Когда среди радикальной части правозащитников разгорелся спор о регистрации «иностранным агентом», я вспомнил пример из недавно перечитанной «Банальность зла (Эйхман в Иерусалиме)» великой Ханны Арендт. Я не очень хотел использовать такой аргумент, но когда я кратко проговорил этот тезис в интервью для грузинского телеканала, к дверям нашего офиса подъехал старенький жигуленок. Из него вышел старый еврей в черной кипе с вышитым белым «щитом Давида». Никакой мистики – он был из Ассоциации репрессированных и привез обратно с митинга одолженное оборудование звукоусиления. Но его появление я счел знаком, одобрившим мою аналогию.
Так вот. Ханна Арендт описывает, как после нацистского приказа об особой регистрации германских евреев в еврейской среде возникло то, что можно назвать движением гордости. Вы хотите надеть на нас знак унижения – мы его считаем знаменем. Это стало крахом двухвекового стремления германских евреев к интеграции в немецкое общество. Но вокруг евреев, гордо носящих желтые звезды и паспорта с отметкой J, гордо вписывающих – как повелели комментарии к расистским «нюрнбергским законам» - себе второе имя Сара или Израиль, мгновенно выросла стена отчуждения. И это отчуждение евреев от немцев сыграло очень важную роль в том, что через несколько лет весь германский бюрократический аппарат дружно и организованно принял участие в поголовном уничтожении своих бывших сограждан.
Далее Арендт сравнивает судьбу евреев в тех странах, где все аккуратно зарегистрировались, нашили положенные желтые лоскутки, отмечались в юденратах, и в тех, где ничего не нашивали, старались нигде не регистрироваться, «не структурироваться», - например, в Дании, Италии и Болгарии. В странах первой группы уничтожение было тотальным. Во странах второй группы погибли лишь немногие: почти все евреи спаслись при помощи местного населения.
Мораль. Власть стремится к самоотчуждению правозащитников, как на предыдущем витке эволюции ее исторические предшественники добились самоотчуждения германских евреев. Уверен, откажись евреи Германии регистрироваться, заявив, что они такие же немцы, - и обрушившиеся на них кары за непослушание были бы куда менее страшными, чем этап в лагерь смерти. В любом случае процент выживших был бы куда больше. Поэтому нет никакой гордости, чтобы зарегистрироваться изгоем даже в фашистском государстве. Не нашивайте себе добровольно желтый лоскут, не спешите регистрироваться в юденратах.
Путь к спасению - неповиновение и попытки устроить властям путаницу, неразбериху и непрекращающийся скандал.
Так вот. Ханна Арендт описывает, как после нацистского приказа об особой регистрации германских евреев в еврейской среде возникло то, что можно назвать движением гордости. Вы хотите надеть на нас знак унижения – мы его считаем знаменем. Это стало крахом двухвекового стремления германских евреев к интеграции в немецкое общество. Но вокруг евреев, гордо носящих желтые звезды и паспорта с отметкой J, гордо вписывающих – как повелели комментарии к расистским «нюрнбергским законам» - себе второе имя Сара или Израиль, мгновенно выросла стена отчуждения. И это отчуждение евреев от немцев сыграло очень важную роль в том, что через несколько лет весь германский бюрократический аппарат дружно и организованно принял участие в поголовном уничтожении своих бывших сограждан.
Далее Арендт сравнивает судьбу евреев в тех странах, где все аккуратно зарегистрировались, нашили положенные желтые лоскутки, отмечались в юденратах, и в тех, где ничего не нашивали, старались нигде не регистрироваться, «не структурироваться», - например, в Дании, Италии и Болгарии. В странах первой группы уничтожение было тотальным. Во странах второй группы погибли лишь немногие: почти все евреи спаслись при помощи местного населения.
Мораль. Власть стремится к самоотчуждению правозащитников, как на предыдущем витке эволюции ее исторические предшественники добились самоотчуждения германских евреев. Уверен, откажись евреи Германии регистрироваться, заявив, что они такие же немцы, - и обрушившиеся на них кары за непослушание были бы куда менее страшными, чем этап в лагерь смерти. В любом случае процент выживших был бы куда больше. Поэтому нет никакой гордости, чтобы зарегистрироваться изгоем даже в фашистском государстве. Не нашивайте себе добровольно желтый лоскут, не спешите регистрироваться в юденратах.
Путь к спасению - неповиновение и попытки устроить властям путаницу, неразбериху и непрекращающийся скандал.
July 31, 2012 14:05
Избит адвокат Олег Веремеенко
На фотографии менты бьют и тащат внутрь РОВД адвоката Олега Веремеенко, который пытается попасть к своей клиентке, к которой не пускали ни только защитника, но и скорую. Сейчас Олег в больнице с разбитой головой - его всё-таки занесли в райотдел и били там ногами. Причём на глазах свидетелей.
Если кто-то не в курсе кто такой Олег Веремеенко - это человек, представлявший в суде писателя Олеся Ульяненко во время его борьбы против НацКомМора, он же воевал против цензоров в деле газеты "Блик", принимал участие в одном из антизастроечных дел Белорусец (или в нескольких, у Жени их столько, что я путаюсь). Одного этого бы уже хватило, чтобы проникнуться уважением, но Олег занимается и куда более монументальными делами: защитой людей осуждённых за убийства по подложным обвинениям. И помог некоторым из них выйти на свободу, что огромная редкость в украинской судебной системе. Именно Олег сейчас занимается делом запорожских пономарей.
При всех моих антипатиях к некоторым правым подзащитным Олега и идейных разногласиях с ним самим, Олег Веремеенко - один из лучших адвокатов в Украине. Причём один из немногих, кто соединяет деятельность адвоката и правозащитника, и делает и то, и другое с полной отдачей и верой в своё дело, без поиска личной выгоды. Не скажу, что мы так уж много с ним общались, но каждый раз, когда он рассказывал о каком-то из своих дел, то словно бы полностью сживался с историей подзащитного, думал только о его интересах. Я вообще не понимаю как он успевал что-то помимо работы.
Святой подвижник, практически.
Таких людей вообще не бывает.
Нападение мусоров на Олега - это плевок в лицо не только адвокатскому, не только правозащитному сообществу, а вообще всем, кто пытается что-либо сделать в Украине, хоть частично оставаясь в легальном поле. Я никого не призываю объединяться, конечно. Но вместе или по отдельности, на эту ситуацию надо реагировать.
July 31, 2012 11:58
Покушение на устои
Социолог Элла Панеях показала причины, заставившие выступить в защиту группы Pussy Riot многих людей, относящихся к их акции равнодушно либо даже отрицательно. Дело в том, что процесс высветил касающиеся каждого свойства российского государства, в первую очередь правоохранительной его части. Это сервильность суда, готового решать не по закону, а по заказу (или по своему представлению о невысказанном заказе) в любом «особом» случае и просто занимающего карательную позицию, чтобы не подводить сторону обвинения, в любом рядовом деле и в любом случае наглухо игнорирующего сторону защиты. Абсолютное «чего изволите» в вопросе заключения под стражу. Превращение этой процессуально-обеспечительной по юридической сути меры в репрессию часто страшнее самого приговора, в орудие нанесения жестокого вреда здоровью, если не убийства, как в деле Магнитского. Следствие, прячущееся за издевательскими экспертизами. Государственное обвинение, развращенное своим привилегированным положением в суде до такой степени, что даже в публичном громком деле не считает нужным представить минимально корректное обвинительное заключение.
Именно эти проблемы заставили «вписаться» в противостояние по-настоящему массовые группы людей, которые могли бы позволить себе не занимать никакой особой позиции по другим вопросам, затронутым акцией Pussy Riot. На стороне обвинения остались только те, для кого все это не имеет значения. Для кого первично, чтобы «кощунницы» пострадали, а как - по закону или нет, в результате разбирательства или по его ходу, - глубоко безразлично, - пишет Элла Панеях. По ее мнению, линия раскола прошла между сторонниками правового государства и теми, кого устроил бы репрессивный патерналистский режим, решающий все вопросы при помощи произвольной манипуляции законом.
Все это так, но, с моей точки зрения, из виду упущен один очень важный момент. В деле Pussy Riot государство не просто произвольно манипулирует законом или даже игнорирует его. Оно на наших глазах творит новую законность. Вернее, возвращают хорошо забытую старую.
Как там сказано в обвинительном заключении? Нанесли урон священным ценностям христианского служения? Посягнули на сакраментальность церковного таинства? Кощунственным образом унизили вековые устои Русской Православной Церкви? Значит, устои, говорите? Так вот, ведущие это дело следователи, прокуроры и судьи не просто нарушили закон, вынося заведомо противоправные решения. Вместе с вдохновляющими их клерикальными мракобесами из РПЦ МП они совершили гораздо более тяжкое преступление. Они посягнули на устои нашей цивилизации, базовой ценностью которой является светское, правовое государство.
Поясню свою мысль на примере. Давайте допустим, что Pussy Riot провели свою эпатажную протестную акцию в театре. Сбили артистов с текста, помешали зрителям смотреть спектакль, за который, между прочим, деньги плочены... Одним словом, нанесли ущерб и нарушили права. Кто бы как ни относился к содержанию акции, а нарушение общественного порядка налицо и влечет за собой административную ответственность. Так вот, в светском правовом государстве для закона не существует разницы между срывом спектакля в театре и срывом молитвы в церкви. Точно так же, как не существует для него понятий «сакральность» и «богохульство». В светском правовом государстве закон защищает чувства молящихся в церкви в той же мере, в какой он защищает чувства зрителей в театре. И не более того. И никакими отдельными юридическими нормами государство устои веры и церкви не поддерживает.
Наши же православные фундаменталисты как раз и претендуют на то, чтобы чувства молящихся в церкви государство защищало особым законом, отличным от того, которым оно защищает чувства зрителей в театре. Чтобы в правовых нормах была зафиксирована некая «мистическая составляющая» чувств верующих. А это и есть подрыв принципов светского государства, от которого церковь отделена и никаким особым статусом не пользуется. То есть – покушение на устои цивилизации. Преступление особой тяжести и максимальной степени общественной опасности. Устои, как-никак.
Церковные мракобесы и не скрывают, что выступают против основ современной светской цивилизации, что отрицают принцип отделения церкви от государства, что претендуют на право определять обязательные для всех нормы. Об этом давно, постоянно и совершенно открыто говорит, например идеолог доминирующей в нынешней верхушке РПЦ МП группировки Всеволод Чаплин. А фактически поддержавшие притязания этой группировки следователь, прокурор и судья являются соучастниками ее преступной деятельности, да еще и использующими при этом свое служебное положение.
Мне могут возразить, что действующее законы не предполагают уголовной ответственности за «посягательство на устои цивилизации». Что само понятие «устоев», как и понятие «цивилизации», юридически весьма неопределенно и позволяет трактовать его достаточно произвольно. Согласен. Судить за это церковников в общем порядке и по общей процедуре невозможно. Они, в отличие от следователей, прокуроров и судей, формально законов не нарушают. Однако известны и чрезвычайные механизмы, действующие во времена социально-политических потрясений. В годы Великой французской и большевистской революций охраной нового порядка занимались революционные трибуналы, судившие никак не по формальным законам. Так что защита устоев - штука обоюдоострая.
July 31, 2012 09:43
Я не буду лгать государству и обществу
Возмущенные крики о флешмобе и провоцировании международного скандала немедленно раздались в соответствующих кругах, когда представители известных правозащитных организаций публично заявили, что отказываются выполнять требования свежеиспеченного закона об «иностранных агентах», поскольку он является вопиюще неправовым, а затем Людмила Михайловна Алексеева и я открыто направили запрос президенту США Бараку Обаме - являются ли финансируемые американскими фондами правозащитные организации (формально имелись в виду конкретно Московская Хельсинкская группа и Общероссийское движение «За права человека») агентами США в том смысле, как это понимается в гражданском праве. Парадокс в том, что именно халтурное юридическое исполнение, непонимание самих основ гражданского права и слепая ненависть к Западу продиктовали вопиющие противоречия в законе.
На самом деле флешмобом было принятие 121-го закона, ставшее демонстрацией вражды к либеральным правозащитным организациям и вообще ксенофобии.
На самом деле международный скандал вызовет попытка применить данный закон. И причина этого – в нарочитой юридической неряшливости закона.
Любой закон, вводящий новые юридические понятия, начинается с главы «используемые понятия». Если таких законодательных разъяснений нет – термины понимаются именно так, как они даны в других законах. Принимая закон об агентах, его – для простоты – провели как поправки в другие законы. Но в законе о некоммерческих организациях НЕТ разъяснения понятия «агент». Зато оно есть в Гражданском кодексе. Таким образом, упоминание термина «агент» в законе об НКО становится бланкетной, т.е. отсылающей к иным законам, нормой. А вот в ГК РФ и вообще в гражданском праве статус агента и отношения агента (исполнителя) и принципала (т.е. того, кто дает задание или поручение агенту, выделяя для его исполнения свои ресурсы) расписаны хорошо.
Позволю себе такой пример. Представьте себе, что нарастающий маразм законодателей в условиях торжествующего клерикализма привел к законодательному запрету знахарства (телесериалов насмотрелись). Для скорости приняли поправку к «Основам законодательства об охране здоровья». Определили знахаря так: «врач, использующий магические практики». И вот тащат целителя-волшебника к прокурору. А он посылает его к абракадабре: я не врач, ведь у меня нет врачебного диплома, и магией я не занимаюсь, ибо нет в законе понятия «магия», просто шепчу людям собственные стихи на собственном сочиненном языке. Давайте, пишите в закон определение «магии», а я под это определение запрещу церковные обряды.
Но вернемся к нашим агентам. С точки зрения гражданского права ни Минюст, ни прокуратура, ни суд, никто иной не могут использовать понятие «агент» применительно к общественным организациям, т.е. субъектам публичного права, в ином смысле, чем оно дано в кодексе и иных законах. Там, где есть агент, обязательно должен быть принципал. Нельзя быть агентом либеральной идеи, западных ценностей и проч. Только конкретное лицо – физическое или юридическое – вправе давать задания или поручения агенту. Именно в этом смысле и был сделан запрос правительству США – раз деньги идут из кармана американских налогоплательщиков, то уместен вопрос: существуют ли между США и российскими правозащитными организациями отношения агента и принципала - так, как их трактует российское гражданское право.
Поэтому спустя положенный срок нескольким районным судам придется выяснять: распространяются ли на правозащитные организации нормы Гражданского Кодекса. И как официально признать иностранным агентом юрлицо, если потенциальный принципал подтвердил, что никаких агентских отношений с российской организацией не существует. Вот тут, при попытке некоего федерального судьи принудительно «назначить» некую организацию иностранным агентом, например США, в ситуации, когда правительство США это публично отрицает, начинается большой вкусный международный скандал.
На все параноические возражения о том, что можно быть тайным агентом, отвечу сразу – открыто действующее юридическое лицо не может быть тайным агентом. Впрочем, на очереди и запрос в ФСБ – пусть ответят: являются ли общественные правозащитные организации агентами в смысле шпионами?
Весь этот юридический бред возник потому, что партия власти не решается ни юридически закрепить понятие «вражеская пропаганда», ни даже принять закон о лоббистской деятельности. По поводу последнего тоже ясно – слишком многим, включая депутатов, придется подсократить свою бурную (но и прибыльную) деятельность. И с определением отношений с иностранным принципалом тоже проблемы деликатного свойства. Россия получает от стран НАТО, прежде всего США и Германии, огромные деньги на уничтожение своих запасов ядерного и химического оружия. Уже только поэтому правительство РФ может рассматриваться как прямой агент НАТО – выполнение заказа принципала за счет принципала. Тоже самое относится к обеспечению натовского транзита через Ульяновск.
Опытнейшие юристы говорили, что закон об агентах не просто неприличен, он - антиправовой. Те, кто инспирировал закон, возможно, полагали, что в условиях басманной юстиции небрежение к праву несущественно. Но нормальное право – дисциплина строгая, и халтура приводит не только к потере престижа, но и к неразрешимым юридическим противоречиям.
Строго следуя нормам гражданского права, общественные организации просто не могут выполнять требования «агентского закона», потому что это было бы обманом государства и общества.
Это к сведению тех юристов, что твердят, что «закон суров, но он должен исполняться». Напоминаю им – никакой закон не может вынудить к публичной лжи.
Вот так законодатели крупно подставили Россию как государство, а отечественные суды вынудили то ли отменять основы гражданского права, то ли принудительно назначать Обаму нанимателем сотрудников Московской Хельсинкской группы, движения «За права человека» или «Мемориала», обрекая на необходимость – накануне выборов - объясняться по поводу нелегального использования иностранной рабочей силы.
А не надо было превращать законодательную деятельность во флешмоб!
July 30, 2012 18:37
Профессия - деревенщик
Много чего удивительного происходит в нашей жизни в последнее время. Много чему приходится удивляться. Но вот что меня совсем не удивило, так это сообщение о том, что "группа писателей выступила в поддержку уголовного преследования Pussy Riot". Точнее, состав тех, кто выступил с упомянутой поддержкой. И меня это не только не удивило, но и в каком-то смысле успокоило.
Потому что я, признаться, стал уже несколько тревожиться: а где же правдивые и неравнодушные голоса наших пахотных исконно-посконников, страдальцев за вечно заглушаемый кем ни попадя "голос народной души"? Почему так долго молчали наши хтонические деревенщики, почему не расчехляли свои полемические берданки, когда, казалось бы, только их задушевного да обличительного слова тут и не хватало?
Но вот, слава богу, выступили. Комментировать это не хочется. Кому интересно - прочтет сам и сам все поймет. Впрочем, на фоне широкомасштабной мракобесной вакханалии их голоса ничем так уж не выделяются - ни особенным напором, ни особым идиотизмом. И того и другого сегодня вполне хватает и без них. Так что можно сказать, что они просто отметились. Ну и славно. А то ведь, глядишь, и забыли бы про них окончательно, про наших некогда громокипящих писателей-деревенщиков.
"Писатель-деревенщик" - это на сегодняшний день вовсе не тот, кто пишет о деревне и ее проблемах, как считалось когда-то. Это совсем не так, как "писатель-сатирик" или "художник-анималист". Это понятие уже давно не профессиональное, а идеологическое, означающее нечто глубоко провинциальное, неадекватное, всегда возбужденное и бесконечно озлобленное. Бывают на свете писатели, плохие и хорошие. А бывают писатели-деревенщики. И это совсем не одна и та же профессия.
В качестве экспертов по делу Pussy Riot уже выступило некоторое количество специалистов - юристов, филологов, искусствоведов. Но, судя по всему, экспертные оценки большинства как-то не очень пришлись по душе следствию. Следствие, заточенное только с одного конца, в качестве "правильных" экспертов выбрало тех, чьи профессии были обозначены как "православный филолог", "православный юрист" и еще какие-то православные специалисты. Не напоминает ли это, например, "арийскую медицину"?
Кстати, и о медицине. В далекие 70-е годы, гуляя в Замоскворечье, мы с друзьями на стене какого-то дома наткнулись на удивительную мемориальную доску, сообщившую нам, что "в этом доме зимой такого-то года в квартире врача-марксиста скрывался от полиции В.И. Ленин". Очень нас, надо сказать, развеселила эта доска. И это при том, что мы и без того были в те годы избалованы свидетельствами подобного рода. Чего стоила хотя бы доска у ворот зоопарка, где, оказывается, вездесущий В.И. Ленин тоже выступил с докладом о текущем моменте. Но "врач-марксист" - это, согласитесь, серьезно. Это что же за такая медицинская специальность, шумно и наперебой гадали мы. Это от чего же он лечил? Неужели от марксизма? Тогда почему же Ильича не вылечил?
Врачи-марксисты, писатели-деревенщики, православные юристы, полицейские-грабители, режиссеры-холопы, президенты-самозванцы и люди иных, не менее интересных, но, мягко говоря, не самых созидательных профессий всегда стремятся заменить собой врачей, писателей, юристов, полицейских, режиссеров и президентов. И иногда им это удается. Но никогда не навсегда.
Потому что я, признаться, стал уже несколько тревожиться: а где же правдивые и неравнодушные голоса наших пахотных исконно-посконников, страдальцев за вечно заглушаемый кем ни попадя "голос народной души"? Почему так долго молчали наши хтонические деревенщики, почему не расчехляли свои полемические берданки, когда, казалось бы, только их задушевного да обличительного слова тут и не хватало?
Но вот, слава богу, выступили. Комментировать это не хочется. Кому интересно - прочтет сам и сам все поймет. Впрочем, на фоне широкомасштабной мракобесной вакханалии их голоса ничем так уж не выделяются - ни особенным напором, ни особым идиотизмом. И того и другого сегодня вполне хватает и без них. Так что можно сказать, что они просто отметились. Ну и славно. А то ведь, глядишь, и забыли бы про них окончательно, про наших некогда громокипящих писателей-деревенщиков.
"Писатель-деревенщик" - это на сегодняшний день вовсе не тот, кто пишет о деревне и ее проблемах, как считалось когда-то. Это совсем не так, как "писатель-сатирик" или "художник-анималист". Это понятие уже давно не профессиональное, а идеологическое, означающее нечто глубоко провинциальное, неадекватное, всегда возбужденное и бесконечно озлобленное. Бывают на свете писатели, плохие и хорошие. А бывают писатели-деревенщики. И это совсем не одна и та же профессия.
В качестве экспертов по делу Pussy Riot уже выступило некоторое количество специалистов - юристов, филологов, искусствоведов. Но, судя по всему, экспертные оценки большинства как-то не очень пришлись по душе следствию. Следствие, заточенное только с одного конца, в качестве "правильных" экспертов выбрало тех, чьи профессии были обозначены как "православный филолог", "православный юрист" и еще какие-то православные специалисты. Не напоминает ли это, например, "арийскую медицину"?
Кстати, и о медицине. В далекие 70-е годы, гуляя в Замоскворечье, мы с друзьями на стене какого-то дома наткнулись на удивительную мемориальную доску, сообщившую нам, что "в этом доме зимой такого-то года в квартире врача-марксиста скрывался от полиции В.И. Ленин". Очень нас, надо сказать, развеселила эта доска. И это при том, что мы и без того были в те годы избалованы свидетельствами подобного рода. Чего стоила хотя бы доска у ворот зоопарка, где, оказывается, вездесущий В.И. Ленин тоже выступил с докладом о текущем моменте. Но "врач-марксист" - это, согласитесь, серьезно. Это что же за такая медицинская специальность, шумно и наперебой гадали мы. Это от чего же он лечил? Неужели от марксизма? Тогда почему же Ильича не вылечил?
Врачи-марксисты, писатели-деревенщики, православные юристы, полицейские-грабители, режиссеры-холопы, президенты-самозванцы и люди иных, не менее интересных, но, мягко говоря, не самых созидательных профессий всегда стремятся заменить собой врачей, писателей, юристов, полицейских, режиссеров и президентов. И иногда им это удается. Но никогда не навсегда.
Следственный комитет во вторник предъявил гражданскому активисту Алексею Навальному обвинение по делу "Кировлеса",сообщается на официальном сайте ведомства. В качестве меры пресечения с него взята подписка о невыезде.
"Алексею Навальному предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ (организация растраты чужого имущества в особо крупном размере), - говорится в заявлении СКР. Преступления по инкриминируемой ему статье наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо без такового.
"Первоначально уголовное дело в отношении Алексея Навального и Петра Офицерова возбуждалось по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием)", - отмечается в заявлении. Максимальное наказание по ней - пять лет заключения.
Навальный был вызван в Следственный комитет на понедельник, но предъявление обвинения было отложено. "Мы пришли, и нам сказали, что принято решение не предъявлять мне обвинение", - сказал Навальный.
27 июля The New Times сообщил, что Навальный в ближайшее время будет арестован по делу о "Кировлесе". По данным издания, в понедельник следователь СКР по особо важным делам Руслан Миниахметов должен был предъявить Навальному обвинение.
"Арест по экономическим статьям - а 165-я именно экономическая - закон не разрешает", - отметила адвокат Навального Ольга Михайлова. В то же время она признала, что на практике обвиняемых по этой статье часто заключают под стражу. Михайлова заявила, что дело о "Кировлесе" носит заказной характер. "10 апреля 2012 года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела "за отсутствием в его действиях состава преступления", а 29 мая возбуждено вновь дело о ГУП "Кировлес", когда Навальный был советником на общественных началах губернатора Кировской области Никиты Белых в 2009-2010 гг., - напомнила адвокат. - Первый раз дело расследовалось 11 месяцев, провели все возможные экспертизы, состава не нашли. Сейчас всего за 2 месяца сделали обвиняемым". Адвокат Навального Вадим Кобзев подтвердил, что его подзащитному готовятся предъявить обвинение. "Обвинение - это факт, а вот мера пресечения - пока загадка", - сказал Кобзев.
По версии следствия, в 2009 году Навальный вынудил директора "Кировлеса" заключить невыгодную сделку. Ущерб, нанесенный предприятию, оценивается в 1,3 миллиона рублей. 5 июля глава СКР Александр Бастрыкин устроил публичный разнос своим подчиненным за закрытие этого дела. "У вас было уголовное дело против этого человека, и втихаря вы его прекратили", - сказал Бастрыкин на коллегии по итогам первого полугодия 2012 года, обращаясь к представителю управления по Кировской области. "Если есть основания прекратить дело - доложи. Слаб, боишься, давят - доложи," - потребовал глава СКР.
В четверг Навальный опубликовал в своем блоге документы, свидетельствующие о том, что Быстраыкин как совладелец чешской компании в 2007 году получил вид на жительство в Чехии и приобрел там недвижимость. Навальный обвинил Бастрыкина в сокрытии этих фактов при назначении на руководящие посты в Генпрокуратуре и СКР, а также в подделке документов и неуплате налогов.
МВД Чехии подтвердило, что у Бастрыкина был вид на жительство в этой стране с 2007 по 2009 год. При этом чешские власти отметили, что Бастрыкин своевременно не уведомил их о продаже своей доли в компании Law Bohemia и в течение полугода незаконно имел вид на жительство.
Российские и украинские рок-музыканты отказались выступить в поддержку арестованных участниц Pussy Riot на концерте в Лондоне. Как сообщает на своей странице в Facebook гражданский активист Андрей Сидельников, в субботу он принес майки с надписью "Free Pussy Riot!" в Русский олимпийский парк для участников концерта - Ильи Лагутенко, Олега Скрипки и Гарика Сукачева. За несколько дней до концерта активист обратился к этим музыкантам с открытым письмом, призвав "проявить мужество и солидарность". Однако все трое отказались выступить в защиту узниц.
Солист группы "Вопли Видоплясова" Олег Скрипка поблагодарил за майку, но отказался надеть ее. Скрипка сказал, что поддерживать Pussy Riot опасно, пишет Сидельников. Сукачев обещал передарить майку актеру Михаилу Ефремову, пояснив, что тот "радикальный". Лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко категорически отказался разговаривать с Сидельниковым и потребовал от организаторов, "чтобы не было никаких фотографий, где он мог бы быть запечатлен рядом со слоганом", сообщает активист.Среди деятелей культуры, подписавших "письмо ста" в защиту Pussy Riot, были музыканты Борис Гребенщиков, Глеб Самойлов, Андрей Макаревич, Диана Арбенина, Лева Би-2, Рома Зверь, Валерий Меладзе.
В поддержку арестованных участниц панк-молебна выступили известнейшие западные музыканты: группы Faith No More, Red Hot Chilli Peppers, Franz Ferdinand, а также Стинг, Питер Гэбриел, Нина Хаген, Ииро Рантала, Марк Алмонд и другие.
В понедельник в Хамовническом суде начинаются слушания по существу дела Pussy Riot. Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич грозит до 7 лет тюрьмы по статье 213 УК (хулиганство, совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору по мотивам религиозной ненависти). Участницы Pussy Riot находятся под стражей с марта. 20 июля суд продлил им арест еще на полгода.
Слушания в Хамовническом суде будут проходить в открытом режиме. Судья Марина Сырова собирается завершить процесс за три недели. В первую неделю слушания будут начинаться в 11 часов каждый будний день, кроме среды. У суда планируются новые акции в поддержку Pussy Riot.
В воскресенье на сайте The Guardian было опубликовано видеоинтервью с тремя оставшимися на свободе участницами Pussy Riot - они представились как Белка, Воробей и Балаклава. По их словам, всего в группе более 10 женщин, в том числе еще две участницы панк-молебна в ХХС, находящиеся в розыске. Девушки пояснили, что анонимность является идейным принципом Pussy Riot. "Это большая ответственность, - сказала Белка. - Мы делаем это не только для себя, мы делаем это для общества".
Я уже затрагивал тему "прогресс пора останавливать". И каждый раз вызывал негодование читателей. Никто не хочет расставаться с прогрессом. Хотят эксплуатировать землю до того состояния, что она просто расколется под нами, а небо взорвется над нами.
Я писал о том, что незаметно, но верно наступил кризис цивилизации. О том, что прошлогодняя катастрофа в Японии (вы помните, был в результате землетрясения и последовавшего цунами разрушен ядерный реактор в Фукусиме), катастрофа в Мексиканском заливе (вы помните, нефть из взорвавшейся скважины несколько месяцев выливалась в воды Мексиканского залива) - есть не какие-то локальные простые аварии, но кризис той цивилизации безудержного производства и безудержного потребления, которую мы воздвигли. Сначала в Европе и Америке, а затем повсюду в мире.
Писал я совсем недавно о поразившем меня открытии. Оказывается, в Тихом океане давно уже образовались несколько огромных островов (да что островов - континентов!) мусора. Один остров размером со штат Техас, к примеру, и толщина его 30 метров. Это как мы загадили планету!
И вот еще одна катастрофа. Где-то вчера прочел, что почему-то интенсифицировалось таяние ледников Гренландии. От Гренландии откалываются огромные территории льда, только что откололся айсберг размером с Манхэттен. Совсем скоро эти льды, растаяв, дадут такое повышение уровня мирового океана, что старая добрая Англия исчезнет под водой.
Трещит по швам совсем еще недавно объединившаяся Европа. Южные, в основном жившие сельским хозяйством и туризмом страны, такие как Греция, Испания и даже Италия, не просто переживают тяжелые времена, а вошли в другое измерение. Распущенные обитатели этих стран привыкли к высокому уровню жизни и активно сопротивляются всякому затягиванию поясов, но им придется жить вначале хуже, а потом и плохо.
Земля нас не выдерживает. Раньше мы могли увидеть подобные ужасы (континенты мусора в океане, стремительно тающие ледники, омываемая радиоактивными волнами морская живность) только в научно-фантастических фильмах, и вот они уже настали, эти времена, но никто особенно не обращает внимания на континенты из пластиковых бутылок и пакетов, они далеко. Я полагаю, что человечество вздрогнет, когда острова мусора появятся вблизи крупных портовых городов. Антарктида, удаленная и ледяная, кстати упомянуть, также усиленно тает. Человечество должно остановиться. Умерить аппетиты. Придется. Будущего у либерализма нет. Или же оно очень короткое.
Между тем Россию волнует судьба трех панк-девок из музыкальной группы с непристойным названием Pussy Riot. Так случилось, что сразу несколько болевых точек, несколько конфликтов нашего общества сфокусировались в их деле.
Во-первых, это политический конфликт власти и общества. Они же что пели? "Богородица, Путина прогони!" Налицо неприязненные отношения. Поскольку все это случилось в церкви, то это также конфликт нашей самой архаичной в мире религии, сирийского образца христианства, с самым молодым в мире гражданским обществом. В-третьих, идет повальная поляризация России по линии противостояния: ты за кого, человече, за Pussy или за власть? И уже морально выигрывают эти самые панк-Pussy. И уже так получилось, что не быть на стороне этих хулиганок-девок значит прослыть реакционером, прослыть "портянкой", врагом прав человека, прослыть несовременным и так далее.
Что ж, панк переживает великие времена с этими девками. Только и останутся от панка Джонни Роттен, Сид Вишес и Pussy Riot.
Так велика ненависть интеллигенции к власти, что вот она прорвалась даже там, где не ждешь. Хулиганки-таки чуть нарушили и закон, и традиции, но это неважно, потому что власть нарушила и нарушает все законы.
Короче, крайне интересный получился конфликт нового времени. Буду наблюдать за процессом.
Тут есть еще одна деталь. Власть наиздавала законов, вытесняющих уличную активность из сферы права. Но река протеста и гнева нашла себе, как видим, другое русло и кинулась, кипя и бурля, на неполитические территории.
Прошедший 26 июля в Ново-Пушкинском сквере митинг в защиту политзаключенных, арестованных по делу 6 мая, собрал где-то от 800 до 2 тысяч участников. "Другая Россия" участвовала и в самом митинге, и в его организации. Но независимо от количества участников митинг 26 июля, на мой взгляд, подвел черту под митингами. Он продемонстрировал, что с разрешенными митингами пора заканчивать, поскольку они безрезультатны. Требуются новые формы протеста.
Почему безрезультатны? А потому что они власть даже не щекочут. Ведь митинги обращены к власти, имеют целью повлиять на власть. Но никак не влияют в положительную сторону, а влияют в отрицательную - власть ожесточается. После зимы и весны митинговой (разрешенной) активности ведь были приняты законы, ужесточающие наказания за политическую активность. Хоть каждый день можно выходить на разрешенные митинги, но ведь толку-то нет, власть не пугается, а невозмутимо отправляет свои полицейские силы, дабы окружить митинг и провести его под контролем, как прогулку заключенных. А потом, вдумайтесь, на окруженном заграждениями асфальтовом пятачке выступают ораторы, ожесточенно клеймящие тирана, который этот митинг разрешил. Тиран должен посмеиваться, и я уверен, так он и делает - посмеивается.
Власть в лице Нарышкина заявляет, что протест закончен. "Все, протест закончен", - сказал Нарышкин в конце июня. Но люди, оказавшиеся в лидерах протестного движения, надеются, что протест не закончен, что еще не вся его песня спета. Удальцов и компания хотят продолжать проводить разрешенные митинги - проводить, заведомо зная, что на власть эти митинги не производят впечатления. Зачем же они это делают? Чтобы продолжать оставаться в лидерах. Умом не веря в эффективность санкционированных митингов, лидеры протеста теплят в себе слабую надежду на "авось". Авось соберутся двести, а то и триста, и четыреста тысяч, и авось они "пойдут". А вот еще пойдут или нет, это бабушка надвое сказала. И поведут их или опять наложат полные штаны и бездарно отправятся на Болотную, как случилось 10 декабря.
Неизвестных в этой старой формуле столько, что "авось" выглядит абсолютно нереальной затеей.
Что нужно нам, гражданскому обществу России? Нам нужны новые методы политического протеста, поскольку власть приноровилась к массовым разрешенным митингам. Хорошо было бы сейчас осуществить кампанию мирного гражданского неповиновения. Более года назад я опубликовал программу такой кампании под названием "Три нет". Среди прочего я предлагал отказаться иметь какие-либо экономические отношения с властью. Не платить ей. Например, не платить штрафы. Ну и что, они всю страну в наказание в тюрьмы посадят? Еще я предложил забрать наши вклады из их банков, Там много предложений есть в этой программе. Можно ее и дополнить.
Однако кампания гражданского неповиновения будет эффективна, только если ее станут осуществлять многие и очень многие. В противном случае это будет как слону дробинка, если несколько тысяч всего ей последуют.
Вот тут и встает во весь рост проблема нашей разобщенности. Я уже не раз замечал противодействие моим проектам, только потому что это проекты Лимонова. А ничего, я не обескуражен. Буду работать дальше, доказывать и убеждать.
Сотрудники Академии ФСБ обеспокоены участившимися случаями нападок на РПЦ. Как сообщает пресс-служба РПЦ, об этом заявил начальник Академии ФСБ генерал-полковник Виктор Остроухов на церемонии освящения закладного камня храма Иверской иконы Божией Матери. Чин освящения совершил патриарх московский и всея Руси Кирилл. "Для меня как для начальника высшего учебного заведения сам факт строительства храма рядом со стенами Академии символичен, ведь на Руси во все времена воинство и Церковь были едины. Сотрудники Академии, как и все граждане, небезразличны к будущему своей страны и обеспокоены участившимися нападками на христианский образ жизни. Эти нападки приобретают все более изощренный характер и нацелены в первую очередь на молодежь. Вместе мы сможем противостоять опасным угрозам современности и сохранить Россию великой и неделимой", - заявил Остроухов.
После церемонии освящения патриарх сказал, что закладной камень "знак упования и веры в то, что милостью Божией при содействии городских властей, при содействии руководства Федеральной службы безопасности России и при самом активном участии строительной компании "Крост", которая выступает и инвестором, и подрядчиком этого строительства, оно будет завершено во благовремении".
"Хорошо известно, что в городе Москве не хватает храмов Божиих. В некоторых районах - один храм на сто тысяч жителей. Я уже неоднократно говорил о том, что при таком небольшом количестве храмов на душу православного населения весьма затруднительно осуществлять ту пастырскую работу, которая реально может отобразиться добрыми делами и добрыми намерениями в жизни паствы. И наше стремление увеличить количество храмов происходит не от гордыни, а от смиренного осознания необходимости", - сказал патриарх".
Реклама :
1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.
2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.
3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.
4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.
6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых посёлках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.
7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.
8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпосёлках и ведущие в них преступную деятельность.
Для местных органов спускались лимиты по двум категориям - 1-й (расстрел) и 2-й (заключение в лагерь), - которыми устанавливалось количество лиц, которые должны были быть осуждены тройками. В дальнейшем лимиты по просьбам с мест обычно увеличивались. Операцию, проводимую согласно приказу № 00447, условно называли "кулацкой". В ее рамках, так же, как и в рамках "операции по национальным контингентам", проводившейся параллельно с участием внесудебных двоек по приказам НКВД против ряда "неблагонадежных" национальностей (поляки, немцы, эстонцы, латыши, литовцы, финны и др.), было расстреляно более 700 тысяч человек. Вопреки распространенному до сих пор представлению, большинство репрессированных составляли не представители партийной и советской номенклатуры, а обычные крестьяне, рабочие и интеллигенты, в номенклатуру не входившие. Представители же номенклатуры в приказе № 00447 даже не выделялись отдельной строкой. На практике они попадали в следующие категории: "члены антисоветских партий" (если до вступления в ВКП(б) имели неосторожность состоять в эсерах, грузинских меньшевиках или дашнаках) и "изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований" (сюда наряду с верными сталинцами зачисляли и бывших партийных оппозиционеров, как остававшихся на свободе, так и уже находившихся в заключении). Кроме того, в рамках "операций по национальным контингентам" репрессировались представители номенклатуры, принадлежавшие к "неправильным" национальностям, особенно поляки, латыши и немцы.
В тезисах общества "Мемориал", посвященных 75-летию Большого террора, подчеркиваются пугающие аналогии с эпохой 1937 года, которые можно легко найти в сегодняшней России. Прежде всего это "ощущение ничтожности человеческой жизни и свободы перед истуканом Власти". Власть старается нам это снова и снова доказать, принимая драконовские законы. Также налицо "имитация демократического процесса". Вспомним, что Большой террор разворачивался одновременно с кампанией по выборам в Верховный Совет, на которых впервые после революции гражданам было формально предоставлено всеобщее избирательное право. Террор как раз и должен был зачистить перед выборами страну от неблагонадежных элементов. А нынешние выборы по управляемости и предсказуемости не очень отличаются от выборов 37-го года, когда избиратели могли голосовать только за единственного кандидата "нерушимого блока коммунистов и беспартийных".
В тезисах "Мемориала" отмечается "рефлекторная неприязнь сегодняшнего государственного аппарата к независимой общественной активности, непрекращающиеся попытки поставить ее под жесткий государственный контроль". Действительно, Большой террор покончил с малейшими зародышами гражданского общества, существовавшими в СССР. Неподконтрольных компартии общественных организаций практически не осталось, даже таких, как общество филателистов или эсперантистов.
Концепция "враждебного окружения" была одним из главных оправданий сталинского террора. Сегодня нам тоже внушают, что США и другие западные страны грозят России гибелью, поэтому надо сплотиться вокруг всенародно избранного президента, избавиться от разного рода "иностранных агентов" и плевать на западные стандарты демократии с высокой колокольни. Несомненно, разжиганию национализма и ксенофобии в свое время немало способствовали "операции по национальным контингентам", когда людей репрессировали только за "неподходящую" национальность. Однако вряд ли сегодняшнюю ксенофобию можно напрямую связать с 1937 годом. Национализм и ксенофобия существовали и в Российской империи. После 1917 года они были лишь приглушены идеологией интернационализма, но никуда не делись, а после 1937 года стали цвести пышным цветом с молчаливого одобрения государства. Но нынешний всплеск ксенофобии вызван не только политикой властей, но и обострением социальных проблем.
Заслуживает всяческой поддержки призыв "Мемориала" "снять все ныне действующие искусственные и необоснованные ограничения доступа к архивным материалам, связанным с политическими репрессиями". Казалось бы, все важные документы, связанные с трагическими событиями 1937-1938 годов, уже опубликованы. Но, оказывается, это не так. Архивы до сих пор хранят немало тайн. Так, специалист по истории церкви Игорь Курляндский отмечает, что циркуляры НКВД, касающиеся репрессий против "церковников", до сих пор засекречены. А без публикации этих циркуляров и других документов о репрессиях против РПЦ нельзя оценить, сколько было репрессировано православных священнослужителей, монахов и активных членов церковных общин. Пока имеют хождение разные цифры - от 100 тысяч до 300 тысяч расстрелянных, - не подкрепленные ни документами, ни конкретными расчетами.
Между тем, казалось бы, сегодня для РПЦ, авторитет которой в обществе находится под угрозой, было бы выгодно обнародовать свидетельства о репрессиях, которым церковь подвергалась в годы Большого террора. Однако власти не торопятся публиковать документы такого рода. Вероятно, здесь действует общая установка путинского режима на минимизацию материалов о преступлениях Сталина и чекистов. Но не исключено, что и сама РПЦ не слишком заинтересована в публикации этих документов, поскольку они могут выявить связи ряда священников и иерархов с НКВД, а также уменьшить общее число репрессированных священников по сравнению с нынешними оценками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий