По сообщению руководства камчатского правительства «социально-экономическая ситуация в Камчатском крае стабильная». Стабильно закрываются и разоряются местные предприятия, стабильно на полуостров приезжают гастарбайтеры, вытесняя местных специалистов со всех значимых строек, камчатских водителей - с пассажирских перевозок, стабильно сокращается грузооборот между Камчаткой и материком, стабильно падает производство продукции сельхозпредприятий…
Если это негативное, но поступательное движение в экономике Камчатки не сменит в ближайшее время свой вектор направления, то под угрозой закрытия окажется еще одно камчатское предприятие – ОАО «Камчатское пиво». Но обо всем по порядку.
***
Мы не склонны винить в происходящем только краевые власти. Значительную роль в уничтожении предприятий и разорении Камчаткииграет законодательство РФ и элементарные правила бизнеса. И, естественно, коррупция, благодаря которой и принимаются эти неадекватные законы, а капитализм приобретает черты звериного поведения – урвать сейчас, а там хоть потоп. Видимо поэтому и ушли на Сахалин 23 рыболовных компании.
***
7 июля 2011 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота алкоголя». Второе имя у документа - «Закон о пиве». С 22 июня 2011 года пивной закон приравнял пенный солодовый напиток к другим алкогольным напиткам. И ранее действовавший закон "Об обороте пива" с этого же 22 июня 2011 года утратил силу.
Этот, якобы, антиалкогольный закон, конечно же, касается и наших камчатских пивоваров. Напомню что, например, Камчатский пивзавод – одно из старейших предприятий Камчатки!
"В 1947 году из небольшой пивоварни, расположенной тогда в районе КП, было решено создать Петропавловский горпищекомбинат. Если точнее, тогда это произошло официально, но еще задолго до этого решения коллектив пекарни производил не только хлеб, но и пиво, и кондитерские изделия, и безалкогольные напитки, и рыбную продукцию. Именно пищекомбинат явился прародителем предприятия «Камчатское пиво». И как раз на нем начали варить первое пиво".
Давайте посмотрим, что предлагают нам законодатели:
Изменения в торговле пивом, актуальные с 1 июля 2012 года:
1. Запрещается распивать пиво во всех общественных местах, на улицах, в парках, во дворах, в подъездах многоквартирных домов, на рынках и т. д. Пиво разрешено употреблять только в местах общественного питания или исключительно дома.
2. Торговля крепкими сортами пива разрешена только в стационарных магазинах - в ларьках запрещено продавать пиво крепостью более 5%.
3. Запрещено продавать пиво вблизи детских, спортивных и образовательных учреждений.
Изменения в торговле пивом, актуальные с 1 января 2013 года:
1. Пиво крепостью свыше 7% можно разливать и реализовывать только в бутылках объемом 0,33 л.
2. Вступает в силу запрет на продажу пива с 23 до 8 часов. На Камчатке с 22 до 10 часов. Исключение - торговля в кафе, ресторанах, барах и развлекательных заведениях.
3. Торговля пивом разрешена только в стационарных торговых объектах (пивных магазинах). Торговые объекты должны быть капитальным строением. Они должны быть оборудованы сигнализацией охранной, сейфом, кассовым аппаратом.
4. Вступает в силу полный запрет на рекламу пива на радио, телевидении и в общественном транспорте. То же относится к рекламе пива в печатных изданиях.
***
Наверное, узнав про такие изменения, трезвенники начнут хлопать в ладоши, а любители пива, пригорюнятся. Я сейчас не хочу вставать ни на чью сторону, я хочу попробовать понять, почему в России продолжают принимать совершенно неадекватные законы, которые разоряют предприятия, и как это отразится на Камчатке.
