Как просить деньги,
Не падая в обморок?
Полезные советы начинающим фандрайзерам.
Вольно же было мессиру Воланду советовать гордой Маргарите: "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Увы, эта красивая формула успеха стопроцентно не годится для вас: просить на благое дело деньги приходится очень часто.
И именно - у сильных мира сего. Иначе ваш благотворительный проект, скорее всего, окажется "очередным сном идеалистки Веры Павловны".
Но вы-то - реалист!..
Однако трезвый взгляд на существующие реалии жизни и абсолютная убежденность в чистоте и справедливости ваших благородных устремлений отчего-то не спасает, когда в очередной раз вы идете на свидание с возможным спонсором вашей некоммерческой организации. Вы заранее заливаетесь румянцем неловкости, представляя, как станете "просить денег"... Внутренне ужасаетесь стыда, который вам (скорее всего так и будет!) предстоит пережить в случае холодного и высокомерного отказа... Вы уже почти падаете в обморок... Можно ли, избавиться от подобного "комплекса хорошо воспитанного человека"? А заодно свести к минимуму вероятность отказа помочь в добром начинании? Можно. А в интересах благого дела - весьма желательно. Просто необходимо!
Итак, вы задумались: где, у кого и каким образом получить финансовую помощь для деятельности вашей благотворительной организации. Начните с того, чтобы определить круг людей, известных вам как "филантропы со
стажем". Большая удача, если в него попадают те, кто знаком с вами и проблемами сферы деятельности вашей НКО, - они уже оказывали помощь и, есть вероятность, не откажутся помочь еще.
Однако, чем больше будет число таких "надежно вовлеченных" в благотворительность, тем увереннее вы можете смотреть в завтрашний день своей организации. Потому-то вы справедливо считаете делом своей волонтерской чести поиск все новых стабильных доноров. В списке "филантропов со стажем", которые еще не подозревают о существовании вашей НКО, уделите особое внимание тем, кто по имеющимся у вас сведениям уже, хотя бы однажды, оказывал благотворительную финансовую поддержку в сфере, близкой той, в которой работаете вы сами. И если, к примеру, объектом заботь! вашей организации являются семьи с детьми-инвалидами, а бизнесмен X, как вам рассказали, в прошлом году приобрел на собственные средства дорогостоящую диагностическую аппаратуру для областной детской клиники, - обведите в своем списке потенциальных спонсоров его фамилию красным карандашом. Совсем хорошо, если, предприняв дополнительные "разведдействия", вам удастся выяснить мотивировки прошлогоднего благотворительного поступка X. Замечательно - если к тому же вы запасетесь свидетельством тому, как эффективно помогает подаренное им медицинское оборудование лечению маленьких пациентов клиники.
Вся предварительно собранная информация сослужит вам неоценимую службу. Во-первых, позволит поменять собственную установку, когда вы отправитесь на свидание с X:
"Я иду просить денег не у богатого коммерсанта (банкира, владельца сети ресторанов, президента холдинговой компании...), я намерен обратиться за помощью к человеку, который способен понять проблемы родителей больного ребенка..." Во-вторых, располагая некоторыми сведениями о своем собеседнике, вы с самого начала оказываетесь в более выгодном положении: у вас уже припасены "домашние заготовки", которые должны помочь в убеждении Х стать спонсором вашего проекта. Скажем, вы "невзначай" вдруг припомните, с каким восторгом говорил знакомый врач о том, насколько быстрее и точнее удается диагносцировать у ребенка заболевание с помощью появившейся у них в клинике чудо-аппаратуры.
Есть несколько правил, которые могут помочь начинающему фандрайзеру, если он хочет добиваться успеха, не расплачиваясь за него каждый раз собственным стрессовым состоянием.
Правило первое. Примите за данность:
из десяти человек, к которым вы обратитесь, восемь человек (в лучшем случае!) вам откажут.
Получив восьмой или даже девятый отказ, воспринимайте это лишь как подтверждение хорошо известного вам правила (см. выше). Ни в коем случае не рассматривайте происшедшее в качестве личной неудачи. Скажите себе: "Это - нормально, значит, и комплексовать по такому поводу совершенно не стоит". Хуже всего, если вы позволите себе впасть в этакую мизантропию по отношению к спонсорам "как к классу": дескать, все они одним мирром мазаны - зажравшиеся богатые эгоисты. Нельзя просить у человека денег и при этом тихо его ненавидеть - люди всегда такое чувствуют и вряд ли это расположит их к вам и вашей просьбе. К тому же "все они" - очень разные, и причины, по которым вам отказали в помощи, совершенно не обязательно кроются в человеческой черствости несостоявшегося благодетеля. Может быть, вы просто пришли в не урочный момент, когда его, казалось бы, процветающий бизнес переживает сильный финансовый кризис...
Правило второе. Будьте всегда великодушны!
Задайте себе такую психологическую установку по дороге к предполагаемому пожертвователю. Увидите: любой - самый, казалось бы, оскорбительный своей немотивированностью и категорической краткостью - отказ вы уже не сможете воспринимать как зловредное и, безусловно, преднамеренное стремление унизить лично вас. С достоинством (не путать с вызовом!) выскажите свое сожаление за напрасно потраченное на встречу драгоценное время - как несостоявшегося спонсора, так и свое собственное (безусловно, не менее драгоценное, чем его!). Напоследок выразите абсолютно искреннее (ни тени иронии - Боже упаси!) сочувствие хорошо воспитанного человека: разумеется, вы понимаете, что лишь какие-то особые и, видимо, не самые приятные обстоятельства вынудили вашего собеседника ответить вам отказом... Из кабинета вы выйдете
победителем! Вместо душевного дискомфорта, унося с собой чувство одержанного морального превосходства. И еще - память о том, как маска "эмоциональной непроницаемости", державшаяся на лице хозяина кабинета все время вашей с ним беседы, сменилась вдруг на выражение озадаченности, перетекающей в уважение к вам. Вы застали его врасплох: он ожидал от получившего отказ просителя чего угодно, только не выказанного ему за то сочувствия.
Кстати - нечасто, но случается - соблюдение второго правила фандрайзера, бывает, приводит вас к воландовскому "Сами предложат и сами все дадут!". Проходит несколько дней, раздается телефонный звонок, и вы слышите в трубке голос давешнего вашего "отказника":
"Я посоветовался с членами нашего правления... Есть несколько соображений, как мы можем помочь вашей организации. Приезжайте!"...
Правило третье. Нельзя добиться успеха в поиске благотворительных средств методом бесчисленных тыков в строчки телефонного справочника.
В любом деле важна продуманность, систематизация и осмотрительность, а в вашем - особенно. Начать можно хотя бы с того, чтобы определить для себя "черный список" людей, обращаться к которым вы никогда не станете:
как говорится, себе же дороже будет! Либо потому что наслышаны об их скупости, чрезмерной заносчивости, необязательности. Либо вы знаете, что их благотворительная деятельность уже и без того простирается на большое число проектов разных некоммерческих организаций. Либо - что для вас должно означать категорическое табу - реноме бизнесмена, по имеющимся у вас сведениям, не безусловно с точки зрения писаных и неписаных законов.
Правило четвертое. Имейте в запасе ответный жест добра.
Перед тем, как отправиться на переговоры с людьми, чтобы убедить их сделать пожертвование, вспомните: любому нормальному человеку свойственно за сделанное ему добро стремиться "заплатить" ответным жестом добра. Подумайте, какую помощь ваша организация может оказать именно этому предполагаемому спонсору. При этом вас совершенно не должно смущать, что вы представляете не слишком многочисленное общество, скажем, защиты детей и подростков от сексуального насилия, а встретиться вам предстоит с дирекцией крупнейшего в городе завода-кормильца. Всегда можно придумать нечто полезное, что ваша маленькая и небогатая организация может сделать для местного "гиганта индустрии". Например, провести в заводском клубе для детей работников несколько бесед о криминальной ситуации, существующей в городе, и о чем нужно помнить подростку, чтобы не стать жертвой насильника. Или - допустим - раз в квартал юрист-доброволец вашей организации может давать консультации в области семейного законодательства прямо на территории завода.
Зачем вам нужно помнить об этом четвертом правиле? Дело тут не в следовании меркантильному житейскому принципу "ты - мне, я - тебе". Речь идет опять-таки о вашей "психологической безопасности фандрайзера".
Вполне возможно, вам и не понадобится эта ваша "домашняя заготовка", но, в любом случае, она вам поможет. Зная уже в начале переговоров с потенциальным жертвователем о том, что вам есть чем отблагодарить его за благотворительный вклад, вы чисто по-человечески будете чувствовать себя гораздо увереннее: не просителем с рукой, повернутой в жалком жесте ладошкой кверху, а - деловым посетителем, готовым к рукопожатию двух сторон, договаривающихся о взаимовыручке.
Правило пятое. Умейте начать нелегкий разговор со спонсором непринужденно.
Это, наверное, и объяснять не надо - как важно верно взять первую ноту. Хотя уже слышу чей-то голос: "Легко давать советы! Я, когда вхожу в официальный кабинет, с трудом вспоминаю, что поздороваться необходимо, так волнуюсь... А вы - "начать непринужденно"!.."
Сделать это, поверьте, не так уж и трудно, если... Если спокойно и заранее продумать собственный "сценарий первой минуты". Сценарий, который должен вместить одну, максимум две ваших фразы, что последуют сразу после сказанного с улыбкой хозяину кабинета "Здравствуйте".
Это может быть завуалированный комплимент: "... у вас удивительно профессиональные сотрудники - что секретарь-референт, что в отделе по связям с общественностью! Иметь с ними дело - одно удовольствие: доброжелательны, компетентны и, что совсем уж редко встретишь, очень обязательны..."
Это может быть шутка: "...шла на встречу с вами и всю дорогу со знаменитой арией Мефистофиля спорила, все же его подход к деньгам довольно односторонен, вы не находите?.."
Это может быть даже сказанное на ходу о погоде: "... ну, и снегопад сегодня, сто лет такого в городе не было!.."
Вариантов - миллион. Какой подойдет именно - зависит от вашего темперамента, фантазии, возраста, должности и даже пола человека, к которому вы идете на прием. Главное, о чем нельзя при этом забывать: эта ваша маленькая уловка, которая поможет вам преодолеть собственную неловкость, сбросить напряженность первого мгновения знакомства, - должна быть действительно маленькой, краткой по времени, "игрой в один пас". Причем, спланированной так, что не имеет никакого значения: примет ли этот "пас" ваш собеседник. Любая затяжная "тирада с порога", предполагающая к тому же еще и ответное реагирование человека, к которому обращена, вызовет у него лишь недоумение и раздраженность: "Чего ради я теряю время, выслушивая все это?..
Попробуйте воспользоваться пятым правилом, отправляясь в очередной поход "за спонсором". И раз, и два... На третий - уверен, у вас появится уже свой собственный набор любимых вариантов того, как легко и непринужденно начать разговор с человеком, у которого вы пришли попросить денег.
И при этом - не упасть в обморок.
.
Сергей Зверев, кандидат педагогических наук, менеджер CAF – Россия
//Деньги и благотворительность N 6 1996 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий