суббота, 26 января 2013 г.

В результате контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на территории сельского поселения «село Пахачи», в границах водоохранной зоны Олюторского залива Берингова моря на площади 2 га выявлено наличие места временного хранения бытовых отходов, эксплуатируемого с нарушением природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Земельный участок под размещение полигона для хранения бытовых и промышленных отходов выделен постановлением главы сельского поселение «село Пахачи» от 25.01.2010 года № 9/а. В нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства заключение на участок для устройства полигона не оформлялся, для полигона не разработаны регламент и режим работы, отсутствует инструкция по приему бытовых отходов, на полигоне нет дежурного работника, который осуществлял бы учет поступающих отходов и обеспечивал контроль за составом поступающих отходов, на полигоне не устроено перехватывающих каналов для отвода ливневых и талых вод, не выделена территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, территория полигона не благоустроена, не освещена, не огорожена, на выезде не оборудована установка для дезинфицирования ходовой части автотранспорта, контрольные скважины для лабораторного контроля за уровнем химического и бактериологического загрязнения грунтовых вод отсутствует, уплотнение твердых бытовых отходов не проводится, лабораторная служба на полигоне отсутствует, поверхность полигона не имеет водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, отходы размещаются навалом на земле. В нарушение требований земельного законодательства работы по формированию земельного участка под полигон не проведены, земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, решение о предоставлении земельного участка под строительство полигона ответчиком не принято, разрешение федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на размещение полигона отсутствует.
Мер по устранению выявленных нарушений ответчиком не принимается. Поскольку полигон расположен на расстоянии 6-ти км от жилой застройки с. Пахачи, допущенные нарушения, по мнению прокурора, нарушают права и законные интересы неопределенного круга жителей этого населенного пункта на благоприятную окружающую природную среду.

Ответчик – администрация Олюторского муниципального района письменных возражений по существу исковых требований не предоставил.
Третьи лица: администрация сельского поселения «село Пахачи» и комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Олюторского муниципального района своего мнения относительно требований прокурора не выразили. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю в адресованном суду заявлении сообщило о согласии с исковым заявлением (л.д. 59).


В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Олюторского района Мартынюк Д.И. заявленные требования поддержал по изложенным выше доводам.
Представитель ответчика Ефимушкин Ю.П., не оспаривая обоснованности исковых требований, сообщил, что предложенный прокурором срок до 01 августа 2014 года является недостаточным для выполнения работ по обустройству в селе Пахачи полигона для утилизации бытовых и промышленных отходов, полагая, что указанные работы могут быть окончены не ранее 2016 года.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. На основании части 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 57, 58).

