суббота, 26 января 2013 г.

Прокурор Олюторского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения «село Пахачи», обратился в суд с указанным выше иском. Свои требования обосновывает тем, что в результате проведенной совместно с Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю проверки выявлено, что ответчиком допускаются нарушения законодательства об отходах производства и потребления и природоохранного законодательства. Ссылаясь на правовые нормы Федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и положения Устава сельского поселения «село Пахачи» указывает, что организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения сельских поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований должны осуществлять органы местного самоуправления.
В результате контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на территории сельского поселения «село Пахачи» выявлено наличие двух несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, расположенных в границах водоохранной зоны Олюторского района Берингова моря. Установлено отсутствие схемы очистки территории села от твердых бытовых отходов. Твердые бытовые отходы сбрасываются населением в приспособленные мусоросборники, территория вокруг них не ограждена, захламлена мусором, который разносится ветром по территории береговой зоны.  С июля 2012 года вывоз мусора на полигон не осуществляется.  Допущенные ответчиком нарушения, по мнению прокурора, нарушают права и законные интересы неопределенного круга жителей с. Пахачи на благоприятную окружающую природную среду.

Ответчик – администрация муниципального образования сельского поселения «село Пахачи» письменных возражений по существу исковых требований не предоставил.
Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю в адресованном суду заявлении сообщило о согласии с требованиями прокурора (л.д. 58).

В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Олюторского района Мартынюк Д.И. заявленные требования поддержал по изложенным выше доводам.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не предоставили. На основании части 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 56, 57).

Исследовав исковое заявление прокурора и заслушав объяснения его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Частью 1 и 2 ст. 13 этого Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления дифференцированы в зависимости от вида муниципального образования. Частью 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также частью 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Положения аналогичного содержания установлены пунктом 19 ст. 7 Устава сельского поселения «село Пахачи».
В силу ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 этой статьи запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 этого Федерального закона предусмотрено, что условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления сельских поселений по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования и размещения должна соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
Требования к условиям и порядку обращения с отходами производства и потребления на территории населенных пунктов установлены «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПин 42-128-4690-88, пунктами 1.2, 2.1.1, 2.1.5, 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3 которых предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Объектами очистки от твердых и жидких бытовых отходов являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из не канализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Из представленных в суд материалов следует, что сельское поселение «село Пахачи» является муниципальным образованием, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта Пахачи, с прилегающими к ним землями общего пользования, территории традиционного природопользования населения сельского поселения «село Пахачи», рекреационные земли, земли для развития поселения, рекреационный земли, земли для развития поселения, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ сельского поселения «село Пахачи», в том числе населенные пункты, не являющиеся поселениями (ст. 1, 3 Устава сельского поселения «село Пахачи»).
В силу ст. 36 Устава администрация сельского поселения село «Пахачи» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края. Администрация сельского поселения «село Пахачи» является юридическим лицом (л.д. 43).
Согласно распоряжению главы сельского поселения «село Пахачи» от 26.01.2010 года № 9/а «О предельных нормах накопления твердых бытовых отходов в местах сбора и складирования мусора» постановлено выделить полигон в районе второй базы (6 км от села) для сбора, утилизации бытовых и промышленных отходов, списанной и непригодной к эксплуатации автотракторной техники (л.д. 34).
Актом рейдовых оперативно-профилактических мероприятий от 15 августа 2012 года подтверждается, что при проведении обследования водоохранной зоны Олюторского залива Берингова моря в границах сельского поселения «село Пахачи» в месте с координатами N 60033`64.4, Е169001`23.4, а также в месте с координатами N60033`31.6, Е169007`08.4 выявлено две несанкционированные свалки промышленных и бытовых отходов площадью 0,5 га и 1.8 га соответственно (л.д. 9-26). Акт составлен с участием главы сельского поселения «село Пахачи», который каких-либо замечаний к содержанию документа не имел.
Актом санитарно-эпидемиологического обследования территории с. Пахачи от 08.10.2012 года установлено, что применительно к территории сельского поселения «село Пахачи» схема очистки от твердых бытовых отходов не разработала. Стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов возле домов и учреждений не установлены. Твердые бытовые отходы населением сбрасываются в приспособленные железные мусоросборники, расположенные на улице Морская у домов 11, 12, 15, 25, 26, 33 и на улице Центральная у дома 16. Твердое покрытие под мусоросборниками отсутствует, территория вокруг мусоросборника не ограждена, захламлена твердыми бытовыми отходами. Специальной техники (мусоровозов, контейнеровозов) для вывода отходов нет, отходы вывозятся самосвалами. С июля 2012 года погрузка мусора на самосвалы не осуществляется (л.д. 27-29).
Экспертное заключение от 10.10.2012 года по результатам оценки указанного выше акта санитарно-эпидемиологического обследования территории села Пахачи содержит выводы о том, что система сбора, накопления, удаления, захоронения и обезвреживания отходов в сельском поселении Пахачи не соответствует требованиям пунктов 1.1, 1.2, 3.4, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (л.д. 30-32).
Из содержания коллективной жалобы жителей села Пахачи и фототаблицы к ней следует, что места временного размещения бытовых отходов на территории этого села не очищаются длительное время (л.д. 47-53).
В соответствии со ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Приведенными выше доказательствами с достоверностью установлено, что администрацией сельского поселения не принято достаточных мер к обеспечению условий для временного размещения и хранения твердых бытовых отходов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении публичных полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. Доказательств того, что выявленные несанкционированные свалки отходов ликвидированы, а места временного размещения отходов очищены от мусора, ответчиком суду не предоставлено. В связи с изложенным, суд при разрешении спора исходит из того, что зафиксированные в акте рейдовых оперативно-профилактических мероприятий и акте санитарно-эпидемиологического обследования нарушения имеют место до момента рассмотрения судом настоящего дела.
Для суда очевидно, что вследствие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм и правил в процессе размещения и хранения твердых бытовых и промышленных отходов на территории села Пахачи нарушаются законные интересы жителей этого населенного пункта на благоприятную окружающую среду, круг которых определить невозможно. Полномочия прокурора на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц установлены ст. 45 ГПК РФ.
Поскольку требования прокурора основаны на законе, суд находит обоснованным исковое заявление и возлагает на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов площадью 0,5 га и 1,8 га соответственно, а также  произвести очистку мест накопления твердых бытовых отходов, расположенных на территории сельского поселения «село Пахачи».

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленного законом срока для вступления решения суда в законную силу, а также трудностей, связанных с исполнением возложенных на ответчика обязанностей в осенне-зимний период, суд находит предложенный прокурором срок явно недостаточным для исполнения решения суда и возлагает на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов в срок до 01 июля 2013 года, а очистку мест временного накопления твердых бытовых отходов произвести в течение десяти суток со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку прокурором не приведено сведений о наличии по делу особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения судебного акта может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Не выявлено таких обстоятельств и судом в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.  Таким образом, государственная пошлина со сторон взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Олюторского района к администрации муниципального образования сельского поселения «село Пахачи» удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «село Пахачи» обязанность в срок до 01 июля 2013 года ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов, расположенные в водоохранной зоне Олюторского залива Берингова моря, в месте с координатами N 60033`64.4, Е169001`23.4 площадью 0,5 га и в месте с координатами N60033`31.6, Е169007`08.4 площадью 1,8 га.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «село Пахачи» обязанность в течение десяти суток со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести очистку мест накопления твердых бытовых отходов, расположенных у домов № 11, 12, 15, 25, 26, 33 по ул. Морская и у дома № 16 по ул. Центральная с. Пахачи Олюторского района Камчатского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение 1-го месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                  (подпись)                                          В.Ф.Горн


Комментариев нет:

Отправить комментарий