Первая часть материала про Законы России здесь – http://express-kamchatka.ru/sobytiya/3579-territoriya-gluposti.html
Ну, начнем с самого главного. На кого этот закон нацелен? Какие у него задачи? Ну не пивоваренную же промышленность хлопнуть «до основанья и затем…»? Хотя в первую очередь именно пивоваров он и коснется. Вероятнее всего, правительство и депутаты озаботились спивающимся населением РФ. Якобы, бухает население по тяжелому! Надо что-то делать! Что тут хочется сказать? Пьющее население, которого, к слову, в несколько раз больше, чем трезвенников, пить не бросит. Есть исторический опыт. Тогда какие задачи? Чтобы начинающие и хронические алкоголики, любители всяких напитков стали либо меньше закладывать за воротник, либо и вовсе прекратили это делать? Усложнить им беззаботную алкогольную жизнь? Ну, это мы так думаем… Они же, ради которых, якобы, и приняли этот закон, думают совершенно по-другому: Будет меньше пива, вина – будем пить водку, будет меньше водки – будем пить самогон! Причем, подтверждение этих слов Россия уже неоднократно на себе испытала.
В советское время, власти тоже боролись с алкоголизмом населения. И как раз поэтому, пивная промышленность и винодельческая отрасль росли быстрыми темпами. Ведь в послевоенное время у народа основным алкогольным напитком была водка! Надо было заставить граждан СССР перейти с крепкого алкоголя на слабый. И это практически удалось… Пиво, например, стали продавать на улицах в бочках, как сегодня квас… Да в 1985 году «сухой закон» приняли. Многие помнят, чем это закончилось.
Сегодня приняли «полусухой закон». В Думе совсем дураки сидят? Но ведь не все. Там же есть, кто понимает, кто помнит, а кто и думает. Хотя и не всегда…
Вот как происходит голосование в Госдуме
Вероятнее всего, по нашему предположению, этот закон более всего нацелен на подрастающее поколение. Чтоб не вовлекали, так сказать, молодежь в пьянство. И, вероятно, в этом есть доля разумности. Как говорил один известный человек 20 века: «За кем молодежь, за тем и будущее»!
И вот тут всплывает самый главный вопрос: Каким образом это закон сможет воспрепятствовать вовлечению молодежи в пьянство? И почему под удар попадает только один напиток? Пиво?
Вызывает недоумение и тот факт, что в Германии и Чехии, например, потребление пива и вина в несколько раз выше, чем в России, водки в 2 раза меньше, а законы "защищающие" население там не принимают…
Обратите внимание: по потреблению водки - мы впереди планеты всей! По потреблению пива - на самом последнем месте....
Смотрим:
- В 2006 году депутаты внесли поправки в Налоговый кодекс, определяющие ставку акцизных сборов за отдельные категории товаров. Для крепкого алкоголя ставка повысилась на 7%, а для пива на 34% !!!! Пиво значительно подорожало. Производство пива в стране упало, а производство водки – выросло!
- А молодежь, тем временем, продолжает пить коктейли «Ягуар», «Отвертка», «Strike» и т.д. Содержание алкоголя в этих напитках – 8 % и более. Пиво отдыхает…
- С 1 июля 2012 года запрещается распивать пиво во всех общественных местах, на улицах, в парках, во дворах, в подъездах многоквартирных домов, на рынках и т. д.
- А молодежь, тем временем, продолжает пить коктейли «Ягуар», «Отвертка», «Strike» и т.д. Причем везде.
- Запрещено продавать пиво вблизи детских, спортивных и образовательных учреждений.
- А молодежь пьет «Ягуар»….
- Запрещена реклама пива в СМИ…
- А молодежь пьет «Ягуар»….
В общем, уже не хочется проводить всякие аналогии. Хочется обратить ваше внимание на несколько моментов. Вы все знаете, что ежегодно на дорогах в России гибнет около 30 тысяч людей… По вине суррогатного алкоголя в прошлом году погибло 23 тысячи человек. Может надо запретить в России автотранспорт? Что же касается рекламы (мы о ней еще поговорим подробнее), то…. несовершеннолетние еще и сексом умудряются заниматься! Представляете? И без всякой рекламы! Да что там… марихуана и героин тоже обходятся без рекламы. А молодежь, напомню, сегодня продолжает пить «Ягуар», рожать в 16 лет, отдавать детей в детские дома… Не будет пива и слабоалкогольных напитков, они перейдут на наркотики, на «Моменты» и газ Бутан в баллончиках, как уже было в истории современной России.
Почему мы пьем?
Социологи связывают значительный рост алкоголизации общества РФ в конце XX века с произошедшим в ходе реформ резким ухудшением условий жизни многих десятков миллионов людей, с их социальной неустроенностью, с появившимся в массовой психологии устойчивомчувстве незащищенности и неуверенности, которое объективно способствовало значительному повышению спроса населения на спиртное, употребление которого для многих служит своеобразнымсредством ухода от действительности, «преодоления» дискомфортности и стрессов, «забвения» трудностей и забот.
Т.е. по мнению специалистов, можно ввести в стране Сухой закон, понастроить ФОКов и стадионов, ввести множество спортивных секций и кружков… А ситуация не сдвинется с места. Необходимо устранить самую главную проблему!
Любопытно, что в России во все времена политика государства в отношении производства и потребления алкоголя является главным фактором потребления населением алкоголя.
Каждый раз в истории увеличение потребления алкоголя или изменение структуры в сторону потребления более крепких напитков происходило через действия государства (!).
Немного цифр
Российский рынок пива может рухнуть! Такой неутешительный прогноз делают эксперты. По информации, предоставленной аналитиками организации Euromonitor International, в ближайшие несколько лет будет сокращаться российский рынок пива. В нынешнем году он получил сразу несколько сокрушительных ударов.
Развивающийся рынок пива в России довел потребление пенного напитка в 2011 году до 72 литров на человека (в год). До конца нынешнего года эксперты прогнозируют снижение потребления пива до 71,5 литра на душу населения, а в 2014 году – и вовсе до 68,7 литра. Одна из главных причин такого падение – решение законодателей приравнять пенный напиток к крепкому алкоголю и увеличение ставки акциза на пиво с 2008 года почти в шесть раз.
Кроме того, к июлю 2012 года была до минимума сведена возможность рекламы пива. Вместо ограничения на рекламу пива на телевидении, радио и наружных носителях был введен полный запрет, а к нему неожиданно для отрасли добавился и запрет на рекламу пива в интернете. Оставшиеся каналы рекламы (а это места продаж, то есть в основном крупные торговые сети) затруднят вывод на рынок новых брендов и усложнит конкуренцию на рынке, ограничив возможности небольших пивоваров. Кроме того, в нестационарных торговых точках с 1 июля 2012 года ограничена продажа пива, а с 2013 года будет полностью запрещена.
Это значит, что на Камчатке с 1 января должны закрыться около 175 ларьков, павильонов и нестационарных магазинов, которые торгуют пивом!!!
Между тем, уже после этих нововведений, россияне стали покупать больше водки!
Оп-па! Вот это борьба с алкоголизацией!
"Продажи водки в России за январь-август 2012 года выросли по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году, сообщил Росстат.
При этом на водку приходится половина продаж алкоголя. Пиво находится на втором месте по популярности среди россиян (32,8% в объеме проданного алкоголя).
Больше всего за январь-август 2012 года выросли продажи коньяка. Россияне стали меньше покупать виноградных и плодовых вин - их продажи сократились на 0,7%.
Производство водки в январе-августе 2012 года выросло на 11,9%по сравнению с прошлогодним показателем, коньяка - на 29,9%.При этом выпуск пива снизился на 1,8%, столовых вин - на 4%".
С чем и кем борется наше государство? Почему Россия там, где не надо, вечно ищет какой-то свой, особый путь? Ну, вот не могу никак понять. Ну, зачем вечно изобретать велосипед? Ведь многие страны мира борются с алкоголизацией своих граждан. Глядя на вышеприведенные цифры, складывается стойкое ощущение, что такая «борьба с вовлечением» напоминает борьбу нанайских мальчиков. Водочной промышленности с пивной. И дети, как нам кажется, здесь совсем ни при чем.
Существует устойчивое мнение, что этот «пивной закон» лоббировали водочные магнаты. Даже неискушенный читатель, глядя на цифры, поймет, кому этот закон выгоден! Ведь пропорции потребления алкоголя в стране уже изменились – народ стал употреблять больше крепких напитков, так как они гораздо дешевле слабых. А это еще 2013 год не наступил, когда во всю силу заработают драконовские положения закона.
Стоит задуматься! В 2010 году акцизные отчисления в бюджет «пивных» денег превысили поступления от крепкого алкоголя… Почему? Потому что за поддельный алкоголь государство не получает ни копейки! Подделать пиво, как вы понимаете, невозможно. Поэтому учет этого пенного напитка более совершенен, а налоги, которые за него платятся, превышают отчисления с мутного водочного бизнеса!
А как у них?
Во всем цивилизованном мире, давным-давно поняли, что бороться репрессивными методами с употреблением алкоголя бесполезно! И стали потихоньку выдавливать крепкие напитки. У нас же, судя по вышеприведенным цифрам, все наоборот! Т.е. у них на крепкий алкоголь цена высокая, а на слабый - низкая. И это не зависит от себестоимости. Таким образом, происходит замещение употребления крепких напитков на слабые. Ну, например, можно выпить литр водки и упасть. Чтобы получить такую же лошадиную дозу алкоголя в пиве или вине – придется пить бочками. При этом буржуйскому населению прививают Культуру Пития, а за продажу несовершеннолетним алкоголя – грозит тюрьма! А не только штрафы, как у нас.
Вот что говорит по этому поводу известный пивовар из Германии, ныне главный пивовар компании «Рюген» Ульрих Пайзе.
«В Европе ратуют за ответственное потребление, ведь там накоплен большой опыт в этой области, многое из которого можно применить и в России. В Германии главная задача – не запрещать алкоголь, а защищать от него несовершеннолетних, – подчеркнул Ульрих. – На витрине магазина на уровне глаз юного покупателя должны находиться сладости, но ни в коем случае не бутылка со шнапсом. А, отпустив пиво тому, кто моложе 16 лет, продавец может даже оказаться в тюрьме. Серьезное наказание ждет и взрослого, который приобрел алкоголь несовершеннолетнему. С 14 лет немцы несут ответственность за поведение на дорогах. Недопустимо употребление алкоголя даже велосипедисту».
Стране нужны безработные, а не пивовары?!
В пивоваренной отрасли России работает около 250 заводов. Занято 60 тысяч человек. Каждый работающий из этих 60 тысяч создает 10 рабочих мест в смежных областях: в сельском хозяйстве, торговле, грузоперевозках… Отрасль приносит в бюджет страны более 100 млрд. рублей в год! Напомню, это итог работы всего лишь 60 тысяч человек.
Но ситуация уже начинает меняться…
Руководство российского подразделения крупнейшего мирового производителя пива Anhauser Bush InBev приняло решение закрыть один из девяти своих заводов — Курский. В компании решение называют жесткой и вынужденной мерой. Эксперты уверены, что это не последнее закрытие пивзавода в краткосрочной перспективе в России.
Вот что говорит региональный президент AB InBev по Центральной и Восточной Европе Стюарт Макфарлейн:
«Вследствие принятия законодательных ограничений и запретов регулирование пивоваренной отрасли в России на текущий момент является одним из самых жестких в мире. Усиление налоговой нагрузки и административного давления на отрасль привело к сокращению объемов производства…Чтобы снизить отрицательное влияние этих факторов на бизнес компании, нам приходится принимать радикальные меры по оптимизации операционной деятельности и снижению затрат».
Эксперты предсказывают, что с принятием новых требований, с рынка уйдут около 200.000 предпринимателей. В основной массе это те, кто, так или иначе, связан с пивоваренной отраслью. Убытки подсчитать трудно…
Как этот закон коснется Камчатки?
Справедливый критик, естественно, обратит наше внимание на то, что закон был принят в 2011 году, а вступает в силу в 2013! Т.е. время подготовиться к новым требованиям было предостаточно. Не подготовились? В свободный полет! Замечание было бы адекватным, если бы в России соблюдались элементарные законы и правила. Например, в Петропавловске получить землю под магазины, пивные бары просто невозможно. Такое ощущение, что без взятки к земле не подобраться. Мы об этом писали здесь…. http://express-kamchatka.ru/sobytiya/3276-chuzhoj-sredi-svoikh-ili-pochemu-na-kamchatke-zemli-net.html
Ну и как можно подготовиться? Если тебя на протяжении нескольких лет откровенно посылают?
Как рассказал директор ОАО «Камчатское пиво» Александр НИКИТИН, камчатский пивоваренный завод с 1 января 2013 года начнёт сокращать своё производство. Предполагается, не менее чем на 20 %. Ведь ларьки по продаже разливного пива станут незаконными. А их у нас, напомню, 175. Своих розничных точек у завода нет.Соответственно, около 350 камчатцев после нового 2013 года начнут искать работу, ведь создавать рабочие места у нашего государства не принято. Это «дело рук самих утопающих». Наш пивзавод не выпустит около 5 миллионов литров пива, а бюджет недополучит несколько миллионов рублей! Вот это бизнес! Вот это по-нашему!
К слову, ОАО «Камчатское пиво» является одним из самых главных налогоплательщиков на Камчатке. 200 человек, работающих на предприятии, только за 2011 года заплатили налогов 337 миллионов рублей!
Про количество золотых и серебряных медалей, которые получил за свою продукцию наш пивзавод, впору писать отдельный материал.
Для сравнения. Аквапарк в Вилючинске обошелся в 1 млрд. Три года работы нашего пивзавода, и только на их налоги можно уже будет построить аквапарк в Петропавловске! Для той же молодежи, за которую, якобы, так пекутся законодатели.
Здесь необходимо привести еще одни цифры. По всей стране соотношение потребления разливного пива к тарированному (бутылочному) 20 к 80, и лишь на Камчатке 80 на 20. И это соотношение не хотелось бы менять. Ведь известно, что разливное гораздо лучше, чем пастеризованное бутылочное. Это как сравнивать свежую красную рыбку с консервами "Рагу из лососевых".
Ежели произойдет обратное, то, в принципе, ОАО «Камчатское пиво» может закрыться. А Камчатку завалят привозным пивом…
Только один пивной магазинчик «У Бориса» ежемесячно продавал около 35 тонн камчатского пива. По тонне в день! Скоро на этом месте появится так «необходимый» Петропавловску очередной Торговый центр…
***
В последнее время в СМИ стала появляться информация о том, что требования в законе о пиве могут быть смягчены. Якобы, даже Владимир Путин озаботился. Не угробят ли пивоваренную промышленность законодатели и правительство до этих принятых смягчений?
Ведь именно законы РФ уже угробили: «Камчаталко», Петропавловский мясокомбинат, Кондитерскую фабрику, Швейную фабрику, пищекомбинаты, весь судоремонт и т.д. На Камчатке, по сути, кроме пивзавода, молокозавода и цехов по производству минералки, ничего не осталось.
Кстати, вот уже несколько лет подряд к нам на молокозавод приезжают гонцы из «Вимм Билль Дана», которые предлагают его купить… И "похоронить" наших фермеров вместе с коровами. Они не скрывают, что 70 % российского рынка принадлежит им. И местное камчатское свежее и настоящее молоко им не нужно. Все молочные продукты они делают из сухого молока, которое произведено в Европе и в Китае…
А ведь еще "недавно" на полуострове пищекомбинаты, рыбкопы заготавливали сотни тонн папоротника, черемши, березового сока… Про рыбные полуфабрикаты – вообще молчу. Сейчас, такое ощущение, их пытается делать только "Сварог", закупая рыбу у перекупщиков. Своей то у него нет, а рыбаки продают выловленное еще в море. Даже картофелем наши сельхозпредприятия снабжали не только всю Камчатку, но и Магаданскую область и Приморье!
Т.е. мы все видим, как идёт целенаправленное уничтожение всего местного производства.
Справедливости ради, надо добавить, что руководство Камчатского края озаботилось этой проблемой пивоваров. Вот уже несколько месяцев ведутся переговоры по выделению мест для розничной торговли пива для ОАО «Камчатское пиво»… С учетом новых веяний свою продукцию производитель готов реализовывать сам. И реализовывать и, соответственно, контролировать качество. И производителю хорошо, и населению. А вот получится ли осуществить этот замысел, чтобы и отчисления в бюджет сохранить, и места для торговли, и людей, покажет время. Но известно точно, что с 1 января ныне существующие пивные ларьки на Камчатке перестанут существовать. Для любителей пива 1 января 2013 года станет тяжелым днём в прямом и переносном смысле…
А. ГЕРЦ.
Необходимо отметить, что пивоваренные компании во всем мире вкладывают огромные средства в развитие спорта, культуру. Только на Чемпионате мира по футболу в ЮАР компания «AB InBev» производитель известной марки пива заплатила ФИФА около 100 миллионов долларов как генеральный спонсор чемпионата!
И вот с 1 июля 2012 года все пивные компании России приостановили свою спонсорскую деятельность. Программы свернули не только крупные, но и небольшие региональные производители. Этот запрет не привел к существенному ухудшению финансового состояния пивоваренных компаний. Потерпевшими в этой ситуации оказались партнеры -спортивные организации и учреждения культуры, которые лишились материальной поддержки. Речь идет о потерях десятков миллионов рублей по стране в целом.
До сих пор продвижение своих брендов под видом спонсорства было очень популярно среди пивных компаний. Главным спонсором футбольных телетрансляций матчей Лиги чемпионов выступало пиво от производителя ООО "Пивоварня Хейнекен". Один из брендов ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" рекламировал себя в качествеофициального партнера Российского футбольного союза.
Ужесточение требований к рекламе уже лишило основных спонсоров и музыкальные фестивали. Так, при помощи ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" проводился фестиваль "Крылья", спонсором фестиваля "Нашествие" в 2006 г. выступала компания "Балтика".
Из-за драконовских требований к рекламе пива ФИФА отказывается проводить Чемпионат мира по футболу в России!
А началось все в 2008 году. Европейский союз футбольных ассоциаций (UEFA) впервые доверил Москве принять финал Лиги чемпионов. Закон "О рекламе" уже тогда запрещал размещение пивной рекламы на стадионах, что создавало проблемы для компании Heineken Holding, титульного спонсора лиги. За год, предшествующий финалу, президент Российского футбольного союза (РФС) и Виталий Мутко, говорят, схватился за голову, когда организаторы стали отказываться от России. Дошел, утверждают, до Владимира Путина. Лично внес в Госдуму несколько законопроектов, разрешающих рекламу пива на стадионах. Но ни один так и не был рассмотрен депутатами. Поступили проще: российские организаторы финала Лиги чемпионов заверили УЕФА и Heineken, что они могут разместить рекламу пива в “Лужниках” без санкций. ФАС потом наложила штраф в смешные 60 тысяч руб. исключительно на РФС. Но это была Лига чемпионов. Это не Чемпионат Мира-2018!
С 1986 года спонсором непосредственно Чемпионата Мира выступает компания «AB InBev Budweiser». Контракт владельца бренда с Международной федерацией футбольных ассоциацией (FIFA) все время продлевается. Но сейчас ведутся переговоры о вообще участии этой компании на Чемпионате Мира по футболу из-за драконовских ужесточений продаж и рекламы пива в России…
Согласно традиционному спонсорскому пакету, реклама пивных марок должна присутствовать в числе прочего на размещенных на стадионах рекламных щитах, а также в обязательном рекламном пакете телевизионной рекламы, который выкупает ФИФА. И то, и другое являются нарушением российского законодательства. Действующая редакция ФЗ-38 «О рекламе» прямо запрещает рекламу пива на спортсооружениях, а также в телетрансляциях, которые проводятся до 22.00. В их число попадает большинство футбольных матчей.
Глава отдела продаж ФИФА Алекс Джобс выразил надежду на то, что ограничения на рекламу пива в ряде стран, в том числе и в России, станут мягче. Ведь величина стандартного спонсорского пакета на Чемпионата мира по футболу была оценена ФИФА в $80–120 млн.
Соответственно, у России есть два выхода из этой ситуации: либо отказаться от чемпионата, либо смягчить требования.
***
Владимир Путин готов обсудить снятие запрета на продажу пива на футбольных стадионах, на рекламу накануне чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 г. Свои мысли он озвучил на встрече с представителями объединений футбольных болельщиков в Санкт-Петербурге. “Когда принималось решение о запрете рекламы и продажи пива на стадионах, мы исходили из лучших побуждений. Логика понятна, но мы с депутатами можем вернуться к этому вопросу, осудить и посмотреть его", – пояснил премьер.
- << Назад
- Вперёд
Комментарии