вторник, 29 января 2013 г.




«Вы будете гордостью России», – сказала ему на прощанье учительница литературы. Не угадала. Оторвавшись от библиотек и городской самодеятельности, он мечтал о героической судьбе бунтаря и писательской славе – одно без другого не мыслилось: «Русская интеллигенция без тюрьмы, без тюремного опыта – не вполне русская интеллигенция». Он застал Россию на полпути от кровавого романтизма эсеров к кровавой арифметике большевиков. И тоже – не угадал, ошибся временем. У освобожденной родины были совсем, совсем другие планы на амбициозного юного провинциала, столь некстати соединившего в своем характере мрачноватую замкнутость и хрупкую лиричность, проницательность – с наивностью, любовь к Александру Блоку – с пиететом перед Борисом Савинковым.

Москва тогдашних лет просто кипела жизнью.… Вели бесконечный спор о будущем земного шара… Всякое решение правительства обсуждалось тут же, как в Конвенте.
То же было и в клубах. В клубе «Трехгорки» пожилая ткачиха на митинге отвергла объяснение финансовой реформы, которую дал местный секретарь ячейки.
– Наркома давайте. А ты что-то непонятное говоришь.
И нарком приехал… *

Все как будто состоялось.




Варлам Шаламов введен, наконец, в пантеон русской классики. Что не удостоился при жизни, так то деталь второстепенная. Случается. Издержки профессии. Но и в пантеоне разместился он как-то незаметно. Застрял как будто на пересылке.
Он значится в общеобразовательном стандарте – правда, не в обязательном списке, а в том, из которого авторы выбираются на усмотрение учителя. Один урок на все про все. Два-три рассказа.
Он как бы признан – если не великим, то выдающимся. Даты отмечаются. В 2007-м – столетие со дня рождения. Прошла Международная конференция в Москве, показали в прайм-тайм двенадцатисерийный фильм Досталя «Завещание Ленина» – «по биографическим мотивам». В 2012-м – документальный фильм из серии «Острова». Качественный фильм, с заявкой на хрестоматийность. Романсы на стихи Шаламова. Стихи в авторском исполнении. Фотографии из архивов, воспоминания Ирины Сиротинской – все те, что, прочитав однажды в книге «Мой друг Варлам Шаламов», встречал потом в написанных ею предисловиях, статьях. Возможно, это и есть главная примета свершившегося признания: устоявшийся круг мемуаристов-современников, набор избранных воспоминаний.
Жаль, ошиблась Ирина Павловна, цитируя шаламовское «Возвращение»:

Твоей – и то не хватит силы,
Чтоб я забыл, в конце концов,
Глухие братские могилы
Моих нетленных мертвецов.

Вместо «глухие» прозвучало «сырые», вместо «нетленных» – «колымских».
Нетленные – не метафорически, а потому что в мерзлоте не разлагаются.
Складывающийся хрестоматийный Шаламов – автор, которого сложно будет преподать поколению, живущему в координатах «you win – you loose». Он ведь неудачник – не скажешь даже «хронический», звучит мелковато.
«У меня не было удач», – подытожил он незадолго до того, как заработанные на Колыме болячки «дожали» его, уложили на финальную больничную койку. Когда стало ясно, что публикаций колымской прозы на родине он не дождется. То, что выжил на Колыме, несколько раз вернулся с того света, к удачам он не относил. Исключил жизнь из списка безусловных ценностей.
Чтобы осознать, что этот неудачник на самом деле – победитель… да, чудесным образом, Бог весть, по чьим правилам, но победитель… нужно прочитать его всего, с воспоминаниями, письмами, с воспоминаниями о нем друзей (само собой, немногочисленных). Не упустить воспоминания бывших друзей, с нелестными уточнениями, уже вдогонку усопшему – дескать, в забоях и разрезах Шаламов провел далеко не все свои колымские годы. Нужно съесть его целиком, как колымские зк съедали с костями селедку в рыбный день. Не про всех обитателей пантеона можно так сказать. Многих целиком поглощать не стоит. Чтобы не лишиться удовольствия от чтения их произведений.