Исследовав исковое заявление прокурора и заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 этой статьи запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 12 указанного Федерального закона установлены требования к объектам размещения отходов. Закреплено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 этого Федерального закона предусмотрено, что условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов установлены санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16),  пунктами 2.2, 2.3, 3.5, 3.7, 4.3, 4.4,  6.4 которого предусмотрено, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; полигон должен состоять из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов; по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России; по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины; для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления дифференцированы в зависимости от вида муниципального образования. Частью 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также частью 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Положения аналогичного содержания установлены пунктом 14 части 1 ст. 6 Устава Олюторского муниципального района.
Из представленных в суд материалов следует, что Олюторский район является муниципальным образованием, которое наделено статусом муниципального района. В границах муниципального района находятся восемь поселений, в том числе сельское поселение «село Пахачи» (ст.ст. 2, 3 Устава Олюторского муниципального района).
В силу ст. 40 Устава Олюторского муниципального района исполнительно-распорядительным органом муниципального района является администрация, обладающая правами юридического лица.
Согласно распоряжению главы сельского поселения «село Пахачи» от 26.01.2010 года № 9/а «О предельных нормах накопления твердых бытовых отходов в местах сбора и складирования мусора» постановлено выделить полигон в районе второй базы (6 км от села) для сбора, утилизации бытовых и промышленных отходов, списанной и непригодной к эксплуатации автотракторной техники (л.д. 34).
Сведениями главы администрации Олюторского муниципального района от 26.09.2012 года подтверждается, что на территории района не имеется полигонов для утилизации твердых бытовых отходов, решений о предоставлении земельных участков для строительства полигонов в сельских поселениях не принималось, разрешения для размещения полигонов не получались (л.д. 32).
Согласно акту рейдовых оперативно-профилактических мероприятий от 15 августа 2012 года и фототаблице к нему при проведении обследования водоохранной зоны Олюторского залива Берингова моря в границах сельского поселения «село Пахачи» выявлено место временного складирования твердых бытовых отходов площадью 2 га, где промышленные и бытовые отходы размещаются навалом на землю,  а также установлен факт сброса не очищенных сточных вод через гофрированный шланг по лотку на рельеф местности от очистных сооружений, которые находятся в неисправном состоянии   (л.д. 8-25).
Актом санитарно-эпидемиологического обследования территории с. Пахачи от 08.10.2012 года установлено, что в сельском поселении имеется 1 примитивный полигон для складирования твердых бытовых и промышленных отходов, который расположен на расстоянии 6 км от жилой застройки села и в 50-100 метрах от береговой морской линии. Для полигона не разработаны регламент, режим работы, инструкция по приему бытовых отходов, выявлено отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на участок для его размещения. На полигоне нет дежурного работника, который бы осуществлял учет поступающих отходов и обеспечивал контроль за составом поступающих отходов, список поступающих отходов с органами Госсанэпиднадзора не согласован. Устройство перехватывающих каналов для отвода ливневых и талых вод не выполнено, не выделана территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, территория полигона не благоустроена, не освещена, ограждения нет, шлагбаум отсутствует,  установка для дезинфицирования ходовой части автомобиля не устроена, контрольные скважины для лабораторного контроля за уровнем загрязнения вод отсутствует, уплотнение отходов не проводится, лабораторная служба на полигоне отсутствует (л.д.  26-28)
Экспертное заключение от 10.10.2012 года по результатам оценки указанного выше акта санитарно-эпидемиологического обследования территории села Пахачи содержит выводы о том, что система сбора, накопления, удаления, захоронения и обезвреживания отходов в сельском поселении Пахачи не соответствует требованиям пунктов 1.1, 1.2, 3.4, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (л.д. 29-31).
В соответствии со ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Приведенными выше доказательствами с достоверностью установлено, что ответчиком не принято достаточных мер к обеспечению условий для хранения бытовых и промышленных отходов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении публичных полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории сельского поселения «село Пахачи». Доказательств того, что ответчиком в установленном порядке получено разрешение на размещение объектов для хранения бытовых и промышленных отходов, эти объекты внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, а при эксплуатации объектов для хранения и переработки отходов обеспечено соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суду не предоставлено. В связи с изложенным, суд при разрешении спора исходит из того, что зафиксированные в акте рейдовых оперативно-профилактических мероприятий и акте санитарно-эпидемиологического обследования нарушения имеют место до момента рассмотрения судом настоящего дела.
Для суда очевидно, что вследствие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм и правил в процессе размещения и хранения бытовых и промышленных отходов на территории села Пахачи нарушаются законные интересы жителей этого населенного пункта на благоприятную окружающую среду, круг которых определить невозможно. Полномочия прокурора на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц установлены ст. 45 ГПК РФ.
Поскольку требования прокурора основаны на законе, суд находит обоснованным исковое заявление и возлагает на ответчика обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории муниципального образования сельского поселения «село Пахачи». Учитывая, что деятельность органов местного самоуправления должна быть основана на законе, суд находит излишним дополнительно указывать в решении, что утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов должна быть организована ответчиком в соответствии с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим, земельным законодательством, а также законодательством об отходах производства и потребления, как того просит прокурор.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя дату, до истечения которой решение должно быть исполнено, суд учитывает характер и значительный объем предстоящих работ для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории с. Пахачи, территориальную отдаленность села Пахачи как от краевого, так и от районного центра, наличие возражений ответчика относительно предложенной прокурором даты исполнения решения суда и считает, что возложенные на ответчика обязанности должны быть исполнены в срок до 01 сентября 2015 года, полагая указанную дату разумной и достаточной для исполнения судебного акта.

В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.  Таким образом, государственная пошлина со сторон взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Олюторского района к администрации Олюторского муниципального района удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Олюторского муниципального района в срок до 01 сентября 2015 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории муниципального образования сельского поселения «село Пахачи».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение 1-го месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                  (подпись)                                          В.Ф.Горн

Комментариев нет:

Отправить комментарий