Как и следовало ожидать, всю страшную историю трагедию семьи Кабановых наш телевизор отработал по полной. Сначала до того как прошел в Москве, не только в Москве, но наиболее массовый Марш протеста против закона Димы Яковлева. Сначала каким-то образом пытались все время подверстать эту историю вообще к нравам оппозиционным. И протестным. Вспоминая про то, что этот убийца, скажем так, хотя еще пока не доказано, но тем не менее, Кабанов активно участвовал в белоленточном движении, ездил в Крымск волонтером, это все ему естественно в минус записывалось. И видимо, предполагалось, что это отягощающие его вину обстоятельства. Потом эту всю историю как-то забыли, когда Марш прошел. И мы знаем, что вышло в один и тот же день сразу две программы. Это был понедельник «Пусть говорят» и «Прямой эфир», и не столько знаменательны эти две программы, сколько то, что им предшествовало и о чем, безусловно, написали все, кому не лень, конкуренция дошла до ручки, на самом деле просто до рукопашной. Потому что когда группа или точнее те люди, которые ответственны за приглашение гостей, приехали забирать отца Кабанова в его квартиру, там уже топтались конкуренты с «Прямого эфира». И начали тянуть в разные стороны этого эксклюзивного героя. И в результате дошло до схватки. Пострадали, как пишут редакторши или сотрудницы программы «Прямой эфир», которым впоследствии зафиксировали ушибы мягких тканей, что-то в этом духе. Победили малаховские, которые своего героя увезли к себе на программу и это был совершеннейший эксклюзив, хотя следует признать, что ничего особенного он не сказал, да и что может сказать в такой ситуации отец такого человека, он даже и не пытался ни оправдываться, он хотел и пытался что-то объяснить в психологии может быть своего сына, но, в общем, в формате ток-шоу мало чего удается. Ну и там были еще на мой взгляд, хотя программа получилась конечно, менее кровожадная, чем можно было бы ожидать, но тем не менее, там например, не закрывали когда показывали фото, лица детей. Что, на мой взгляд, совершеннейшее безобразие. Но в «Прямом эфире», где не было этого героя, там были коллеги, там закрывали лица детей, но при этом корреспондент видимо, это тоже большая журналистская удача, проникла в больницу, где в этот момент содержались дети, которых отобрали, забрали из дома и отвезли на всякие освидетельствования. И корреспондентке, что особенно характерно, показалось вполне уместным задавать этим детям, старшему мальчику вопросы: а где у него сейчас мама, где папа, а скучает ли он. Это было безобразно, должна я отметить. Как безобразно вообще очень многое из того, что происходит с точки зрения этики. Возвращаясь или точнее сразу перескакивая ко вчерашнему эфиру внеплановому «Пусть говорят», поскольку в пятницу программа с некоторых пор не выходит, на этом месте идет «Поле чудес». Но вчера был внеплановый экстренный выпуск, посвященный этому ужасному нападению на руководителя балетной труппы Сергея Филина. Опять же могло быть хуже, безусловно, хотя, на мой взгляд, когда еще суток не прошло, высказывать версии и волей-неволей все равно бросать тень на тех или иных известных персонажей это недопустимо. И там кстати Сати Спивакова, которая была на телемосте из Парижа, она про это и сказала, что не надо всуе сейчас употреблять известные фамилии. Потому что потом останется осадок. Ничего никто не доказал. Но самое главное и там и на РЕН-ТВ использовали съемку, где уже замотанный в бинтах Сергей Филин рассказывает о том, что произошло и это совершенно очевидно съемка несанкционированная, снятая скрытой камерой. Потому что мы знаем, когда человек согласен на интервью, то естественно, любой нормальный оператор снимает это со штатива или по крайней мере фронтально с плеча. Хотя здесь не было никаких мне кажется оснований не поставить штатив. А совершенно очевидно, что это снимается камерой, которая включена и оператор держит ее на весу, чуть наклонив, поэтому под углом получился этот кадр. Ну и мне кажется, это тоже абсолютное безобразие. И еще опять же вопрос, кто же допускает людей с камерами в больницы. Очевидно, что там есть люди, которые явно небескорыстно это устраивают. И в этом случае с Сергеем Филиным вообще криминальная история, с детьми там немножко другая. Просто это этический вопрос. Но все это означает, что любой что ли за деньги может пройти в эту больницу и сделать все, что угодно и пронести туда все, что угодно. Включая, может быть, еще одну банку с кислотой. Вот это меня абсолютно поражает. Как же это может такое быть, что человек нигде, даже, наверное, уже теперь скоро и после смерти будут забираться в морги и снимать я не знаю что. И вот это из самых отвратительных моих впечатлений этой недели. Второе, отчасти трагикомическое или третье уже. Это конечно, история с убийством криминального авторитета Деда Хасана. Которая неожиданно прорвалась эта новость, ну как неожиданно, в общем, ожидаемо в нынешней ситуации в совершенно топовые первые новости, хотя, на мой взгляд, самое место ей было в таких программах как «Дежурная часть», «Петровка, 38», у нас много соответствующих форматов. Или «Чрезвычайное происшествие», но весь день, когда это произошло, практически все программы, за исключением, тут надо обязательно сказать Первого канала, потому что Первый не стал акцентировать, утопил эту новость на какое-то место поставил, но скажем, канал «Россия» по полной отработал. Вначале «Дежурная часть», потом «Вести-Москва», потом просто «Вести», потом еще одни «Вести». НТВ по полной отработал, включая итоговый выпуск 23.15, когда этим открылись и была надпись: Усоян убит. Я вздрогнула, потому что последний раз я такую надпись видела, прости меня, конечно, Господи и все остальные, в 1995 году, когда убили нашего коллегу Влада Листьева. И если ты помнишь, тогда вообще прервали на некоторое время программы, и просто портрет и эта надпись «Листьев убит» стояла сколько-то часов в эфире. Изумление и недоумение, которое испытали наши с тобой товарищи в том же фейсбуке и других форматах, оно совершенно очевидно. Было ощущение такое, что президент погиб или кто-то очень известный. Космонавт или великий артист умер. Потому что не было никаких разумных объяснений тому, что новость о гибели криминального авторитета становится первой и более того, комментируется так, как будто после этого начнутся какие-то невероятные потрясения. И ты совершенно права, когда писала, что ощущение вдруг создается, что существует некий параллельный мир, в котором есть люди. Кстати с пиететом большим корреспонденты говорили: легенда криминального мира, это неважно уже. Патриарх. Каких только эпитетов не прозвучало в этот момент в адрес этого человека. И это конечно говорит о совершеннейшем смещении системы вообще координат, когда это становится возможным. Не о каждом правда мы знаем. Не о каждом действительно выдающемся человеке сообщают. И далеко за примерами ходить не нужно. В эти же дни, ну раньше несколько умер выдающийся адвокат Юрий Шмидт и я не знаю, может быть, кто-то видел или слышал, но я не слышала ни одного некролога, никаких слов прозвучавших на федеральных каналах в новостях. И, по-моему, в день, когда убили Деда Хасана, как раз Шмидта хоронили, и никаких репортажей об этом тоже я не видела и не слышала. И это, на мой взгляд, абсолютно говорит о том, в какой мы сегодня этой системе существуем. Это такие мои предварительные, я сейчас пытаюсь дайджесты сказать самые какие-то такие яркие впечатления. В основном со знаком минус. Ну и конечно, Марш это потрясающе тоже. Я в силу обстоятельств не смогла на него пойти, поэтому смотрела тоже в телевизоре. И самое конечно выдающееся произведение я увидела в программе «Вести недели» с ведущим Дмитрием Киселевым, где опять подверстали в одну кучу и историю Рустема Адагамова, и частично Кабанова, и самое смешное Ксению Собчак, которая пять лет назад, пять лет назад в «Комсомолке» в каком-то интервью сказала, что она замуж не рвется, семью создавать не рвется и вообще не любит маленьких детей. Это дало основания ведущему Дмитрию Киселеву сказать: посмотрите, какие люди сегодня идут якобы защищать права детей. А на самом деле хотят просто-напросто не прерывать этот конвейер смерти, на экспорт отправлять наших детей, где их там либо съедят, либо пустят на органы, либо не знаю, что еще с ними сделают. Это было такое передергивание сумасшедшее, даже не передергивание, честно говоря, давно уж мы привыкли к «Вестям недели», к манере Дмитрия Киселева, но давно я такой стилистики, таких интонаций не слышала. Но дополнило все это конечно честь и краса канала «Россия» Ольга Скабеева, которую пустили в толпу митингующих. Кстати я тогда содрогнулась, подумала, что как же они не боятся такой ценный кадр в совершенно враждебную среду помещать. Но мало ли что. Может быть, кто-то там случайно не сдержит своих эмоций. Она соответственно тоже выбрала картинку подобающую, сообщила о том, что крайнее малолюдство, народа практически нет, даже к моменту начала шествия у металлоискателей пусто. А те, кто есть, идут с американскими флагами, очень смешно было, у ребенка она взяла интервью, которая сказала только два слова: я была в Америке, и я люблю Америку. Ну тоже естественно, подрастающие вот эти вражины гражданские активисты. Были два синхрона гражданки Лаховой. Инициаторши этого закона, одной из инициаторш и Вячеслава Никонова, одна сказала, что это американский бизнес, усыновление детей. Никонов в свою очередь сказал, что это беспрецедентно в истории человека, что люди выходят за то, чтобы продавать детей на Запад. Это ожидаемо. Ну и конечно там была самая показательная сцена, это когда гражданка, госпожа Скабеева кинулась к Леониду Парфенову и Леонид Парфенов, сказав, что не о чем с вами говорить, не стал с ней общаться, она тут сказала, что либеральная общественность в лице Парфенова промолчала. А на самом деле совершенно логично и нормально человек просто видимо, посчитал, что невозможно по чисто гигиеническим соображениям общаться с таким корреспондентом. В общем, я поняла, что если люди, которые вообще ничего не читали, не слышали, вот это посмотрели, то конечно, у них сложилась самое что ни на есть печальная картина, я имею в виду зрителей, что какие-то отщепенцы, горстка, безусловно, вот выходит и бузят и на святое практически покушаются. Требуя наших детей, сирот туда вот на Запад поставлять и за большие деньги. Ну браво, чего скажешь, пропаганда тупая абсолютно, топорная, никакой тонкости там нет. Пропаганда вообще дело не тонкое, но она бывает искусной более-менее. Здесь уже никто даже не собирается заботиться о правдоподобии, о каком-то приближении хотя бы к тому, что на самом деле там происходило. А просто вот тупо долбят обухом зрителя по голове. Вбивая то, что необходимо, те мысли, которые необходимо людям вбить. Это было абсолютно безобразно. На этом фоне Первый канал выглядел просто зайкой пушистым, потому что никаких ни таких эпитетов страшных, ни страшных картинок не показывал. Более-менее равнодушно, отстраненно точнее показал то, что происходило. Вот сколько я, у меня целый монолог. А ты молчишь, сидишь. Ты телевизор не смотрела?
К. ЛАРИНА – Нет, я слушаю внимательно. Все рассказала. Ну что, я еще раз…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я имею в виду из тех событий, которые были первые в новостях, первые или третьи, неважно всю неделю будоражили, в общем, сознание зрительское.
К. ЛАРИНА – Меня совершенно потрясла история с Кабановым. В меня как-то попало, потому что мы все так или иначе участвовали в поисках Ирины Кабановой по просьбе ее мужа Алексея Кабанова, когда он объявил такой крик о помощи. Это конечно страшно, потому что ты чувствуешь себя каким-то просто соучастником преступления в какой-то степени. И еще я подумала о том, что это не стандартное преступление не только с точки зрения самого исполнения, но и это не тот случай, не парад уродов, который обычно мы наблюдаем в малаховских программах, я имею в виду не низы общества, не тот социальный срез. И мне кажется, что преступление, которое случается в этой социальной группе, скажем так среднего класса или людей более-менее образованных, другого уровня, они всегда заслуживают особого пристального внимания. Я в связи с этим вспомнила фильм и книжку французскую, которая была основана на реальных событиях, где герой практически всю свою жизнь имитировал, Даниэль Отой играет, это реальная история, когда человек имитировал, что он окончил институт медицинский, что он получил докторскую степень, что он устроился в роскошный престижный медицинский центр. Что он защитил диссертацию, что он ездит на научные конференции, и его имя такое популярное и пользуется авторитетом. А на самом деле он просто имитировал целиком и полностью свою жизнь, при этом у него была жена и двое детей. И в итоге все это кончается, что как только появился малейший шанс упустить эту свою придуманную жизнь и когда возник этот ужас разоблачения, человек просто убил натурально, забил и спящих детей, жену, застрелил родителей и сел на пожизненное заключение, я уж не помню, это было после отмены смертной казни. И в итоге автор книги взял интервью у этого человека, убийцы, когда он уже сидел в тюрьме. Большое интервью, несколько дней, по-моему, с ним или месяцев общался и написал потом книгу. Я просто подумала о том, что мне было интересно этого человека услышать.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, у меня соображение… Сейчас новости.
К. ЛАРИНА – Давайте новости, потом продолжим.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Возвращаемся в программу. Здесь как обычно Ксения Ларина и Ирина Петровская. Фейсбук передо мной открыт. Наша страничка «Человек из телевизора». Милости просим, заходите. Кроме того, конечно, sms +7-985-970-45-45. И я надеюсь, мы несколько звонков успеем принять. Сейчас еще закончу, и потом дальше пойдем. Просто мне важно, я к чему все веду по поводу Кабанова. Главный вопрос, если бы меня спросили, хотела бы я взять интервью у Алексея Кабанова, я бы однозначно сказала бы «да». Вот именно, не знаю, суд пройдет, но мне интересно, важно понимать, мне лично, что должно было произойти с человеком, если он конечно вменяемый, чтобы он пошел на такое преступление. Что этому предшествовало, какой путь. Именно поэтому, когда Андрей Малахов в своей передаче задал этот вопрос и обратил его к отцу Алексея…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но недослушал его.
К. ЛАРИНА – Каким он был, нам важно понять, что это был за человек, и есть человек, откуда это все берется. Мне показалось это очень правильное направление передачи. И если бы это направление он выдержал, наверное, был бы смысл. Потому что у Михаила Зеленского вообще все было бессмысленно. Абсолютно. Какие-то депутаты, какие-то эксперты непонятно чего, непонятно, про что говорят. Это вообще чушь собачья.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот говоря о том, что у меня есть соображения, вообще не надо говорить об этом, конечно надо. И более того что это убийство авторитета, что бытовое по сути…
К. ЛАРИНА – Да даже авторитет меня меньше волнует.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. Но все равно вдруг выясняется, я сейчас допустим об авторитете, о Деде Хасане, уже пошло второе десятилетие третьего тысячелетия, вдруг выясняется, что этот мир существует, что в 2013 году возможна вот эта стрельба в центре города…
К. ЛАРИНА – Но послушай, Ира, мы вспоминали недавно, в перерыве я тебе напомнила Япончика когда убивали сколько лет назад. Было то же самое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Но сейчас я о другом. О том, что это мог бы быть повод, если бы у нас было нормальное телевидение и нормальные форматы для разговора о том, от чего мы уходили, к чему мы пришли. Что это такое происходит, что это за люди, почему они продолжают существовать.
К. ЛАРИНА – Вот тебе пример привожу из твоей же жизни. В смысле из твоей жизни как обозревателя «Новой газеты». Потому что буквально в последнем номере, где опубликован и твой текст, есть Сергей Канев. Который просто разложил мне посекундно практически такой календарь жизни этого человека, и не просто его творческий путь, а что он держит, каким бизнесом он занимается, кто его крышует, с кем у него есть связи, куда тянутся связи на какой верх. Вот когда передо мной раскладывают карту преступления, историю болезни этого человека, историю болезни общества, прежде всего. Тогда я понимаю действительно смысл, когда повод убийства такого криминального авторитета это просто повод для того, чтобы рассказать о том, что на самом деле творится в этом параллельном мире, который мы не замечаем в быту.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И не только в параллельном, но и в том мире, в котором мы все живем. Потому что все уже забыли, там было это впроброс, что совершенно ни за что ни про что пострадала женщина официантка.
К. ЛАРИНА – Кстати, про это тоже нигде ничего…
И. ПЕТРОВСКАЯ - На второй день говорили, что она в тяжелом состоянии и в нее попало сразу… Просто мы привыкли эти штампы, мифы устоявшиеся лихие 90-е и стабильные нулевые, тем более уже…
К. ЛАРИНА – Послушай, при таком количестве преступлений, о чем ты говоришь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это же повод поговорить обо всем, включая и обсуждение того, что в том параллельном мире происходит и то, что анализ того, что происходит в этом отнюдь для нас не параллельном. Вот для этого и существует, собственно говоря, телевидение, которое пытается разобраться. Точно также, ты совершенно права, я совершенно согласна, случай с убийством Кабанова. Это тоже повод и для психологов, и для я не знаю кого, педагогов…
К. ЛАРИНА – Это вообще уникальная история. Страшная, жуткая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И для тех же самых людей, которые в сетях активно существуют и живут. Страшнейшая, непонятно, а можно ли ее считать уже таким отчасти, нет, конечно, она не типичная и не станет никогда типичной.
К. ЛАРИНА – Я начала, когда говорить, что не просто пришел пьяный козел и ударил бутылкой по башке свою жену и она умерла от удара.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тип человека какой-то появился, совершенно уже другой. Особенный. Мы привыкли, что действительно башку проламывает пьяное быдло, человек опустившийся.
К. ЛАРИНА – Это с одной стороны, с другой стороны это явно не желание славы что называется, это не какой-то условный Брейвик, у которого крыша съехала. И он пошел всех убивать, еще манифест опубликовал. Это какая-то другая история. Нетипичная бытовуха, нетипичное преступление. Жуткое. Страшное. И этой своей жутью оно невероятно не побоюсь этого слова оно притягательное, очень как-то, оно тебя притягивает, оно тебя не отпускает. Я не знаю, мне важно понять, из чего эта семья сложилась, что было до этого, что этому предшествовало, кем был этот человек, что он сейчас думает, о чем он сейчас думает, когда сидит в этой камере. Потому что я вижу, его показывают в клетке, я понимаю, что человек находится в абсолютном шоке, но ребята, он явно не псих. Это какая-то другая история.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В этой программе у Малахова помимо того, что отец был в студии, была снята мать. Если ты заметила. Причем тоже явно не открыто.
К. ЛАРИНА – Которая сказала, что это не он.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Которая вначале…
К. ЛАРИНА – Посмотрите на его лицо, она говорит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она начала вроде бы начала говорить, казалось, что в оправдание. И вдруг закончила тем, что я не хочу его знать, потому что у меня это в голове не укладывается. А самое главное она сказала, что это не он. Это не его лицо. И не в том смысле как многие приходящие родители всяких преступников говорят, что он не мог этого сделать, нет. Она именно видит, что в нем видимо, за эти часы, дни какой-то другой проявился человек, другая личность.
К. ЛАРИНА – Помнишь, был фильм по Семенову «Противостояние». Яков Кротов, Кротов прости Господи, которого играл Болтнев Андрей. Напомним нашим слушателям, это такой маньяк, убийца, который маньяком не был, между прочим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он же убивал тех…
К. ЛАРИНА – Привычка такая была у него. Привычка расчленять на части.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Была история в том, что он же во время войны был одним из агентов в разведшколе, и он убивал тех, кто мог его опознать.
К. ЛАРИНА – Но там я почему вспомнила о том, как человек меняется, гениально это сыграл Болтнев. Один эпизод, ночью, когда он убил вот этого парня, который золотой слиток вез, и там один кадр есть, когда он поднимает голову и смотрит в кабину, а в кабине сидит его любовница. И она видит его лицо, совершенно изменившееся после того, как он совершил убийство, он на секунду поднял голову, и зафиксировано было это выражение лица человека только что в эту секунду убившего другого человека. Это конечно… Ну ладно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Последнее мое соображение. Мы обсуждали маркировку. 16-плюс, 12-плюс, 8-плюс. Но помимо того, что надо маркировать продукцию, чтобы люди были сориентированы в пространстве, как будто бы подразумевается, что в то время, когда у экранов много детишков и людей с нервной ослабленной системой все-таки не должно идти ничего шокирующего. Между тем оба ток-шоу вышли мы знаем, во сколько они выходят. Одно около 8, второе около 9 после «Спокойной ночи» с многочисленным…
К. ЛАРИНА – А там 16-плюс было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и что теперь. И что?
К. ЛАРИНА – Ничего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - 16-плюс значит все остальные пошли лесом или пошли делать уроки.
К. ЛАРИНА – Ты же понимаешь это чистый формализм чистой воды.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это меня и потрясает. Зачем же тогда это нужно.
К. ЛАРИНА – Деньги тратить на эти логотипы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если при этом как мы видим показывают кадры, да, безусловно, нам не показывали содержимое впрямую того, что нашли оперативники в багажнике и в баулах. Но бесконечно повторяемые кадры, как они открывают эти баулы окровавленные, поскольку этих кадров, по-моему, не было у Зеленского, то там тоже, видимо, чтобы народ…
К. ЛАРИНА – Там какая-то имитация была.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там человек в раковине моет окровавленные ножи. Простите, пожалуйста, тогда мне кажется это не стоит тратиться…
К. ЛАРИНА – На маркировки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, в самое что ни на есть смотрибельное время вы даете абсолютно и более того, обсуждение, в общем, все равно идет как он это сделал…
К. ЛАРИНА – А 14-летняя девочка тебя не удивила?
И. ПЕТРОВСКАЯ - 14-летняя девочка…
К. ЛАРИНА – Которая представилась почему-то подругой погибшей Ирины Кабановой. Мутная история. Явно этот человек никакого отношения, редакторы нашли, что рядом валялось такое ощущение. Потому что никого нет, никто не соглашается, видимо, приходить из близких друзей семьи. Что понятно. Естественно. И какую-то девочку. Зачем, 14-го ребенка в такую программу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ребенок похож на 25-летнюю…
К. ЛАРИНА – Это неважно. Она сказала, что ей 14 лет. Будем ей верить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. В общем, ребята, давайте уже как-то определитесь, потому что маркировка имеет смысл только в том случае, если при этом вы самое страшное и шокирующее все-таки показываете после одиннадцати, а не в самый что ни на есть прайм-тайм. Иначе это все такое лицемерие, ханжество чудовищное. Что моих слов не остается.
К. ЛАРИНА – А еще я хотела сказать пару слов про жуткую историю про Сергея Филина, собственно о том, как с одной стороны это все близко происходит, просто на твоих глазах практически. Потому что в этот вечер и Сергей Филин и Николай Цискаридзе и многие другие замечательные люди присутствовали на замечательном вечере в честь юбилея Станиславского в Московском художественном театре. И после этого один из них возвращается домой и получает кислотой в лицо. Окликнули его, он сам про это говорил, около подъезда. А с другой стороны я вспомнила историю, это театральная история, на мой взгляд, это ужасно, но история театральная. История с Анатолием Эфросом. Я тоже про это написала. Который когда его назначили руководителем Театра на Таганке, мы помним, что не вся, мягко говоря, труппа восприняла этот приход с воодушевлением. И да, его начали травить и взрослые люди. Кстати никто не знает, кто это делал. Никто так и не признался. Взрослые люди прокалывали ему шины автомобиля, присылали записки с угрозами, тогда еще не было интернетов, фейсбуков и твиттеров. И мобильных телефонов. Но записки подкладывали с угрозами, и звонили по телефону домашнему. И резали дубленку бритвой на куски. Подкладывали в карманы битое стекло. Взрослые люди в театре на Таганке. О чем там говорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сукины дети.
К. ЛАРИНА – Да. Кто это сделал, никто до сих пор не знает. Но знаем, что человек скончался от инфаркта.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Молодым.
К. ЛАРИНА – В 60 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, 60 даже не было.
К. ЛАРИНА – 60 лет. Это вот, пожалуйста, история. Я считаю, в связи с этой историей, это мое личное мнение, что после таких вещей в любом случае директор Большого театра или вернее так, директор театра, в котором такое происходит, должен подавать в отставку. Потому что он, значит, не справляется со своими обязанностями. Потому что не может быть такого, когда в той же передаче, не помню, где было, на «Дожде» вчера у Михаила Фишмана делали такую нарезку всех событий, которые происходили за последнее время в Большом театре. Это не первая история криминальная. Не первая. Давай вспомним как еще одного человека, устроили ему там провокацию в Интернете, когда спровоцировали его, аналогичная история как с Адагамовым. Опубликовали какие-то компрометирующие кадры. Это после серии угроз, опять же угроз, связанных с его профессиональной деятельностью. И давайте вспомним, что профессиональная деятельность артистов Большого театра это не криминал, не экономика, не финансы, не бизнес. Это балет, опера, вполне себе мирное искусство. Поэтому что там говорить про Большой. Да, там такая, как написала Волочкова в блоге, что атмосфера жуткая в Большом театре сегодня. Не надо нам рассказывать, как там замечательно все и красиво. И прекрасно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если обобщать, то как вчера в конце этой программы сказала Алла Гербер, что это, в общем, такая модель, мини-модель, хотя театр огромен и это огромное хозяйство, но все равно модель того, что сегодня вообще происходит. Поэтому в этом смысле метафорически директор этого Большого театра тоже по идее должен был бы давно уже подать в отставку.
К. ЛАРИНА – Всего нашего Большого театра.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Большого-пребольшого театра. Или как минимум не баллотироваться на следующие сроки, потому что все, что происходит, в общем, опять же, расширяясь до размеров огромной страны, оно мне кажется, дает мало поводов для победных каких-то реляций.
К. ЛАРИНА – Давай я прочту, наконец, что пишут нам наши слушатели. Сериал «Марьина Роща», кстати по поводу сериала. Пока ты разговаривала в первой части передачи, тут смотрела на отзывы, которые приходили в фейсбук и на sms, и у нас на сайте. Людям нравится фильм. Хочу сказать тебе, сериал «Марьина Роща» нравится людям. «Приятно удивил, с удовольствием смотрели всей семьей». Елена Калинина пишет: «Посмотрела, не могу быть объективной, так как считаю Домогарова лучшим актером нашего времени. Хороший фильм, немного, правда напоминает телеспектакль. Не хватает натуры и декораций, а так захватывающий сюжет, очень интересно». «Вчера с удовольствием посмотрел повтор новогодней программы «Две звезды», понравилось, - пишет Дмитрий Зинзиров, - а еще с удовольствием посмотрел сериал «Марьина Роща», чудесная игра Домогарова и Крюковой», так что действительно разные какие впечатления.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но одновременно очень много других впечатлений.
К. ЛАРИНА – Я просто рассказываю про то, что к нам приходит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - К сожалению, я не могу присоединиться к восторженным откликам. Я начала смотреть с надеждой, именно потому, что Домогаров, именно по-моему Хван режиссер.
К. ЛАРИНА – С ожиданием ожидала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - С ожиданием ожидала, именно так. И даже, в общем, дотянула в первый день, сразу 4, что ли серии показали. Пару я выдержала, потом я поняла, что я скисла. Не потому что устала, а потому что мне показалось и дальнейшее, к сожалению, подтверждало только это первое впечатление, я каждый день начинала смотреть в 21.30, и скисала довольно быстро. Мне показалось, что там отсутствует, все же сравнивают с «Ликвидацией», с «Местом встречи», там отсутствует какой-то нерв, драйв, там слабая совсем драматургия. Тем более, в общем, есть абсолютная заданность изначальная, что хороший милиционер…
К. ЛАРИНА – А уж одеты все с иголочки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Одеты ладно…
К. ЛАРИНА – Я поражаюсь, ребята, обращаюсь к режиссерской группе. Господа, ну не первый год замужем. Ну ексель-моксель, ну нельзя же так, ну в конце концов, есть элементарные вещи. Ну нельзя с иголочки одевать людей в послевоенное голодное время. Даже в Марьиной Роще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И потом меня еще…
К. ЛАРИНА – Все выглаженные костюмчики.
И. ПЕТРОВСКАЯ - … умиляет и раздражает одновременно вот это бесконечное такое, почти большая семья коммунальной квартиры. Где все вместе в горе и радости…
К. ЛАРИНА – Это попытались повторить атмосферу, как ты правильно сказала…
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Место встречи». И то там были редкие…
К. ЛАРИНА – Это были разные люди.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там редкие минуты единения этой коммуналки. И там Нина Кириенко, у которой карточки…
К. ЛАРИНА – Корниенко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, у которой карточки украли. Короче говоря, мне показалось, что замах был довольно большой, огромный даже, а вот на выходе, к сожалению, получилось действительно что-то такое вялое…
К. ЛАРИНА – Можно я добавлю. Я убеждена, что все-таки, когда мы приводим в пример то же «Место встречи изменить нельзя», там в основе лежит замечательная литература. Не придерешься. Вот «Эру милосердия» кто читал, блестяще написанный роман. Блестяще. Что там говорить. Можно было только испортить что-то. Но здесь…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там конечно просто какие-то линии уходят.
К. ЛАРИНА – Но, ребята, здесь ты абсолютно права, сценария нет, по сути, поэтому актерам играть нечего, это видно невооруженным глазом. С первых реплик. Что бы вы там ни изобретали, я вижу, как артисты прикрываются своими штампами привычными, потому что им нечего сыграть. Там нет характеров. Вот за все это время, пока он шел, так и непонятно, что это за человек герой, которого играет Александр Домогаров, что это за сборщица краденного Евгения Крюкова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Скупщица.
К. ЛАРИНА – Да, которая играет что-то среднее между Манькой Облигацией и майором Ковалевым. Непонятно, кто это. Ну в общем, действительно когда нечего играть, ничего и не получится. Можно придумать что-нибудь великолепное, если режиссер гений. Но здесь тоже этого, к сожалению не наблюдается. Ну невозможно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там есть, конечно, милые вещи такие симпатичные. Вот это вкрапление хроники того времени.
К. ЛАРИНА – И то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, от повторяемости это тоже как-то обесценивается.
К. ЛАРИНА – В общем, жалко очень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому да, мне тоже жалко, я ожидала…
К. ЛАРИНА – Про другой хотела сказать сериал. «Ангел сердца», кстати пишут…
И. ПЕТРОВСКАЯ - К несчастью, из-за того, что я бесконечно пыталась прорваться и получить наслаждение от «Марьиной Рощи», я вот этот сериал не посмотрела.
К. ЛАРИНА – Я посмотрела, правда, не весь, первые серии. Две или сколько там было. Просто прочту слова, которые написаны от нашего слушателя. ««Ангел сердца» маленький сериал, что очень подкупило, красивый Крым, красивая мебель, вкусная еда и от машины героя Певцова глаз не отвести. Вот это больше всего и запомнилось. Очень жаль Даниила Певцова». «Ангел сердца» это сериал, который конечно же, в первую очередь интересен тем, важен тем, что он сохранил молодого артиста, который только начинал свой путь в жизни, и вот так и закончил его. Поскольку речь идет действительно о Данииле Певцове, это сын Дмитрия Певцова, который погиб. Это его дебют, который так и остался единственной его работой. Судя по всему. Он здесь играет молодого Дмитрия Певцова, появляется только в первых сериях. А дальше уже в развитие сюжета он в воспоминаниях, возвратах в прошлое. И это конечно ужасно жалко, потому что очень хороший парнишка, обаятельный, молодой, юный. Какой-то такой еще щенок в профессии, это видно, что он многих вещей не умеет. Но невероятно старательный и смотреть на него действительно светло и приятно. Ужасно действительно щемит сердце, когда понимаешь, что человека этого нет на свете. Ну а что касается дальше, я бы не ругала этот сериал. Он сюжетный, в нем есть сюжет, просто люди говорят про актеров, мне кажется, что замечательно работает и Певцов Дмитрий и Оля Дроздова замечательная артистка. Таня Догилева, которая здесь играет очень яркую роль большую. Баринов прекрасный актер. Так что мне кажется, что это удачная работа, но вот она так останется такой трагической нотой, безусловно, в истории наших телевизионных сериалов, так уж вышло.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай теперь, потому что мы уже не успеваем подробно об этом сказать, но не сказать это совершенно невозможно и несправедливо. Потому что на этой неделе вышел цикл Анатолий Смелянского «После моей жизни в искусстве». Посвященный Станиславскому. Изумительный.
К. ЛАРИНА – Все хвалят, все в восторге. Анатолий Миронович как всегда молодец.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Анатолий Миронович рассказчик невероятный. Я лично очень много для себя узнала, что вообще не знала. Про Станиславского. Просто замечательный. Других слов нет. И после большого перерыва начались «Исторические хроники» Николая Сванидзе. На этой неделе были три, это 1988, 1989, 1990 годы. Соответственно через фигуры Яковлева, Рыжкова и последняя вчерашняя начало распада СССР. С одной стороны кажется, что это было очень далеко, а с другой стороны все еще так актуально, так близко, и там очень много смыслов, которые Николай Сванидзе умеет выявлять, закладывать, и кстати все очень актуально за исключением одного. Да, тогда тоже было ощущение катастрофы с одной стороны, а с другой стороны какой-то надежды на то, что…
К. ЛАРИНА – Перемен каких-то, которые просто набухли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ветра. И я должна всем сказать, что во вторник 22 числа по каналу «Россия» будет с ноля часов 10 и до часа с лишним, нет даже в час вторая серия сразу две «Исторические хроники», 1991 и 1992 год, посвященные началам реформ. И называются они «Гайдар. Начало». И, по-моему, «Гайдар. Реформы». То есть это тоже конечно необходимо тем, кто это ценит и признает, обязательно нужно посмотреть.
К. ЛАРИНА – Я еще смотрю, листаю «Культуру», чтобы не забыть вам сказать про еще один документальный фильм, который очень важно посмотреть. Дорогие друзья. Не могу его найти. Черт подери.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну хотя бы скажи, про что.
К. ЛАРИНА – Про дочку…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Пусть наши слушатели посмотрят сами по программе и это увидят.
К. ЛАРИНА – Там есть Шепотинник на следующей неделе. «Коллекция». Кстати наши слушатели очень хвалят фильм Пети Шепотинника про Хамдамова. Это все идет в цикле Петра Шепотинника, который идет наконец-то в приличное время, когда можно посмотреть. И на следующей неделе будет фильм, посвященный Алексею Герману.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В «Коллекции у Петра Шепотинника.
К. ЛАРИНА – А «Барышников на Бродвее» это вообще чудо. Кто не видел, ребята, это классика. Классика телевидения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - – Скажи, день какой.
К. ЛАРИНА – Суббота, 22.20. На канале «Культура».
И. ПЕТРОВСКАЯ - 65 лет Барышникову.
К. ЛАРИНА – Там же Лайза Минелли. Это потрясающе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже знаю…
К. ЛАРИНА – Был шок, когда я первый раз увидела.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, плюс еще раз мы начали быстро анонсировать, по-моему, тоже 65 Башмету и будет юбилейный вечер и на Первом канале и посвященные ему на «Культуре» многие фильмы и программы. Ну и как всегда традиционно 25 января Высоцкий. Первый канал премьеру забабахает. Ну то есть телевизионную премьеру. «Спасибо, что живой». По-моему этого еще не было.
К. ЛАРИНА – Она была.
И. ПЕТРОВСКАЯ - По телевизору?
К. ЛАРИНА – Конечно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне казалось, что еще не было.
К. ЛАРИНА – Они показывали уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, в пятницу покажут, а в субботу вообще целиком с начала до конца с утра и до позднего вечера весь день посвящен Высоцкому. Повторят «Спасибо, что живой», множество документальных фильмов. «Своя колея» концерт и премия. «Служили два товарища», по-моему, «Стряпуха» это все на Первом канале
К. ЛАРИНА – Нет, я слушаю внимательно. Все рассказала. Ну что, я еще раз…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я имею в виду из тех событий, которые были первые в новостях, первые или третьи, неважно всю неделю будоражили, в общем, сознание зрительское.
К. ЛАРИНА – Меня совершенно потрясла история с Кабановым. В меня как-то попало, потому что мы все так или иначе участвовали в поисках Ирины Кабановой по просьбе ее мужа Алексея Кабанова, когда он объявил такой крик о помощи. Это конечно страшно, потому что ты чувствуешь себя каким-то просто соучастником преступления в какой-то степени. И еще я подумала о том, что это не стандартное преступление не только с точки зрения самого исполнения, но и это не тот случай, не парад уродов, который обычно мы наблюдаем в малаховских программах, я имею в виду не низы общества, не тот социальный срез. И мне кажется, что преступление, которое случается в этой социальной группе, скажем так среднего класса или людей более-менее образованных, другого уровня, они всегда заслуживают особого пристального внимания. Я в связи с этим вспомнила фильм и книжку французскую, которая была основана на реальных событиях, где герой практически всю свою жизнь имитировал, Даниэль Отой играет, это реальная история, когда человек имитировал, что он окончил институт медицинский, что он получил докторскую степень, что он устроился в роскошный престижный медицинский центр. Что он защитил диссертацию, что он ездит на научные конференции, и его имя такое популярное и пользуется авторитетом. А на самом деле он просто имитировал целиком и полностью свою жизнь, при этом у него была жена и двое детей. И в итоге все это кончается, что как только появился малейший шанс упустить эту свою придуманную жизнь и когда возник этот ужас разоблачения, человек просто убил натурально, забил и спящих детей, жену, застрелил родителей и сел на пожизненное заключение, я уж не помню, это было после отмены смертной казни. И в итоге автор книги взял интервью у этого человека, убийцы, когда он уже сидел в тюрьме. Большое интервью, несколько дней, по-моему, с ним или месяцев общался и написал потом книгу. Я просто подумала о том, что мне было интересно этого человека услышать.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, у меня соображение… Сейчас новости.
К. ЛАРИНА – Давайте новости, потом продолжим.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Возвращаемся в программу. Здесь как обычно Ксения Ларина и Ирина Петровская. Фейсбук передо мной открыт. Наша страничка «Человек из телевизора». Милости просим, заходите. Кроме того, конечно, sms +7-985-970-45-45. И я надеюсь, мы несколько звонков успеем принять. Сейчас еще закончу, и потом дальше пойдем. Просто мне важно, я к чему все веду по поводу Кабанова. Главный вопрос, если бы меня спросили, хотела бы я взять интервью у Алексея Кабанова, я бы однозначно сказала бы «да». Вот именно, не знаю, суд пройдет, но мне интересно, важно понимать, мне лично, что должно было произойти с человеком, если он конечно вменяемый, чтобы он пошел на такое преступление. Что этому предшествовало, какой путь. Именно поэтому, когда Андрей Малахов в своей передаче задал этот вопрос и обратил его к отцу Алексея…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но недослушал его.
К. ЛАРИНА – Каким он был, нам важно понять, что это был за человек, и есть человек, откуда это все берется. Мне показалось это очень правильное направление передачи. И если бы это направление он выдержал, наверное, был бы смысл. Потому что у Михаила Зеленского вообще все было бессмысленно. Абсолютно. Какие-то депутаты, какие-то эксперты непонятно чего, непонятно, про что говорят. Это вообще чушь собачья.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот говоря о том, что у меня есть соображения, вообще не надо говорить об этом, конечно надо. И более того что это убийство авторитета, что бытовое по сути…
К. ЛАРИНА – Да даже авторитет меня меньше волнует.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. Но все равно вдруг выясняется, я сейчас допустим об авторитете, о Деде Хасане, уже пошло второе десятилетие третьего тысячелетия, вдруг выясняется, что этот мир существует, что в 2013 году возможна вот эта стрельба в центре города…
К. ЛАРИНА – Но послушай, Ира, мы вспоминали недавно, в перерыве я тебе напомнила Япончика когда убивали сколько лет назад. Было то же самое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Но сейчас я о другом. О том, что это мог бы быть повод, если бы у нас было нормальное телевидение и нормальные форматы для разговора о том, от чего мы уходили, к чему мы пришли. Что это такое происходит, что это за люди, почему они продолжают существовать.
К. ЛАРИНА – Вот тебе пример привожу из твоей же жизни. В смысле из твоей жизни как обозревателя «Новой газеты». Потому что буквально в последнем номере, где опубликован и твой текст, есть Сергей Канев. Который просто разложил мне посекундно практически такой календарь жизни этого человека, и не просто его творческий путь, а что он держит, каким бизнесом он занимается, кто его крышует, с кем у него есть связи, куда тянутся связи на какой верх. Вот когда передо мной раскладывают карту преступления, историю болезни этого человека, историю болезни общества, прежде всего. Тогда я понимаю действительно смысл, когда повод убийства такого криминального авторитета это просто повод для того, чтобы рассказать о том, что на самом деле творится в этом параллельном мире, который мы не замечаем в быту.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И не только в параллельном, но и в том мире, в котором мы все живем. Потому что все уже забыли, там было это впроброс, что совершенно ни за что ни про что пострадала женщина официантка.
К. ЛАРИНА – Кстати, про это тоже нигде ничего…
И. ПЕТРОВСКАЯ - На второй день говорили, что она в тяжелом состоянии и в нее попало сразу… Просто мы привыкли эти штампы, мифы устоявшиеся лихие 90-е и стабильные нулевые, тем более уже…
К. ЛАРИНА – Послушай, при таком количестве преступлений, о чем ты говоришь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это же повод поговорить обо всем, включая и обсуждение того, что в том параллельном мире происходит и то, что анализ того, что происходит в этом отнюдь для нас не параллельном. Вот для этого и существует, собственно говоря, телевидение, которое пытается разобраться. Точно также, ты совершенно права, я совершенно согласна, случай с убийством Кабанова. Это тоже повод и для психологов, и для я не знаю кого, педагогов…
К. ЛАРИНА – Это вообще уникальная история. Страшная, жуткая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И для тех же самых людей, которые в сетях активно существуют и живут. Страшнейшая, непонятно, а можно ли ее считать уже таким отчасти, нет, конечно, она не типичная и не станет никогда типичной.
К. ЛАРИНА – Я начала, когда говорить, что не просто пришел пьяный козел и ударил бутылкой по башке свою жену и она умерла от удара.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тип человека какой-то появился, совершенно уже другой. Особенный. Мы привыкли, что действительно башку проламывает пьяное быдло, человек опустившийся.
К. ЛАРИНА – Это с одной стороны, с другой стороны это явно не желание славы что называется, это не какой-то условный Брейвик, у которого крыша съехала. И он пошел всех убивать, еще манифест опубликовал. Это какая-то другая история. Нетипичная бытовуха, нетипичное преступление. Жуткое. Страшное. И этой своей жутью оно невероятно не побоюсь этого слова оно притягательное, очень как-то, оно тебя притягивает, оно тебя не отпускает. Я не знаю, мне важно понять, из чего эта семья сложилась, что было до этого, что этому предшествовало, кем был этот человек, что он сейчас думает, о чем он сейчас думает, когда сидит в этой камере. Потому что я вижу, его показывают в клетке, я понимаю, что человек находится в абсолютном шоке, но ребята, он явно не псих. Это какая-то другая история.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В этой программе у Малахова помимо того, что отец был в студии, была снята мать. Если ты заметила. Причем тоже явно не открыто.
К. ЛАРИНА – Которая сказала, что это не он.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Которая вначале…
К. ЛАРИНА – Посмотрите на его лицо, она говорит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она начала вроде бы начала говорить, казалось, что в оправдание. И вдруг закончила тем, что я не хочу его знать, потому что у меня это в голове не укладывается. А самое главное она сказала, что это не он. Это не его лицо. И не в том смысле как многие приходящие родители всяких преступников говорят, что он не мог этого сделать, нет. Она именно видит, что в нем видимо, за эти часы, дни какой-то другой проявился человек, другая личность.
К. ЛАРИНА – Помнишь, был фильм по Семенову «Противостояние». Яков Кротов, Кротов прости Господи, которого играл Болтнев Андрей. Напомним нашим слушателям, это такой маньяк, убийца, который маньяком не был, между прочим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он же убивал тех…
К. ЛАРИНА – Привычка такая была у него. Привычка расчленять на части.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Была история в том, что он же во время войны был одним из агентов в разведшколе, и он убивал тех, кто мог его опознать.
К. ЛАРИНА – Но там я почему вспомнила о том, как человек меняется, гениально это сыграл Болтнев. Один эпизод, ночью, когда он убил вот этого парня, который золотой слиток вез, и там один кадр есть, когда он поднимает голову и смотрит в кабину, а в кабине сидит его любовница. И она видит его лицо, совершенно изменившееся после того, как он совершил убийство, он на секунду поднял голову, и зафиксировано было это выражение лица человека только что в эту секунду убившего другого человека. Это конечно… Ну ладно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Последнее мое соображение. Мы обсуждали маркировку. 16-плюс, 12-плюс, 8-плюс. Но помимо того, что надо маркировать продукцию, чтобы люди были сориентированы в пространстве, как будто бы подразумевается, что в то время, когда у экранов много детишков и людей с нервной ослабленной системой все-таки не должно идти ничего шокирующего. Между тем оба ток-шоу вышли мы знаем, во сколько они выходят. Одно около 8, второе около 9 после «Спокойной ночи» с многочисленным…
К. ЛАРИНА – А там 16-плюс было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и что теперь. И что?
К. ЛАРИНА – Ничего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - 16-плюс значит все остальные пошли лесом или пошли делать уроки.
К. ЛАРИНА – Ты же понимаешь это чистый формализм чистой воды.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это меня и потрясает. Зачем же тогда это нужно.
К. ЛАРИНА – Деньги тратить на эти логотипы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если при этом как мы видим показывают кадры, да, безусловно, нам не показывали содержимое впрямую того, что нашли оперативники в багажнике и в баулах. Но бесконечно повторяемые кадры, как они открывают эти баулы окровавленные, поскольку этих кадров, по-моему, не было у Зеленского, то там тоже, видимо, чтобы народ…
К. ЛАРИНА – Там какая-то имитация была.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там человек в раковине моет окровавленные ножи. Простите, пожалуйста, тогда мне кажется это не стоит тратиться…
К. ЛАРИНА – На маркировки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, в самое что ни на есть смотрибельное время вы даете абсолютно и более того, обсуждение, в общем, все равно идет как он это сделал…
К. ЛАРИНА – А 14-летняя девочка тебя не удивила?
И. ПЕТРОВСКАЯ - 14-летняя девочка…
К. ЛАРИНА – Которая представилась почему-то подругой погибшей Ирины Кабановой. Мутная история. Явно этот человек никакого отношения, редакторы нашли, что рядом валялось такое ощущение. Потому что никого нет, никто не соглашается, видимо, приходить из близких друзей семьи. Что понятно. Естественно. И какую-то девочку. Зачем, 14-го ребенка в такую программу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ребенок похож на 25-летнюю…
К. ЛАРИНА – Это неважно. Она сказала, что ей 14 лет. Будем ей верить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. В общем, ребята, давайте уже как-то определитесь, потому что маркировка имеет смысл только в том случае, если при этом вы самое страшное и шокирующее все-таки показываете после одиннадцати, а не в самый что ни на есть прайм-тайм. Иначе это все такое лицемерие, ханжество чудовищное. Что моих слов не остается.
К. ЛАРИНА – А еще я хотела сказать пару слов про жуткую историю про Сергея Филина, собственно о том, как с одной стороны это все близко происходит, просто на твоих глазах практически. Потому что в этот вечер и Сергей Филин и Николай Цискаридзе и многие другие замечательные люди присутствовали на замечательном вечере в честь юбилея Станиславского в Московском художественном театре. И после этого один из них возвращается домой и получает кислотой в лицо. Окликнули его, он сам про это говорил, около подъезда. А с другой стороны я вспомнила историю, это театральная история, на мой взгляд, это ужасно, но история театральная. История с Анатолием Эфросом. Я тоже про это написала. Который когда его назначили руководителем Театра на Таганке, мы помним, что не вся, мягко говоря, труппа восприняла этот приход с воодушевлением. И да, его начали травить и взрослые люди. Кстати никто не знает, кто это делал. Никто так и не признался. Взрослые люди прокалывали ему шины автомобиля, присылали записки с угрозами, тогда еще не было интернетов, фейсбуков и твиттеров. И мобильных телефонов. Но записки подкладывали с угрозами, и звонили по телефону домашнему. И резали дубленку бритвой на куски. Подкладывали в карманы битое стекло. Взрослые люди в театре на Таганке. О чем там говорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сукины дети.
К. ЛАРИНА – Да. Кто это сделал, никто до сих пор не знает. Но знаем, что человек скончался от инфаркта.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Молодым.
К. ЛАРИНА – В 60 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, 60 даже не было.
К. ЛАРИНА – 60 лет. Это вот, пожалуйста, история. Я считаю, в связи с этой историей, это мое личное мнение, что после таких вещей в любом случае директор Большого театра или вернее так, директор театра, в котором такое происходит, должен подавать в отставку. Потому что он, значит, не справляется со своими обязанностями. Потому что не может быть такого, когда в той же передаче, не помню, где было, на «Дожде» вчера у Михаила Фишмана делали такую нарезку всех событий, которые происходили за последнее время в Большом театре. Это не первая история криминальная. Не первая. Давай вспомним как еще одного человека, устроили ему там провокацию в Интернете, когда спровоцировали его, аналогичная история как с Адагамовым. Опубликовали какие-то компрометирующие кадры. Это после серии угроз, опять же угроз, связанных с его профессиональной деятельностью. И давайте вспомним, что профессиональная деятельность артистов Большого театра это не криминал, не экономика, не финансы, не бизнес. Это балет, опера, вполне себе мирное искусство. Поэтому что там говорить про Большой. Да, там такая, как написала Волочкова в блоге, что атмосфера жуткая в Большом театре сегодня. Не надо нам рассказывать, как там замечательно все и красиво. И прекрасно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если обобщать, то как вчера в конце этой программы сказала Алла Гербер, что это, в общем, такая модель, мини-модель, хотя театр огромен и это огромное хозяйство, но все равно модель того, что сегодня вообще происходит. Поэтому в этом смысле метафорически директор этого Большого театра тоже по идее должен был бы давно уже подать в отставку.
К. ЛАРИНА – Всего нашего Большого театра.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Большого-пребольшого театра. Или как минимум не баллотироваться на следующие сроки, потому что все, что происходит, в общем, опять же, расширяясь до размеров огромной страны, оно мне кажется, дает мало поводов для победных каких-то реляций.
К. ЛАРИНА – Давай я прочту, наконец, что пишут нам наши слушатели. Сериал «Марьина Роща», кстати по поводу сериала. Пока ты разговаривала в первой части передачи, тут смотрела на отзывы, которые приходили в фейсбук и на sms, и у нас на сайте. Людям нравится фильм. Хочу сказать тебе, сериал «Марьина Роща» нравится людям. «Приятно удивил, с удовольствием смотрели всей семьей». Елена Калинина пишет: «Посмотрела, не могу быть объективной, так как считаю Домогарова лучшим актером нашего времени. Хороший фильм, немного, правда напоминает телеспектакль. Не хватает натуры и декораций, а так захватывающий сюжет, очень интересно». «Вчера с удовольствием посмотрел повтор новогодней программы «Две звезды», понравилось, - пишет Дмитрий Зинзиров, - а еще с удовольствием посмотрел сериал «Марьина Роща», чудесная игра Домогарова и Крюковой», так что действительно разные какие впечатления.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но одновременно очень много других впечатлений.
К. ЛАРИНА – Я просто рассказываю про то, что к нам приходит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - К сожалению, я не могу присоединиться к восторженным откликам. Я начала смотреть с надеждой, именно потому, что Домогаров, именно по-моему Хван режиссер.
К. ЛАРИНА – С ожиданием ожидала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - С ожиданием ожидала, именно так. И даже, в общем, дотянула в первый день, сразу 4, что ли серии показали. Пару я выдержала, потом я поняла, что я скисла. Не потому что устала, а потому что мне показалось и дальнейшее, к сожалению, подтверждало только это первое впечатление, я каждый день начинала смотреть в 21.30, и скисала довольно быстро. Мне показалось, что там отсутствует, все же сравнивают с «Ликвидацией», с «Местом встречи», там отсутствует какой-то нерв, драйв, там слабая совсем драматургия. Тем более, в общем, есть абсолютная заданность изначальная, что хороший милиционер…
К. ЛАРИНА – А уж одеты все с иголочки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Одеты ладно…
К. ЛАРИНА – Я поражаюсь, ребята, обращаюсь к режиссерской группе. Господа, ну не первый год замужем. Ну ексель-моксель, ну нельзя же так, ну в конце концов, есть элементарные вещи. Ну нельзя с иголочки одевать людей в послевоенное голодное время. Даже в Марьиной Роще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И потом меня еще…
К. ЛАРИНА – Все выглаженные костюмчики.
И. ПЕТРОВСКАЯ - … умиляет и раздражает одновременно вот это бесконечное такое, почти большая семья коммунальной квартиры. Где все вместе в горе и радости…
К. ЛАРИНА – Это попытались повторить атмосферу, как ты правильно сказала…
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Место встречи». И то там были редкие…
К. ЛАРИНА – Это были разные люди.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там редкие минуты единения этой коммуналки. И там Нина Кириенко, у которой карточки…
К. ЛАРИНА – Корниенко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, у которой карточки украли. Короче говоря, мне показалось, что замах был довольно большой, огромный даже, а вот на выходе, к сожалению, получилось действительно что-то такое вялое…
К. ЛАРИНА – Можно я добавлю. Я убеждена, что все-таки, когда мы приводим в пример то же «Место встречи изменить нельзя», там в основе лежит замечательная литература. Не придерешься. Вот «Эру милосердия» кто читал, блестяще написанный роман. Блестяще. Что там говорить. Можно было только испортить что-то. Но здесь…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там конечно просто какие-то линии уходят.
К. ЛАРИНА – Но, ребята, здесь ты абсолютно права, сценария нет, по сути, поэтому актерам играть нечего, это видно невооруженным глазом. С первых реплик. Что бы вы там ни изобретали, я вижу, как артисты прикрываются своими штампами привычными, потому что им нечего сыграть. Там нет характеров. Вот за все это время, пока он шел, так и непонятно, что это за человек герой, которого играет Александр Домогаров, что это за сборщица краденного Евгения Крюкова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Скупщица.
К. ЛАРИНА – Да, которая играет что-то среднее между Манькой Облигацией и майором Ковалевым. Непонятно, кто это. Ну в общем, действительно когда нечего играть, ничего и не получится. Можно придумать что-нибудь великолепное, если режиссер гений. Но здесь тоже этого, к сожалению не наблюдается. Ну невозможно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там есть, конечно, милые вещи такие симпатичные. Вот это вкрапление хроники того времени.
К. ЛАРИНА – И то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, от повторяемости это тоже как-то обесценивается.
К. ЛАРИНА – В общем, жалко очень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому да, мне тоже жалко, я ожидала…
К. ЛАРИНА – Про другой хотела сказать сериал. «Ангел сердца», кстати пишут…
И. ПЕТРОВСКАЯ - К несчастью, из-за того, что я бесконечно пыталась прорваться и получить наслаждение от «Марьиной Рощи», я вот этот сериал не посмотрела.
К. ЛАРИНА – Я посмотрела, правда, не весь, первые серии. Две или сколько там было. Просто прочту слова, которые написаны от нашего слушателя. ««Ангел сердца» маленький сериал, что очень подкупило, красивый Крым, красивая мебель, вкусная еда и от машины героя Певцова глаз не отвести. Вот это больше всего и запомнилось. Очень жаль Даниила Певцова». «Ангел сердца» это сериал, который конечно же, в первую очередь интересен тем, важен тем, что он сохранил молодого артиста, который только начинал свой путь в жизни, и вот так и закончил его. Поскольку речь идет действительно о Данииле Певцове, это сын Дмитрия Певцова, который погиб. Это его дебют, который так и остался единственной его работой. Судя по всему. Он здесь играет молодого Дмитрия Певцова, появляется только в первых сериях. А дальше уже в развитие сюжета он в воспоминаниях, возвратах в прошлое. И это конечно ужасно жалко, потому что очень хороший парнишка, обаятельный, молодой, юный. Какой-то такой еще щенок в профессии, это видно, что он многих вещей не умеет. Но невероятно старательный и смотреть на него действительно светло и приятно. Ужасно действительно щемит сердце, когда понимаешь, что человека этого нет на свете. Ну а что касается дальше, я бы не ругала этот сериал. Он сюжетный, в нем есть сюжет, просто люди говорят про актеров, мне кажется, что замечательно работает и Певцов Дмитрий и Оля Дроздова замечательная артистка. Таня Догилева, которая здесь играет очень яркую роль большую. Баринов прекрасный актер. Так что мне кажется, что это удачная работа, но вот она так останется такой трагической нотой, безусловно, в истории наших телевизионных сериалов, так уж вышло.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай теперь, потому что мы уже не успеваем подробно об этом сказать, но не сказать это совершенно невозможно и несправедливо. Потому что на этой неделе вышел цикл Анатолий Смелянского «После моей жизни в искусстве». Посвященный Станиславскому. Изумительный.
К. ЛАРИНА – Все хвалят, все в восторге. Анатолий Миронович как всегда молодец.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Анатолий Миронович рассказчик невероятный. Я лично очень много для себя узнала, что вообще не знала. Про Станиславского. Просто замечательный. Других слов нет. И после большого перерыва начались «Исторические хроники» Николая Сванидзе. На этой неделе были три, это 1988, 1989, 1990 годы. Соответственно через фигуры Яковлева, Рыжкова и последняя вчерашняя начало распада СССР. С одной стороны кажется, что это было очень далеко, а с другой стороны все еще так актуально, так близко, и там очень много смыслов, которые Николай Сванидзе умеет выявлять, закладывать, и кстати все очень актуально за исключением одного. Да, тогда тоже было ощущение катастрофы с одной стороны, а с другой стороны какой-то надежды на то, что…
К. ЛАРИНА – Перемен каких-то, которые просто набухли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ветра. И я должна всем сказать, что во вторник 22 числа по каналу «Россия» будет с ноля часов 10 и до часа с лишним, нет даже в час вторая серия сразу две «Исторические хроники», 1991 и 1992 год, посвященные началам реформ. И называются они «Гайдар. Начало». И, по-моему, «Гайдар. Реформы». То есть это тоже конечно необходимо тем, кто это ценит и признает, обязательно нужно посмотреть.
К. ЛАРИНА – Я еще смотрю, листаю «Культуру», чтобы не забыть вам сказать про еще один документальный фильм, который очень важно посмотреть. Дорогие друзья. Не могу его найти. Черт подери.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну хотя бы скажи, про что.
К. ЛАРИНА – Про дочку…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Пусть наши слушатели посмотрят сами по программе и это увидят.
К. ЛАРИНА – Там есть Шепотинник на следующей неделе. «Коллекция». Кстати наши слушатели очень хвалят фильм Пети Шепотинника про Хамдамова. Это все идет в цикле Петра Шепотинника, который идет наконец-то в приличное время, когда можно посмотреть. И на следующей неделе будет фильм, посвященный Алексею Герману.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В «Коллекции у Петра Шепотинника.
К. ЛАРИНА – А «Барышников на Бродвее» это вообще чудо. Кто не видел, ребята, это классика. Классика телевидения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - – Скажи, день какой.
К. ЛАРИНА – Суббота, 22.20. На канале «Культура».
И. ПЕТРОВСКАЯ - 65 лет Барышникову.
К. ЛАРИНА – Там же Лайза Минелли. Это потрясающе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже знаю…
К. ЛАРИНА – Был шок, когда я первый раз увидела.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, плюс еще раз мы начали быстро анонсировать, по-моему, тоже 65 Башмету и будет юбилейный вечер и на Первом канале и посвященные ему на «Культуре» многие фильмы и программы. Ну и как всегда традиционно 25 января Высоцкий. Первый канал премьеру забабахает. Ну то есть телевизионную премьеру. «Спасибо, что живой». По-моему этого еще не было.
К. ЛАРИНА – Она была.
И. ПЕТРОВСКАЯ - По телевизору?
К. ЛАРИНА – Конечно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне казалось, что еще не было.
К. ЛАРИНА – Они показывали уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, в пятницу покажут, а в субботу вообще целиком с начала до конца с утра и до позднего вечера весь день посвящен Высоцкому. Повторят «Спасибо, что живой», множество документальных фильмов. «Своя колея» концерт и премия. «Служили два товарища», по-моему, «Стряпуха» это все на Первом канале
Комментариев нет:
Отправить комментарий