…А поначалу казалось – все сбывается. Враг был выбран соответственно амбициям: Сталин – уже матереющий, уже входящий во власть. Первый арест в 1929-м – за контрреволюционную деятельность в составе подпольной троцкистской группы. Шаламов должен был напечатать для распространения ленинское «Письмо съезду», в котором Владимир Ильич нелестно характеризовал Иосифа Виссарионовича и предупреждал партийцев, что концентрация власти в этих руках опасна. Напечатать «Завещание Ленина» Шаламов не успел: гектограф оказался сломан.
Но стратегически – все шло как должно.
Отказ от дачи показаний. Одиночка в Бутырке.

Достаточно ли нравственных сил у меня, чтобы пройти свою дорогу как некой единице, – вот о чем я раздумывал в 95-й камере мужского одиночного корпуса Бутырской тюрьмы. Там были прекрасные условия для обдумывания жизни, и я благодарю Бутырскую тюрьму за то, что в поисках нужной формулы моей жизни я очутился один в тюремной камере…
Физические неудобства классического вида давно уже были для меня предлогом и поводом для душевного подъема. Этот подъем, который я почувствовал в Бутырской тюрьме за все полтора месяца одиночки, не был приподнятостью нервной, которую так часто ощущают при первом аресте. Подъем этот был ровен: я ощущал великое душевное спокойствие.

Закончился сравнительно недолгий – всего-то трехлетний – срок на Вишере (Северный Урал). Вернувшийся в 1932-м в Москву, по-прежнему энергичный Варлам озабочен поиском стиля, начинает писать в журналы.
Каторжанское прошлое. Героический флер отмотавшего политический срок.
Но эпоха отменила бунтарские бонусы. Топке индустриализации требовалось топливо. И введенная Ежовым практика повторных приговоров начала это топливо поставлять.
На второй срок, полученный в 1937-м в буквальном смысле ни за что, он шел без былого куража, растерянным и надломленным. Догадывался уже. Уже разглядел.

– Значит, вы можете написать, что в 29-м году разделяли эти взгляды, а теперь не разделяете?
– Да, так.
– И можете подписать?
– Конечно.

Там, где врагов народа уничтожали с пользой для экономики, где в среднем за три недели стиралась грань между человеком и животным, он выжил вовсе не потому, что оказался героем, каким себя задумал. Интеллигент, превративший полтора месяца бетонной одиночки в опыт самопознания – оказался физически слаб. Неприспособлен к лагерному труду. Он сам обо всем рассказал – как плохо получалось кайлить и таскать, про вечное недовольство более крепких товарищей, про побои, которых можно было ждать отовсюду: от начальства, от блатарей, от работяг. Волевой и упрямый человек рассказал, как стал бессильным доходягой. Рассказал без надрыва. Как и все остальное – привел к сведению. Колыма выморозила не только суставы, но и весь тот возвышающий обман, которому был приобщен когда-то в Вологде, в Москве двадцатых. Идеалист, получивший ад вместо биографии, сделался физически неспособным к фальши.
Важнейшая из тех низких истин, которыми он с нами поделился и которую, полагаю, не грех вспоминать почаще – памятуя о кругообразности русской истории: цивилизация и культура – явления оранжерейные, отделенные от людоедских порядков тонкой стенкой, и зверь в человеке – живехонек.

Я пишу стихи с детства, а в юности собирался стать Шекспиром или, по крайней мере, Лермонтовым и был уверен, что имею для этого силы. Дальний Север, а точнее лагерь, ибо Север только в лагерном своем обличье являлся мне, уничтожил эти мои намерения. Север изуродовал, обеднил, сузил, обезобразил мое искусство и оставил в душе только великий гнев, которому я и служу остатками своих слабеющих сил.

Непробиваемый, тотальный игнор со стороны официального «литературного мира».
И восхождение на литературный олимп Солженицына, гениально разыгравшего свой шахматный этюд против системы, изрядно к тому времени одряхлевшей, засуетившейся между социалистическим порядком и мировым реноме.
И осуждение со стороны рафинированных шестидесятников – ПЧ, прогрессивного человечества, как желчно называл их Шаламов – за «отказное» письмо в 1972-м против публикаций части «Колымских рассказов» на западе.

– Я им нужен мертвецом! Вот тогда они развернутся. Они затолкают меня в яму и будут писать петиции в ООН!

Массовым читателем Шаламов отнесен к категории тех авторов, которые – хорошие, но «чего-то не хватает». К таким же писателям бывает отнесен и Чехов, например. Чего-то не хватает – это, прежде всего, в сравнении с Толстым, с Достоевским. Философских концепций не хватает, цельного мировоззрения (по крайней мере подробного – нестыковки состыкуют литературоведы и критики, они умеют). Как заметил на недавней писательской конференции один именитый питерский автор, говоря о главных недостатках современной прозы: «Приоритет литературыобъясняющей перед литературой показывающей, на мой взгляд, очевиден». И это, конечно же, выражает важнейшее свойство уходящей литературоцентричной России: потребность в писателях-пророках – тех, кто всё объяснит. Шаламов с его категорическим: «Я не апостол и не люблю апостольского ремесла», – в этом ряду неуместен, пожалуй.
Он не то чтобы только показывает, довольствуясь ролью очевидца. Но все его объяснения… или скорее, выводы: фразы, начинающиеся со слов «я понял», «мы поняли», встречаются чуть не в каждом рассказе… все его выводы непривычно осторожны. Непривычно – для читателя, выросшего на Толстом и Достоевском. Не робки, нет. Но стыдливы, что ли. Видно, как тяжело ему свидетельствовать о процессе расчеловечивания, в котором довелось побывать не только исследователем, но и участником.

Есть какая-то глубочайшая неправда в том, что человеческое страдание становится предметом искусства, что живая кровь, мука, боль выступают в виде картины, стихотворения, романа. Это – всегда фальшь, всегда. … Хуже всего то, что для художника записать – это значит отделаться от боли, ослабить боль – свою, внутри, боль…
Искусство лишено права на проповедь… Искусство – способ жить, но не способ познания жизни…
Несчастье русской литературы в том, что она лезет не в свои дела, ломает чужие судьбы, высказывается по вопросам, в которых она ничего не понимает…
Все, кто следует толстовским заветам, – обманщики…

Целостности у Шаламова действительно нет. Осторожно замечу: как нет ее и в текстах Евангелий, например. Если просто читать слова. «…Не мир пришел Я принести, но меч» – «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
У Шаламова с одной стороны – преклонение перед народовольцами: рассказ «Золотая медаль» о Наталье Климовой, участнице покушения на Столыпина, в результате которого погибли 27 человек и были искалечены дети Столыпина, написан в 1966 году.
С другой: «Русские писатели-гуманисты второй половины девятнадцатого века несут в душе великий грех человеческой крови, пролитой под их знаменем в двадцатом веке. Все террористы были толстовцы и вегетарианцы, все фанатики – ученики русских гуманистов».
Есть и такое: «И пусть мне не «поют» о народе… Я знаю, что это такое. Пусть аферисты и дельцы не поют, что интеллигенция перед кем-то виновата… Дело обстоит как раз наоборот. Народ, если такое понятие существует, в неоплатном долгу перед своей интеллигенцией».
Нет цельности, что ж. Да и откуда взяться? У человека, собравшего себя, по собственному признанию, по кускам?
О своем атеизме он сообщил: «…для бога у меня в моем сознании не было места. И я горжусь, что с шести лет и до шестидесяти я не прибегал к его помощи ни в Вологде, ни в Москве, ни на Колыме».
Но есть «Аввакум в Пустозерске»:

Наш спор – не духовный
О возрасте книг.
Наш спор – не церковный
О пользе вериг.
Наш спор – о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать.

Пресловутая целостность, к слову, разбивается ещё и тем, что стихи и проза его – будто созданы разными авторами. Стихи Шаламова лиричны.

…Своей, отдельной квартиры у него никогда не было. Когда соседи по коммуналке начали жаловаться, что глухой полуслепой нелюдим забывает выключить на кухне газ, его при участии Литфонда определили в «Дом престарелых и инвалидов».
Здесь реальность быстро смешалась с лагерным прошлым. Буянил: срывал бельё с матраса. Выходя из палаты или ложась спать, обматывал полотенце вокруг шеи, как это делали на Колыме: чтоб не украли.
Незадолго до смерти французское отделение Пен-клуба сообщило о награждении Варлама Шаламова «Премией Свободы», вышли «Колымские рассказы» в Лондоне.
Он умер 17 января 1982 года в специнтернате для психохроников, куда был переведен с диагнозом «сенильная деменция». Причина смерти – воспаление легких: переезд проходил в сильный мороз. «В записи первичного осмотра значилось – беспокоен, пытался укусить врача», – вспоминает Елена Захарова (Хинкис), которая ухаживала за Шаламовым последние месяцы жизни в Доме престарелых, была с ним в день смерти и организовала похороны.
Отпевали его в церкви Николы в Кузнецах. Представители Литфонда в связи с отпеванием от официального участия в похоронах отказались. К стеклу похоронного автобуса был прикреплён портрет Сталина.

«Один из моих друзей подошёл к водителю отдать традиционную бутылку водки, – пишет Захарова. – Водитель спросил, кого хоронят. Услышав, что писателя, сидевшего в лагере, сказал – извините, я ж не знал, и убрал портрет».

Сыплет снег и днем и ночью.
Это, верно, строгий бог
Старых рукописей клочья
Выметает за порог.

Всё, в чем он разочарован
Ворох песен и стихов,
Увлечен работой новой,
Он сметает с облаков.

--

* – здесь и далее курсивом, если не указано иного, приведены цитаты из воспоминаний, записных книжек, переписки, поэтических сборников Варлама Тихоновича Шаламова.

Фото: Фотохроника ТАСС

Вставить в блог
Класс!





У наших партнеров
36 комментариевНаписать комментарий
«По классификации Григория Климова,Шаламов есть не кто иной,как типичный еврей психопат и все его творчество, есть творчество психопата.»
Не согласен еврейство здесь ни причем. Сталина обвиняют тоже в антисемитизме, но причем здесь Сталин если в руководстве были одни евреи или большинство.Притянутый за уши" антисемитизм " интернационалиста Сталина и только. Шаламов интелегент попавший под советский каток , который он сам со товарищи и соорудил . Озлобился,а кто не озлобится, но в этом озлоблении и написал жесткую правду лагерей Гулага , правда глупо обвинил в бедах народ , хотя виноват прежде всего сам.
Ваше имя - 15.01.2013 23:40 Ответить
По классификации Григория Климова,Шаламов есть не кто иной,как типичный еврей психопат и все его творчество, есть творчество психопата.
Ваше имя - 15.01.2013 14:44 Ответить
«А чего в обще сказать хотел"уважаемый" автор?Создаётся впечатления,просто хотел притульнуться к творчеству Шаламова и себя маненько пропиарить.Лучше бы ещё раз перечитал внимательно Варлама Т»
Это неправда. На меня действительно произвела впечатление история с охранниками, которые давали рукавицы, а мнекоторые сидельцы были хуже любого охранника. А смысл такой, что виноваты мы все. Очень хочется винить только власть (что я и делаю в первых рядах), но гложет червяк, что мы бываем не лучше (особенно молчанием). И насчет величия человека Шаламова тоже не пустые слова, это подвиг, пройдя 17 лет заключения, не озлобиться. Ну вот сравните, например, "Бодался теленок с дубом" Солженицына, ведь он даже вопрос ставит так, почему это случилось именно с ним. А у Шаламова-почему это случилось с нами, к чему и он причастен. И это после 17 лет. За это и памятник. Буду рада, если поймете меня. В принципе, о Шаламове поговорить не с кем.
Ваше имя - 14.01.2013 22:37 Ответить
«У Вас странная манера вести диалог, приписывая оппоненту собственные суждения. Революционеров мне совсем не жалко.»

Не мудрено запутаться, если все оппоненты называются "Ваше имя". Жупел такой получается, а на жупеле оранжевый шарфик и белая ленточка. Это, конечно, нехорошо. Простите.
Яхневский - 14.01.2013 21:11 Ответить
««Автор статьи сравнивает стиль и манеру Чехова и Шаламова, но не ставит их вровень.»Еще б не хватало! Это было бы нескромно. А Денис Гуцко - человек скромный. Он никогда не скажет: "Я - второ»


У Вас странная манера вести диалог, приписывая оппоненту собственные суждения. Революционеров мне совсем не жалко. За что боролись на то и... Жалко только, что не все они легли в вечную мерзлоту или получили пулю в затылок. А жалко мне своего деда со стороны матери, чья безымянная могила находится на Бутовском полигоне. Бабушку ( его жену ), которая отсидела 8 лет на Колыме как ЧСИР. Дедушку со стороны отца, который чудом выжил после расстрела в 1917 году ( он во время октябрьских боёв командовал ротой юнкеров Александровского военного училища, которое сам и заканчивал ). Других родственников со стороны отца. Те из них, кто не погиб в Гражданскую, навсегда покинули Россию. Жалко и миллионы других безвинных жертв иудобольшевистской власти, которая воцарилась в нашей стране с 17 года и продолжается по сей день.
Ваше имя - 14.01.2013 19:03 Ответить
А чего в обще сказать хотел"уважаемый" автор?Создаётся впечатления,просто хотел притульнуться к творчеству Шаламова и себя маненько пропиарить.Лучше бы ещё раз перечитал внимательно Варлама Тихоновича,больше пользы было бы.
Владлен - 14.01.2013 18:25 Ответить
"Колымские рассказы", несмотря на далеко не классическое, даже иногда нескладное повествование, произвели на меня неизгладимое впечатление, наверно, впечатление произвел сам человек Шаламов. Особенно врезались в память и кое-что в моей голове поставили на место слова о том, что скотство в человеке определяет не занимаемая должность; он пишет, что, бывало, ведет какой-нибудь охранник голодных и холодных на лесоповал, заведет в непросматриваемое с вышки место и даст свои рукавицы руки погреть, и даст кусок хлеба; а другой, бывает, еще и штыком в спину толкнет. Когда читала его, понимала, что пишет без словесных прикрас, ничего не притягивая за уши, ему можно верить. Больше всего поразило, что человек смог остаться добрым и неозлобленным. Не знаю, есть ли Памятник Шаламову, но ему памятник должен быть.
Ваше имя - 14.01.2013 17:19 Ответить
«Автор статьи сравнивает стиль и манеру Чехова и Шаламова, но не ставит их вровень.»

Еще б не хватало! Это было бы нескромно. А Денис Гуцко - человек скромный. Он никогда не скажет: "Я - второй Пушкин". Он вежливо обронит: "По стилю и манере я что-то вроде Пушкина". Ну и о своем alter ego он тоже скромно выражается.
О том, какие ужасы были в жизни Чехова, может судить тот, кто, будучи болен туберкулезом, не на поезде, а на перекладных, по бездорожью, проехал от Москвы до Сахалина. Кто в 40 лет выглядел на все 70 и при этом не впадал в уныние и не озлоблялся. ГУЛАГ, представьте, не единственный ужас на этом свете. Тысячи ваших соотечественников, которых вы своими романтическими реформами вышвырнули из жизни, живут и подыхают сегодня так же, как это было в советском ГУЛАГе, но вы их почему-то не замечаете. Их вам не жалко. Вам жалко пламенных пассионариев, которые всю эту бодягу заварили.
Яхневский - 14.01.2013 13:51 Ответить
В клубе «Трехгорки» пожилая ткачиха на митинге отвергла объяснение финансовой реформы, которую дал местный секретарь ячейки.

– Наркома давайте. А ты что-то непонятное говоришь.

И нарком приехал… *

а сейчас не то что министра(наркома), его секретаршу не увидишь.
Ваше имя - 14.01.2013 08:45 Ответить
«Шаламов был злейшим врагом России.Его слова:Только не пойте мне о народе.Он вместе со своим отцом священником обнавленцем считал,что самый большой грех-антисемитизм.За что и получали амеровск»

васька- ты урод. Беда России-таких дибилов как ты много. Видимо ты-отрыжка татаро-монгольского ига. Руки прочь от Большого Русского писателя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий