косолапого) за всё время путешествия и это очень странно.
Уже на подходе к с.Пахачи на катере предстала картина глобального катаклизма в отдельно взятой деревне. Первой ассоциацией была Хиросима. Разрушенны здание порта, причалы, производственные помещения рыбного завода, горы металлолома.
В поселке есть водоснабжение и даже канализация с централизованным отоплением. Надежд на мобильную связь нет. Огромные здания детского сада, школы. Их строили в те времена, когда село развивалось, а теперь эти здания пустуют.
На улицах Пахачей почти нет людей и дети почти не играют. В поселке работают два рыбообрабатывающих предлприятия. В сутки морозят в среднем по 100 тонн рыбы.
Узнал, что Олюторскую сельдь больше не делают.
Средние Пахачи
Дальше наш путь лежал вверх по течению горной речки Пахача в посёлок Средние Пахачи.
Из с. Пахачи до с. Средние Пахачи добраться можно либо вертолетом, либо, как сделали мы, по реке Пахаче на моторной лодке. Время в пути 2,5 часа. В устье реки плескались нерпы. Ещё пять минут и перед нами тундра, потрясающие виды на сопки и горы. Всё вокруг населено различной живностью (преимущественно краснокнижной).
По мере продвижения в глубь полуострова и удаления от моря меняется климат. По прибытию в Средние Пахачи выяснилось, местный климат очень похож на климат средней полосы. Растительность та же. Однако, могучих деревьев нет, но сам факт их наличия уже оказался приятной неожиданностью.
Сам поселок кардинально отличается от поселков расположенных на побережье. Климат среди перечня различий не играет решающей роли. Поселок другой по своей энергетике. С одной стороны деревня как деревня. Как в какой-нибудь Брянской области. С другой стороны ты понимаешь, что обычная деревня в Брянской области не населена коряками и не находится на краю света. Её жители не вспоминают землетрясения 2006 года и не используют в качестве основного транспортного средства моторные лодки. У жителей «обычной» деревни нет такого тяжелого взгляда как у жителей Средних Пахачей. И в конце концов медведи не гуляют по улицам поселка в деревнях средней полосы.
В поселке катастрофически нет работы. Работать можно в администрации, в больнице, в школе, в детском саду, на почте и на ДЭС (дизельная электростанция). Всё. Остальное население ловит рыбу или выбирается на заработки во время путины к рыбообрабатывающим заводам. Нет ни милиции, ни пожарников. Предприятий в поселке нет. Из инженерных систем жизнеобеспечения остались только электросети. В славные советские времена тут было и центральное отопление и водоснабжение, а сейчас из-за подтопления берега единственная скважина водозабора очутилась в реке. Поэтому население в качестве питьевой использует воду из реки. Чистейшая вода в полноводной горной реке – это ли не экзотика для жителей средней полосы? Пить можно даже не прокипятив. А каково в этой воде поймать хариуса и сразу же его использовать как закуску в сыром виде? Отвечу: очень замечательно, удивительно и вкусно.
Улетая из поселка у меня осталось странное чувство. Не смотря на то,что условия жизни здесь, по меньшей мере, экстремальные (постояннопьяный коряк не предсказуем, а большинство споров решается с помощьюкарабина) появилось ощущение того, что сюда вернусь. До конца с этимичувствами я не разобрался.
Средние Пахачи - Тиличики
Из Средних Пахачей обратно в Тиличики мы улетали на вертолете МИ-8, попутно сделав очень краткую остановку в поселке Хаилино. Провожал нас радушный глава селького поселения (к слову сказать, единственный представитель какой либо власти в поселке), благодаря которому наше пребывание было насыщено рассказами про жизнь Средних Пахачей. Вертолетная площадка Средние Пахачи и железная птица Корякского авиапредприятия
Вертолетная площадка в Средних Пахачах с одной стороны окружена сопками на которых даже в июле лежал снег (он не растает в этом году). По словам местных жителей, при взлете вертолета видно как разбегаются от площадки мишки, но нам не удалось увидеть этого чуда. Нам вообще не попалось ни одного медведя (максимум свежие следы косолапого) за всё время путешествия и это очень странно.
Тиличики - Тигиль - Петропавловск
Откровенно говоря, про этот отрезок пути особо рассказывать нечего. Обычные моменты путешествий: билеты, регистрация, посадка, воспоминания о забытом в холодильнике мешке свежайшего балыка из чавычи (никогда себе этого не прощу) и ожидание рейса. Летели с дозаправкой в Тигиле.
В Петропавловске был отдых тела - база отдыха в Паратунке (к слову сказать некоторые из них дешевле гостиниц в Петропавловске). Термальные воды, бассейн и алкоголь. Через день я был уже дома в Москве. Целью этого повествования было желание рассказать об удивительном и жутко удаленном уголке России, в котором ни смотря ни на что продолжают жить люди. Если кому то из участников сообщества захочется побывать в Корякии, я со своей стороны готов помочь советом в выборе маршрута (хотя выбор маршрута это скорее формальность, т.к. планировать там можно сколько угодно, но вполне безрезультатно).
Откровенно говоря, про этот отрезок пути особо рассказывать нечего. Обычные моменты путешествий: билеты, регистрация, посадка, воспоминания о забытом в холодильнике мешке свежайшего балыка из чавычи (никогда себе этого не прощу) и ожидание рейса. Летели с дозаправкой в Тигиле.
В Петропавловске был отдых тела - база отдыха в Паратунке (к слову сказать некоторые из них дешевле гостиниц в Петропавловске). Термальные воды, бассейн и алкоголь. Через день я был уже дома в Москве. Целью этого повествования было желание рассказать об удивительном и жутко удаленном уголке России, в котором ни смотря ни на что продолжают жить люди. Если кому то из участников сообщества захочется побывать в Корякии, я со своей стороны готов помочь советом в выборе маршрута (хотя выбор маршрута это скорее формальность, т.к. планировать там можно сколько угодно, но вполне безрезультатно).
Комментариев нет:
Отправить комментарий