суббота, 15 декабря 2012 г.

Мой сегодняшний гость – Елена Мясникова, буквально менее двух недель назад назначенную вице-президентом медиа-холдинга РБК, и снова с Дерком Сауэром. Напомним, что Елена Ольгердовна не первый год работает в этом бизнесе, более того, по мнению журнала «Карьера», входит в пятерку сильнейших медиаменеджеров за работу в «Индепендент-медиа». 

Е.МЯСНИКОВА: Да, компания в этом году отметила 20-летие. Другое дело, что она меняла название в середине. Я начинала там как редактор, главный редактор, издатель, потом член Совета директоров, ушла я оттуда с должности гендиректора в сентябре, а гендиректором была 5 лет. 

С.КОРЗУН: Об истории успеха тоже поговорим, но вас помнят как первого со-главного редактора вместе с Еленой Фебренкс, журнала «Космополитен», который любят и ценят до сих пор, чем больше всего гордитесь? 

Е.МЯСНИКОВА: Конечно же, больше всего горжусь Издательским домом «Индепендент медиа», потому что отец этого издательского дома Дерк Сауэр, и я считаю себя со-родителем, как минимум, журнального бизнеса. Потому что в этом издательском доме еще и газета «Ведомости», чувствую себя в большой степени родоначальницей всех журналов «Индепендент медиа», а это не только «Космополитен», но и «Эсквайр», который, наверное, больше знаком аудитории «Эха» и многие другие – там более 20 проектов. И больше всего, наверное, горжусь собой как издателем. А «Космополитен» это то, - я шучу всегда, - что напишут на моей могилке, потому что популярность его велика, и когда мы его запускали, он был единственным - поэтому да, я с ним ассоциируюсь, но больше горжусь своей менеджерской издательской деятельностью, и очень горжусь премией «Медиа-менеджер десятилетия», которую мне вручили год назад, рядом с такими людьми. С которыми не стыдно стоять. 

С.КОРЗУН: Новое назначение в РБК - из глянца в бизнес-издания - переход сознательный, или слепо пошли за Дерком Сауэром, когда позвал? 

Е.МЯСНИКОВА: Во-первых, слепо я давно никуда не хожу. Все-таки первопричина не в том, что я захотела все бросить и уйти в РБК, а в том, что я захотела уйти из «Индепендент-медиа». У меня было несколько предложений, одно - остаться членом Совета директоров в журнальной части, и из всех предложений это показалось наиболее интересным, - это самый большой профессиональный вызов, самый большой масштаб из того, что мне предлагали. 

С.КОРЗУН: Руководящие функции у гендиректора? Вы руководите, направляете, но конкретная работа все равно за другими людьми? 

Е.МЯСНИКОВА: Абсолютно безусловно. Конечно, там прекрасный гендиректор Сергей Лаврухин, тоже достаточно новый там человек – он пришел весной. Задача, которая стоит перед Дерком и передо мной – выработать стратегию, - Дерк стратег. Гендиректор это в большей степени операционное управление. А генеральную линию, куда идем, дает Совет директоров. И в этом Совете директоров сидели супер-профессиональные люди, но не из медийной индустрии, - банкиры, и так далее. И они хотели, чтобы в Совете директоров были профессионалы этого бизнеса, которые бы им предложили стратегию, которую они могут одобрить или не одобрить, но они хотели, чтобы она была предложена профессионалами. То есть, независимые члены Совета акционеров должны были выработать стратегию. 

А я в настоящий момент нахожусь на стадии некоего аудита, потому что это не очень знакомый Издательский дом, мы там никогда не работали, недавно пришли, и сейчас я изучаю каждое направление – встречаюсь с людьми, разговариваю и высказываю мою точку зрения, взгляд и рекомендации, что бы я в этой области сделала. И, безусловно, когда я их вырабатываю, в копию своего послания ставлю Сергея Лаврухина, потому что считаю, что он уже полгода там, это больше, чем две недели, и он может согласиться, с чем-то не согласиться, - потому что с нахрапу можно тоже ошибочно сформировать впечатление. 

Должна сказать, что меня больше всего радует - что из тех предложений, наблюдений, которые я делаю, очень многие для топ-менеджмента и для Сергея не открытие, то есть, нет конфликта, - он многое видит так же, как я. 

С.КОРЗУН: Вопрос от заинтересованного, даже участвующего зрителя: «Когда, наконец, РБК сократит свою чудовищную долговую нагрузку и резко увеличит капитализацию и свою долю на рынке» - очевидно, вопрос акционера, это же открытая компания, любой может купить себе кусочек РБК? 

Е.МЯСНИКОВА: Да. И конечно, определенное количество акций РБК находится в частных руках. 

С.КОРЗУН: Кстати, вы не являетесь акционером? 

Е.МЯСНИКОВА: Пока нет. Возможно, станем, спустя какое-то время. Собственно говоря, одна из основных задач, которая поставлена перед текущим президентом Совета директоров, Дерком и мной – постараться что-то сделать с долгом и увеличить долю рынка. 

С.КОРЗУН: То есть, предыдущие компании вы сделали прибыльными? 

Е.МЯСНИКОВА: В «Индепенденс» все очень хорошо - и до налогов, и после налогов – это очень прибыльная компания. 

С.КОРЗУН: РБК способна на такую же эволюцию? 

Е.МЯСНИКОВА: РБК это прибыльная компания. Поскольку это публичная рыночная компания, которая очень привязана к рынку, - чего нельзя сказать про «Индепендент медиа», потому что она была частной компанией, и она не котировалась на бирже. В 2009 г., когда рынки рухнули, очень сильно пострадало РБК, и именно с этого периода все тянется – тогда на спасение РБК пришлось брать деньги в долг, и долговой шлейф тянется с 2009 г. 

Но на самом деле РБК в этом году прибыльная компания. А на будущий год прибыль, я надеюсь, будет существенно больше. Другое дело, что этот долг все равно надо реструктуризировать, потому что его из чистой прибыли весь не выплатишь. Но хочу подчеркнуть, что РБК это прибыльная компания. 

С.КОРЗУН: Есть дополнительные ограничения для компании. Которая котируется на рынке – вам будет труднее работать? 

Е.МЯСНИКОВА: Я это понимаю, но это как раз задача гендиректора, к моему великому счастью. Должна сказать, что я немножко это почувствовала и в «Индепендент медиа», потому что когда она стала частью «Сономы», а это публичная компания, конечно, там тоже появились свои ограничения и запросы в плане необходимости всяких отчетов, - потому что публичная холдинговая финская компания. А в РБК - они знают, как это делается, у них есть человек, который делает квартальные отчеты. 

С.КОРЗУН: Из-за чего ушли из «Индепендент»? Вы говорили, что вам не хватало свободы, которая была раньше в принятии решений. Это единственная причина? 

Е.МЯСНИКОВА: Да, это главная причина. Должна сказать, что я очень счастливый человек, как и многие мои коллеги. Потому что 20 лет мы жили в атмосфере такого кайфа, такой творческой свободы, самостоятельности, возможности принятия высших решений не только мной, но и подо мной, - я не «контрал-фрик», я люблю людей, которые принимают решения. То есть, намного уровней подо мной издатели, главные редакторы, принимали свои решения, - что их радовало и меня радовало. Конечно, такого рая, наверное, другого нет, - во всяком случае. В России, не знаю, как за рубежом. 

С.КОРЗУН: Спасибо Ельцину? 

Е.МЯСНИКОВА: Да, он, наверное, дал возможность – не было бы Ельцина, Горбачева, вообще в стране бы не было компании с иностранным капиталом, с такой идеологической свободой. Но я имею в виду даже не идеологическую свободу, а творческую – свободу принятия решений. 

И она стала сокращаться. Потому что «Санома» - публичная компания, и действительно, там гораздо сложная отчетность, потому что там многие вопросы решаются не гендиректором, а какой-то компанией консультантов, которые исследуют и решают вопрос. И потому что в этом году, действительно, - особенно с прошлого года, - началось выстраивание вертикали власти, когда многие решения принимаются Финляндией, в центре. 

С.КОРЗУН: То есть, той вертикалью власти. 

Е.МЯСНИКОВА: Да, - я имею в виду исключительно бизнесовую. И была проблема коммуникации. То есть, там что-то решалось, до меня не всегда доходило, или доходила необходимость какого-то действия, но не доходило обоснование причины необходимости этого действия. Я люблю понимать, что и зачем делаю, понимать, куда и зачем мы идем. 

Но хочу на всякий случай еще раз подчеркнуть – речь шла только о деловой стороне. Политической истории – когда говорят «звенья цепи» - в истории с «Индепендент» нет вообще. 

С.КОРЗУН: Это интересная тема. Начиная с декабря прошлого года началась волна перемещений и увольнений во многих СМИ, которые связывали, как кажется, небезосновательно, с началом протестного движения. С его освещением и романтизмом, с которым многие медиа-менеджеры принялись принимать участие в этом процессе. Но эта волна не схлынула и в 2012 году – происходит переоборудование медийного мира. Вплоть до последних времен перемещения довольно крупные. Вы считаете, что не всегда здесь есть политическая составляющая? 

Е.МЯСНИКОВА: Что считать точкой отсчета этой цепочки перестановок и увольнений? Потому что в весьма близком для меня в прошлом гламурном мире было увольнение главного редактора в журнале «Офисьель» г-жи Хромченко, увольнение Далецкой из журнала «Вог» - безусловно, неполитические увольнения. Была серия политических увольнений, но ситуация такая, что люди - оппозиционеры, особенно оппозиционеры, которые идею не просто отстаивают, но одержимы ею, - они склонны любую перестановку вставлять в эту цепь. 

Я понимаю, что далеко не все увольнения или уходы, которые пытаются туда утрамбовать, туда утрамбовываются. На днях мне пришлось объяснять, что, например, уход Филиппа Бахтина из журнала «Эсквайр» - весьма оппозиционного журнала – не политический ни разу, и как он говорил во всех интервью, потому что уходит, потому что от слова перейти к делу, хочет создавать сеть пионерских лагерей по РФ, настоящих, которые будут развивать детей, делать из них людей нового поколения, - он это хочет делать. 

С.КОРЗУН: «Дауншифтинг»? 

Е.МЯСНИКОВА: Нет. Потому что если вы посмотрите его планы – он строит какую-то детскую империю. И действительно, у него такая пассионарная задача – если учесть, что там одномоментно могут быть тысячи детей и это круглосуточные лагеря, - там будет 25 тысяч детей в год, и это год за годом, - по-моему, у него миссионерская, реальная задача вырастить новое поколение людей. 

Многие люди сейчас переходят от стратегии «мы про это все напишем» к стратегии «давайте что-то сделаем». И Филипп Бахтин ровно такой. 

С.КОРЗУН: А недавняя история со сворачиванием вещания на средних волнах, сменой московского состава и значительной части радио «Свобода» - акт политический? 

Е.МЯСНИКОВА: Про политическую составляющую не знаю, - не могу это комментировать. Я слышала некую теорию заговора, что это администрация президента США и администрация нашего президента договорились между собой, чтобы немножко приглушить и под-слить радио «Свободу». Но никак не знаю. Для меня звучит как-то очень конспиралогически, а я немножко наивный человек – чтобы поверить в заговор мне надо предоставить много доказательств заговора, а я этих доказательств не видела. Так что на сегодняшний день я считаю, что это неуклюжие действия менеджмента, который хотел добиться большей эффективности своих инвестиций. 

Считаю, что радио «Свобода» было во многом неэффективно, у него действительно сокращалась аудитория, действительно, средние волны не так много дают, должна быть мультимедийность - должен быть сайт, надо вещать в цифре, считаю, что та программа, которую недавно в «Фейсбуке» озвучила Мария Гессен, звучит осмысленно. Не согласна с тем, как это делалось, потому что «Свобода» очень старый бренд, у которого есть ядро лояльной аудитории - да, стареющей, - которая росла с этим радио, любит ведущих, даже не задаваясь вопросом, насколько они профессиональны и современны – любит эти голоса. 

Радио «Свобода» это легенда, особенно в предыдущие годы, когда была гонима, запрещаема, глушима – абсолютной легендой. И люди, которые там работали, хороши, или плохи, - работал десятилетиями. И думаю, что это все вроде бы не деловые соображения, но именно это делает бренд брендом - история, легенда, старые слушатели. И когда ты попадаешь в сердцевину легендарного бренда, ты должен быть крайней терпелив и дипломатичен. А политика «до основанья, а затем», мне кажется ошибочной. И мне не нравится, как это было сделано, хотя я понимаю, почему. 

С.КОРЗУН: Всякий ли бренд надо сохранять? 

Е.МЯСНИКОВА: Это хороший вопрос, если мы говорим вообще, но что касается радио «Свободы», я так понимаю, что у американцев налогоплательщиков не было плана отказаться от этого бренда – они хотели сохранить его, хотели, чтобы он назывался «Свобода». И мне кажется, что в целях сохранения бренда, - ну, мне вообще не нравится, когда приходит человек и вокруг скандал - это ведь не первый раз случается с этим главным редактором. Поэтому я склонна тут видеть нехватку «эмоциональной мудрости», которой, мне кажется, нахватает этому талантливому и умному человеку. А надо ли сохранять любой бренд? – нет, конечно. 

С.КОРЗУН: На вопросы по телеканалу РБК отвечаете? – «Почему больше блондинок, чем брюнеток?» 

Е.МЯСНИКОВА: Задам этот вопрос г-ну Любимову, который рулит этим радио. Насколько я знаю по работе в журнале «Космополитен», блондинки более популярны, - может быть, это связано с необходимостью повышения рейтингов. 

С.КОРЗУН: Илья из Ярославля: «Активный пользователь интернета имеет планшет, но периодически покупает журналы. При этом существуют сайты. Объясните, почему я до сих пор покупают печатные журналы – доел в привычке?» - это довольно большой разговор, соотношение аналоговой бумаги, - как ее Алекс Экслер назвал, и цифровых средств. 

Е.МЯСНИКОВА: Думаю, что журналы, так же, как и книги, останутся долго, хотя будут постепенно переходить в категорию «люкса» и раритета. И ощущение – наше поколение и следующее, привыкло к бумаге, к шелесту переворачивания страниц, хотя их «Ай-пед» прекрасно имитирует. Думаю, что они будут жить еще долго. Кроме того, у многих изданий существует бумажное издание, сайт, электронная версия издания – это разные вещи. Для меня электронная версия издания, которая бывает просто в необогащенной ПДФ-версии, то есть, это практически вы имеете ровно тот же журнал. И для меня это журнал. А сайт этого журнала должен отличаться принципиально от журнала и ПДФ-версии на планшетах. 

С.КОРЗУН: Делаем перерыв и вернемся в студию через пару минут. 

НОВОСТИ 

С.КОРЗУН: Продолжаем программу. «Елена, где для вас проходит грань между свободой слова и вмешательством в личную жизнь?» - Дмитрий Мезенцев. Наверное. Самая свежая история – розыгрыш, который австралийские ди-джеи провели в эфире, и результатом чего явилась смерть медсестры - когда позвонили в клинику от имени королевы Великобритании, осведомились о здоровье беременной Кейт Мидлтон. 

Е.МЯСНИКОВА: Я выросла на опыте газеты «Ведомости», поэтому моя позиция в этом смысле очень строгая. В том числе, я считаю, что даже самая политизированное, оппозиционное издание, которое пишет про руководителей страны, не должно трогать их детей, собак, желательно не очень трогать их жен – в случаях, когда это не связано с экономикой и политикой. То есть, я не люблю желтую прессу – откровенно и сильно. 

Поэтому мне кажется, - я не могу сказать, что у журналиста должен быть медицинский принцип «не навреди», - в какой-то степени я понимаю, что часто, разоблачая коррупцию, вы навредите этому человеку, но страшно навредить человеку невиновному, очень страшно навредить – как сказать – не по тем параметрам/, по которым он стоит осуждения. 

С.КОРЗУН: Много было смеха вокруг Чурова – розыгрыши вообще часть нашей жизни. Всех их надо запретить, - может, его инсульт потом разобьет? Журналист должен на это обращать внимание? 

Е.МЯСНИКОВА: Это трудный вопрос, я сейчас не сформулирую красивый, логичный и элегантный ответ. Мне кажется, что журналистика должна быть на порядок этичнее, чем она сейчас есть. Но расшифровать это подробно я сейчас затруднюсь. Прошу прощения за невнятность формулировок. 

С.КОРЗУН: Дерк Сауэра после назначения сразу спросили о некоторых пятнах на прошлой репутации РБК. Он сказал, что эту проблему осознает, и это возможно исправить. Репутация уважаемого медийного издания – как легко ее испортить, и как долго отмывать? 

Е.МЯСНИКОВА: Ее очень долго строить, очень легко испортить, долго отмывать, но это необходимо делать Я не слышала этой цитаты г-на Сауэра, но если бы вы меня спросили, я бы ответила ровно так же - давно в курсе этой проблемы, мы с ней работаем. 

С.КОРЗУН: И это не помешало вам придти в холдинг РБК? 

Е.МЯСНИКОВА: Это не мешало нам придти в холдинг, потому что когда нас приглашали, это было одной из задач, которую ставили акционеры. Если бы акционеры не сформулировали это как одну из своих озабоченностей, то мы бы не пошли. 

С.КОРЗУН: Говорят, а потом опровергают – собираетесь ли закрывать «РБК-дейли»? 

Е.МЯСНИКОВА: Не исключаю любых возможных перестановок в РБК, - разные планы могут быть в отношении разных изданий, но этот вопрос сейчас не стоит на повестке дня. 

С.КОРЗУН: Вопрос о покупке «Ведомостей»? 

Е.МЯСНИКОВА: Вообще сейчас много слухов и сплетен, - ни тот, ни другой вопрос не стоит на повестке дня в настоящий исторический момент. В принципе, когда-нибудь, однажды, могут продать «Ведомости», однажды могут закрыть РБК, но сейчас мы это не обсуждаем. 

С.КОРЗУН: Дипломатично. Переходим к дурацким вопросам? Могу задать вопрос фрекен Бок: «Перестали ли вы пить коньяк по утрам»? 

Е.МЯСНИКОВА: Никогда не начинала пить коньяк – ни по утрам, ни по вечерам. 

С.КОРЗУН: «За что не любите Владимира Владимировича» - без уточнений, какого. 

Е.МЯСНИКОВА: Это уже вопрос? 

С.КОРЗУН: Спрошу - в чем смысла жизни нет для вас? Длительная уже карьера - что вы для себя решили, в чем смысла нет? 

Е.МЯСНИКОВА: Для меня этот год сильно переломный. Потому что я работала в потрясающей должности, с очень неплохим окладом, в издательском доме, который мне казался лучшим в этой стране, и дальше, наверное, некуда. И я в какой-то момент почувствовала себя дискомфортно, и, уходя понимала, что у меня нет вариантов предложений, и что даже если они будут, то наверное, они не будут такими шикарными. В моей профессии ничего шикарнее быть уже не может. 

И мне пришлось полгода, когда я думала над этим решением, перед собой ставить ровно те вопросы, которые вы задали. Я очень люблю деньги, считаю, что деньги дают свободу -= это главное, что в них есть. Но я понимаю, что выбирая между внутренней свободой и деньгами. Я выберу внутреннюю свободу, - это звучит пафосно, но я это сделала, поэтому имею право так сказать, что я вполне карьерист и тщеславный человек, очень люблю громкие должности, но не готова поступиться комфортом и внутренней свободой ради должности, - что опять же имею право сказать, потому что доказала. И я понимаю, что для меня главное все равно семья, семья и еще раз, семья, и работа, которая мне интересна и которая не ставит меня, - хотела сказать «раком» - как это сказать? - работа, которая не доставляет мне внутреннего дискомфорта. То есть, опять-таки – наверное, внутренний комфорт и внутренняя свобода - самое важное. И счастье семьи, которая есть залог моей внутренней свободы и внутреннего счастья. 

С.КОРЗУН: Пресыщенности работой не возникло? Отдыхать не понравилось? 

Е.МЯСНИКОВА: Очень понравилось отдыхать. Сегодня мои подруги все откуда-то присылают в «Фейсбук» - Мальдивы, Таиланд, - я опять хочу в Таиланд. Но я, надо сказать, меньше работаю. Я поставила условием своей дальнейшей жизни, и во всех интервью акцентировала это – я не рассматриваю предложения, где я буду гендиректором, что означает 5 дней в неделю, а то и 6. То есть, я сейчас работаю три дня в неделю, и у меня есть свободное время. Я сейчас просто мечтаю, чтобы так же устроился и мой муж, чтобы мы могли ходить на каток или в лес не только по воскресеньям. С.КОРЗУН: Как отдыхалось? 

Е.МЯСНИКОВА: Я 21 день провела в Таиланде – прекрасно слетала оттуда в Малайзию и Куала-Лумпур. И страшное дело - я обнаружила, что никогда не отдыхала больше 12 дней, и к 12-му дню ужасно скучно, хочется вернуться и работать. Почему в советское время отпуск был 24 дня? Потому что если ты пересидишь 12 дней, наступает полный релакс, и тебе уже никуда не хочется. Так что совет топ-менеджерам – не отпускайте сотрудников в отпуск больше, чем на две недели, - они могут стать «дауншифтерами», остаться в Таиланде или на Гоа, - это опасно. Но мне понравилось - это кайф, я со студенческих времен его не испытывала. 

С.КОРЗУН: О будущей работе - создается ощущение, что стало меньше новых идей. В 90-е годы было больше, или пространства было больше? Креатив сейчас работает, на каком уровне? 

Е.МЯСНИКОВА: Думаю, что то, что вы видите вокруг себя и обсуждаете с знакомыми, вы рассматриваете все-таки традиционные СМИ. А мне кажется, что креатив есть, и он в интернете, не в медийном поле, а скорее, это какие-то новые приложения, новые штучки, возможности. Креативная вещь изначально была «Фейсбук», все эти аппликации – туда уходит креатив. Кстати, во многом и медийный креатив туда уходит. Когда мы делали карьеру в журналистике, если учесть, что это только стало свободной журналистикой, после газеты «Правда» вдруг разнообразие всего, и люди, склонные к креативу, туда ломанули – там были лучшие люди и лучшие мозги. 

Мне кажется, что сейчас в печатные СМИ лучшие мозги не идут, они ищут себе другую сферу приложения. Потому что традиционные СМИ, конечно, несколько сдают позиции. 

С.КОРЗУН: Вы будете развивать электронные приложения? 

Е.МЯСНИКОВА: Да. Я это обсуждала со своими друзьями, они говорили – как тяжело уходить может, надо получить какой-то импульс, хотя бы через 20 лет, чтобы уйти в какое-то другое поле, иначе не оторвешь задницу от стула. Но по большому счету, это счастье. На предыдущей работе я основное внимание уделяла развитию нашей бумажной компании электронных СМИ, но за две недели в РБК, по-моему, я узнала об этом больше, чем за предыдущие месяцы в «Индепендент». Конечно, это счастье, что я могу в не таком уже юном возрасте окунуться в этот мир, который, конечно, в гораздо большей степени мир завтрашний, чем мир бумаги. 

С.КОРЗУН: В свое время революцией был выход в интернет, и вторая революция – выход соцсетей, будет еще революция? 

Е.МЯСНИКОВА: Не могу заглянуть на 50 лет вперед – никто не может, а если кто-то скажет, что может – не верьте. Но мне кажется, что потребность в профессиональном контенте будет, что «юзер-денерейтед», произведенный потребителями контент, как он формируется, всегда будет недостаточен, потому что всегда будет важна точка зрения уважаемого главного редактора – то, как он эту массу информации собирает, аккумулирует. Почитайте «Фейсбук» - один согласен, другое не согласен, - все равно нужен некий гуру, ведущий, который обобщит противоположные точки зрения и нарисует картинку, которой вы склонны верить. 

С.КОРЗУН: Колонка главного редактора – главное объединяющее? 

Е.МЯСНИКОВА: И колонка главного редактора и колонки и материалы специалистов. В применении к деловой прессе – что я лучше знаю, - что напишет главный специалист по нефтянке, потому что он знает ее лучше. 

С.КОРЗУН: Специалист может не писать в «Фейсбуке» – ему платят зарплату. 

Е.МЯСНИКОВА: Теоретически это может случиться, если будет разработан гениальный способ монетизирования контента, который генерируется, скажем, на «Фейсбуке». Я подписана на СМИ главных российских редакторов, я их читаю, потом начинаются бесконечные комментарии, которые прочитать просто невозможно. То есть, все равно потребность в СМИ, которому вы может доверять и без этого сплошного спама – мне кажется, это останется. Если же будут платить большие деньги за «Фейсбук» - пока не платят. 

С.КОРЗУН: Тогда и бренды могут разлететься - каждый начнет работать сам на себя. 

Е.МЯСНИКОВА: Тогда разлетятся, но если с читателя Тани Лысовой, главного редактора, будут брать большие деньги, они перестанут читать Таню Лысову и «Фейсбук» развалится. 

С.КОРЗУН: Кто для вас самые большие авторитеты, кого вы читаете всегда и рекомендовали бы читать? 

Е.МЯСНИКОВА: Я огромная поклонница Татьяны Лысовой, главного редактора газеты «Ведомости», помимо ее невероятным познаниям и невероятной взвешенности. Не люблю, когда людей переклинивает в зависимости от гражданской позиции – она очень взвешенный человек. Люблю Арину Бородину и Анну Качкаеву, Ирину Петровскую, читаю «Газету.ру», - ой, много. Обожаю Валерия Панюшкина – люблю, но это специфическое – благотворительность, морально-этические нормы. Мне это очень дорого, я считаю, что это святой человек, и все, что он пишет, мне всегда очень нравится. 

С.КОРЗУН: В международной жизни кто авторитет, вообще следите, или то, что происходит в нашей стране важнее? 

Е.МЯСНИКОВА: В международной? Не знаю. В нашей тоже. Мне кажется, что проблема нашей политической жизни в том и заключается, что отсутствуют какие-то реперные точки, персоналии, которым можно было бы полностью доверять. Это касается и официальной политики и оппозиции. К сожалению. Конечно, сбылась бы мечта тысяч людей, если бы у оппозиции появилась бы такая звезда, которой бы доверяли, если бы у оппозиции появился лидер. Вот выйти бы на демонстрацию с требованием: «Оппозиция, выбери лидера» - но по заказу так не бывает. 

С.КОРЗУН: Формально группка лидеров избрана. Первый – Навальный. Или вы его не считаете лидером этой несистемной оппозиции? 

Е.МЯСНИКОВА: Знаете, у оппозиции есть маленький недостаток – собственно, почему они не становятся оппозицией, - потому что они очень критично относятся ко всему, что происходит вокруг и очень непримиримы к тем недостаткам, которые они видят. Поэтому они становятся оппозицией. Это их плюс. А недостаток - что они свою критичность и непримиримость к отдельно замеченным недостаткам несут впереди себя - ровно поэтому оппозиция никогда не может объединиться. То есть, с одной стороны, основная масса людей видит – красивый мужчина красиво говорит, - слава богу. Но они никогда не будут оппозиционерами. А въедливость и критичность оппозиции не дает ей объединиться. И для меня это всегда трагедия. Потому что я знаю, что оппозиционер одного цвета будет ругаться с оппозиционером того же цвета, но другого оттенка гораздо более непримиримо, чем со своим очевидным политическим противником, который для этих двух разных оттенков настоящий ирреальный враг. Но это всегда так было - СПС и «Яблоко» могли ругаться между собой гораздо более рьяно, чем ругаться с коммунистами. 

С.КОРЗУН: Уличные протесты изменили политическую конфигурацию в стране, либо это только эпизод? Либо, избрав Координационный совет, что-то изменится? 

Е.МЯСНИКОВА: Не могу дать оценку КС, я действительно не знаю, - надо посмотреть, во что это выльется. Конечно, мне не нравится, что вошедшие в КС люди уже тоже начинают публично - я сейчас имею в виду публичную площадку «Фейсбука» - выяснять между собой отношения. Мне хочется после огромного количества постов в «Фейсбуке» написать одну фразу везде - «Ребята, давайте жить дружно». 

Что касается протестов и вот этого - «слили протест», - о чем много сейчас говорят. Было бы странно ожидать, что год назад мы вышли на Болотную, а через неделю проснулись в другой стране. То есть, то, что мы не проснулись в другой стране ни через неделю, ни через год – нормально, это длинный процесс. Я вижу позитивные изменения хотя бы в том, что на многих площадках, включая «Фейсбук», стало меньше самоцензуры. Потому что я знаю, что все разговоры в наших СМИ – не хочу сказать, что они все неправда, - цензура есть. Но в еще гораздо большей степени, конечно, есть самоцензура и опасения - вот не буду писать, как бы чего ни вышло, - вот этого стало меньше. То есть, люди почувствовали, что могут что-то, что они готовы сопротивляться и конечно, сейчас аресты. Но на эти аресты реакция. То есть, мне кажется, что не надо раньше времени вешать нос, надо просто иметь терпение, не унывать и продолжать что-то делать. 

С.КОРЗУН: Перспективы бизнеса, частного, вашего в этой стране есть, с оптимизмом смотрите в будущее?

Е.МЯСНИКОВА: У меня нет частного бизнеса. 

С.КОРЗУН: Но есть частная компания и вы один из управляющих. 

Е.МЯСНИКОВА: Она не частная, она публичная. Перспективы бизнеса? Тяжело. Россия не та страна, в которой легко делать бизнес по ряду объективных причин. И в разных рейтингах, которые анализируют комфортность для бизнеса, мы всегда в хвосте. Но как-то можно. Мне было бы очень странно говорить, что перспектив нет - я была в одной успешной компании, сейчас в другой успешной компании, - значит, есть успешные компании. Но непросто. Нелегко. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий