среда, 12 декабря 2012 г.

Речь Владимира Путина прерывали аплодисментами много раз. Только ни политологам, ни самим депутатам, которых опросил Slon, ничего нового из нее известно не стало. 

Вадим Соловьев, зампред Комитета по конституционному законодательству Госдумы, руководитель юрслужбы КПРФ  

К сожалению, ничего нового в этом послании я не услышал. За исключением того, что президент наконец-то признал, что у нас сырьевой характер экономики и от этого надо уходить. Но вот его заявления по поводу необходимости возврата к пропорциональной системе формирования Госдумы вызвали у меня много вопросов. Значит, дела у «Единой России» совсем плохи, если власть возвращается к смешанной системе формирования Государственной думы. Выборы уже показали, что когда вводится смешанная система, как правило, побеждают очень богатые единороссы. За счет такой системы они пытаются обеспечить себе большинство мест в следующей Думе.  

Что касается его предложений по регулированию миграции, то тут тоже ничего нового нет. Введение ограничений на приезд в Россию граждан СНГ обсуждалось давно, но нельзя забывать, что незаконная миграция очень выгодна для нашей экономики, чиновников и олигархов. Поэтому инициативы Путина – это лишь реакция на то возмущение, которое существует в обществе, но на практике, я боюсь, все это выльется в свисток. 

Я лично ожидал от этого послания четкого анализа той экономической ситуации, в которой находится Россия, а не приукрашенную картинку, которую он нам преподнес. Он рассказал нам и о росте инвестиций, и о росте рождаемости, а приезжаешь в свой регион и видишь, что экономика не работает, смертность огромная, и наркомания, и пьянство. Как будто президент живет в одном мире, а мы в другом. А вместо этого я услышал об отказе от введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Из этого я могу сделать вывод о том, что с точки зрения экономической политики каких-то особых изменений не будет. 

Григорий Голосов, директор Межрегиональной электоральной сети поддержки, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Я не услышал каких-то новых и важных тезисов. Такое ощущение, что,  перебрав все что можно, он в итоге решил повторить то, что было уже многократно сказано – так хотя бы никакого риска нет. Единственное, мы узнали, что федеральный центр в конце концов решил восстановить одномандатные округа на выборах в Государственную думу, но это тоже не бог весть какая новость, об этом уже давно говорилось. Тот законопроект, который в итоге будет рассматривать Госдума, кардинально расходится с предложением, которое первоначально озвучил Медведев. Где-то к апрелю-маю стало ясно, что федеральный центр склоняется к тому, чтобы одномандатников восстановить. Почему? Очевидно, что если половина Госдумы будет избираться в одномандатных округах, то при существующих избирательных практиках во всех этих округах будут выигрывать единороссы, то есть половину Госдумы «Единая Россия» получит гарантированно. Говоря о миграционной политике, Путин повторил то, о чем уже писал в своих статьях в период предвыборной кампании. Уже давно было понятно, каким образом позиции власти устаканились по этой повестке дня, сейчас президент еще раз это озвучил. Видимо, решение об ограничении на иностранное имущество для чиновников принималось непросто, и президент воспользовался посланием к Федеральному собранию, чтобы объявить о нем. Если сравнивать с прошлогодним посланием, то в выступлении Медведева было действительно очень много нового. То, как это реализовалось, отдельный вопрос, но там было о чем говорить. Здесь сказать не о чем. Тонкие-тонкие акценты были расставлены по-новому, но это не важно.
Роберт Шлегель, депутат Госдумы от «Единой России»
Мы не видели Путина в этом качестве (президента) практически пять лет. Это другой Путин, другие слова. В речи много объединительных мотивов, и очевидно, что он, осознавая свою роль в истории, задал вектор развития страны на ближайшие как минимум 10 лет. Я могу сказать, что это речь человека, который готов выдвигать свою кандидатуру еще на один срок, если потребуется. И, заметьте, Путин как раз и сосредоточился на внутренней политике. 
Путин знает и понимает проблемы, которые есть в стране. Он продемонстрировал, что готов идти на разумные компромиссы, слышать противоположную точку зрения и учитывать ее. 
Очевидно, что главный сигнал был послан элитам, которые должны быть ориентированы на то, чтобы быть гражданами России, особенно это, наверное, касается тех бизнесменов, которые благодаря недрам страны смогли заработать свое состояние. Патриотизм в том и состоит, чтобы не вывозить деньги из страны, а развивать ее. Это демонстрирует, что президент – государственник, а не человек, который просто думает, как бы ему «раздуть» бюджет и продержаться в своем кресле 5 лет. Он мыслит стратегически. 
Мне пока не ясно до конца, как может быть реализована идея о дисквалификации госслужащих на основе оценки их работы гражданами. Однозначно должен разрабатываться законопроект, в котором будут прописаны четкие критерии: возможно, количество жалоб и обращений, разумные сроки выполнения работы, ее качество.
Что же касается возврата к смешанной системе выборов, то, видимо, мы частично вернемся к той системе, что была раньше: половина депутатов одномандатников, половина – по партийным спискам. С учетом возможности блоков выборы парламента будут похожи на немецкую систему, например. 

Александр Кынев, ведущий эксперт ассоциации «Голос»
Речь была довольно предсказуемой – и в политической части, которая была очень большой, и в экономической. По большому счету это было перечисление достижений и тех идей, которые и так обсуждались в течение длительного времени. Что касается идеи со смешанной системой выборов в Госдуму, давно было понятно, что к этому дело идет, сейчас это просто было публично объявлено. 
Понятно, что речь идет о не связанной смешанной системе, которая этой власти выгодна. На самом деле смешанная система существует двух видов – связанная и несвязанная, отличаются они тем, что при несвязанной системе, какая у нас была и, видимо, будет снова, мандаты делятся отдельно по спискам и отдельно по округам, и эти части не влияют друг на друга. При связанной системе получение мест по списку зависит от того, сколько партия выиграла в округах, чтобы не было гиперпредставительства партии в парламенте. Соответственно, если в округах выиграно слишком много мандатов, то в мандаты по спискам вносят элемент коррекции. Если оценивать аудиовизуальные ощущения от послания, то оно было очень слабым и вымученным, в нем не было какой-то внутренней силы, драйва. Наоборот, ощущение усталости, неспособности сформулировать каких-то явных позывных идей, которые могли бы увлечь за собой людей и внушить какую-то надежду, особенно в условиях очевидного глубинного недовольства по многим позициям. 
Такое ощущение, что власть сама не очень понимает, что ждет страну и что в этой ситуации делать. Ощущение какой-то глубинной неуверенности, непонимания горизонтов будущего, неспособности сформулировать четкую стратегию. То, что мы наблюдали в последний год, было сплошной тактикой, мерами гашения насущных проблем. Послание только усиливает это ощущение, что все распадается на какие-то мелкие частности, но за этим не видно главного.
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
Мне кажется, ничего существенно нового мы от президента не услышали. Главный тезис послания сводится к тому, что стране не хватает духовных ценностей. Видимо, материальные ценности уже потреблены правящей элитой в том объеме, когда наступает пресыщение, хочется ценностей каких-то других. Как в старом анекдоте, когда идет совещание, а большой руководитель говорит: «Вот, мы все уже обогатились, пора подумать и о людях». На что его заместитель отвечает: «Да, наверно, душ по двести-триста нам бы не помешало». Примерно в таком духе выдержано сегодняшнее послание Владимира Путина, абсолютно бессодержательное и не влекущее за собой никаких политических последствий. Пожалуй, единственное, что было интересно во время послания, это мониторинг походки Владимира Владимировича и того, как он говорил, постоянно опираясь одной рукой на трибуну. Я думаю, что после сегодняшнего мероприятия в Георгиевском зале Кремля вновь активизируются разговоры о том, что состояние здоровья главы государства далеко от идеального, а значит, обострится борьба его потенциальных преемников.

О миграционной политике Владимир Владимирович говорит не в первый раз, и миграционная политика у нас очень противоречива. Так, предложенный недавно закон, согласно которому граждане бывшего СССР, независимо от степени их интегрированности в русскую культуру, получат доступ к российским паспортам, противоречит заявленному Путиным. Что касается иностранных активов чиновников, то Владимир Владимирович – человек с тонким чувством юмора, которое мы всегда ценили, и кому, как не ему, знать, что вся иностранная собственность чиновников на них не оформлена – она оформлена либо на их родственников, либо на юридические лица. Это предложение абсолютно лишено практического смысла. А говорить о том, что российская политика не должна финансироваться из-за рубежа, равносильно тому, чтобы говорить, что мы не должны дышать иностранным воздухом. Вся российская политика так или иначе финансируется Америкой, в том числе сам Владимир Путин, ведь если бы не скачок цен на нефть, обусловленный во многом американской экономической политикой, то был бы Владимир Владимирович уже не в Кремле, а в каком-то другом месте. Главный результат послания – оценка его осанки.

Александр Агеев. Зампред Комитета по конституционному законодательству Думы. «Справедливая Россия»
Для меня была очень приятной его поддержка наших инициатив об иностранной недвижимости и счетах чиновников, а также по поводу налога на роскошь. Мы видим, что наша работа не напрасна, мы помогаем формированию качества власти, нас слышат.  
И я думаю, что мы идем в правильном направлении. Большинство из инициатив президента мы в целом поддержим. Но, на наш взгляд, правительство просто не способно реализовать то, что озвучил президент в своем послании. Слишком слабо. 
Особенно важно, что все послание президента было пронизано инициативами по борьбе с коррупцией. Это говорит о том, что все те уголовные дела, которые были возбуждены сегодня, носили не разовый характер. Иначе он о них вообще бы промолчал. Тем более что система власти вся погрязла в коррупции, а недоверие к чиновникам крайне высоко. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий