суббота, 9 февраля 2013 г.


обсуждение темы Сталинграда. Буквально в четверг была передача… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Поединок». 

К. ЛАРИНА – В которой как всегда свой Сталинград во всех смыслах защищал Александр Андреевич Проханов. Ему противостоял Александр Архангельский. И что смешно, и совсем шизофренично, как Ира заметила у себя в фейсбуке, что параллельно на канале «Культура» заканчивался показ фильм «Жизнь и судьба», посвященный Сталинградской теме в большей степени и вообще этому периоду в нашей истории. И было такое обсуждение горячее потом в студии после показа. И это конечно для человека, который случайно окажется… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слабого. 

К. ЛАРИНА – На территории РФ какого-то марсианина он конечно обалдеет. Плюрализьм, дорогая. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, главное, что это было не единственное обсуждение в программе «Поединок», не единственная дискуссия на эту тему. Это была дискуссия в «Воскресном вечере» у того же Соловьева. 

К. ЛАРИНА – А там кто? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там тоже участвовали тот же Проханов, тоже Саша Архангельский, Сванидзе, там много было народу, сейчас всех не припомню. Веллер. И соответственно были такие же позиции, Проханов говорил о том, что Сталин это храм, космос, это то, куда мы должны стремиться, ну он любит же говорить витиевато, очень красиво и совершенно просто безумно. Веллер, соглашаясь с тем, что конечно все там нечисто в случае со Сталиным, тоже говорил о необходимости символов, что Сталинград никоим образом не увязывается в голове большинства наших сограждан с конкретным именем, а исключительно с битвой. Ну и соответственно Архангельский и Сванидзе высказывали другую точку зрения, что это будет если и когда, не дай Господь, будет осуществлено переименование, то это будет означать не просто переименование города и смену имени, а это будет означать возврат к курсу тому же. Возврат на ту же точку, от которой мы пытались мучительно уходить, уползать и, тем не менее, проходят десятилетия и все, а возвращаемся все в одну и ту же точку. Дальше была на эту же тему программа в «Госдепе-3» у Ксении Собчак. Возможно, ты это видела. Там эту тему обсуждали Ира Ясина и Холмогоров. Это из того, что только я видела. Вероятно, еще были какие-то на эту тему движения. 

К. ЛАРИНА – Чем ты объясняешь эту вечно зеленую тему? 

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, честно говоря, склонна согласиться с теми, кто говорит, что это опять такой вброс помимо того, что народ любит такие темы, и начинается опять обсуждение о необходимости твердой, нетвердой руки и всемирно историческом значении этого сатрапа, но помимо всего прочего это отвлечение внимания от чего-то актуального и насущного. То есть подбрасываются темы, возбуждается в первую очередь либеральная интеллигенция, это долго муссируется, обсуждается. А на самом деле, в общем, ничего не происходит. Только лишь подбрасываются дровишки в этот костер, который то затухает, то опять начинает гореть ярким пламенем. Вряд ли все равно придет кому-то в голову действительно осуществить это переименование больше чем на 2 или сколько на 6 дней в году, что само по себе тоже конечно абсолютно безумная идея. Но опять же в этом нынешнем векторе нашего сегодняшнего развития и существования. Вот действительно как будто кто-то специально придумывает, давайте вот больше ада, больше треша, больше какого-то безумия, которое еще больше раскалывает людей. 

К. ЛАРИНА – А раскалывает именно советское прошлое. Это очень благодатная тема. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Оно будет раскалывать… 

К. ЛАРИНА – Даже если с точки зрения рейтингов смотреть, поскольку люди же думают, какие темы народ возбуждают, что будут смотреть, конечно же, даже при всей «любви» к проблемам ЖКХ, эта тема никогда по сути такое количество людей не привлечет. Хотя это касается каждого, безусловно… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она привлечет, если они придумают что-то такое, что заденет уже действительно личный карман каждого. Тогда только это не будет обсуждением. Тогда будут уже массовые выходы на улицу и перекрытие дорог. 

К. ЛАРИНА – Я просто с точки зрения телевидения. СМИ. Безусловно, любая история, связанная с историей советской, будь то Сталин, Ленин, советская власть, советский гимн, так взять сейчас тему, сказать, что, допустим, просит какой-нибудь Илья Пономарев в ГД инициирует законопроект об отмене гимна Александрова. И постарается каким-то образом из этого сделать предложение, обсуждение. Ты представляешь, что здесь будет. Это будет такое вообще выше крыши. Будет зашкаливать всех. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Потому что это еще ложится все на эту почву невежества. Сколько бы ни говорили об этом советском прошлом, все равно в большинстве своем это историческое невежество и преобладание мифов над фактами, безусловно, преобладает в головах людей. Особенно людей, уже совсем старшее поколение даже мы не будем обсуждать, они хотя бы имеют еще какое-то право на то, чтобы говорить, что с этим именем они жили, умирали и прочее. 

К. ЛАРИНА – Буквально вчера я прочитала в твоей газете в «Новой» по этому поводу реплику П. Е. Тодоровского. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другое дело. 

К. ЛАРИНА – Который ветеран войны, который прошел войну, знает, что это такое. Который сказал, что никогда в жизни не то что на 6 дней, ни на секунду нельзя это имя возвращать городу. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Но ты же понимаешь, что П. Е. Тодоровский не является основным типичным представителем, как писали в сочинениях, этого поколения. 

К. ЛАРИНА – Они разные эти люди. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они разные. Но я даже оставляю сейчас за рамками это поколение, которому далеко за 80 и действительно их осталось мало. Костяк составляют люди уже совсем другого поколения, которые сами не пережили этого, даже если их родственники переживали, то они сегодня все равно сегодня почему-то оправдывают, как говорит Проханов. У меня там масса репрессированных, но я все равно не то что Сталина люблю, но отдаю ему должное. 

К. ЛАРИНА – Любит, любит. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он восхищается, чуть ли ни богом его называет. И так далее. Поэтому как бы ни часто повторялись эти темы, дискуссии, все равно это историческое невежество оно сохраняется, и оно никак не преодолевается. 

К. ЛАРИНА – А как же так. Кормят, кормят. Книжки читают… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто это книжки читает? 

К. ЛАРИНА – «Исторические хроники» показывают. Боже мой, вон «Жизнь и судьбу» показали лишний раз. Почему же это не имеет никакого воздействия на общественное мнение. На мнение большинства, на мнение обывателя скажем так. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Жизнь и судьбу» показали во второй раз на канале «Культура», в основном для той аудитории, которая и без «Жизни и судьбы» все это прекрасно знает. И примерно таких же позиций придерживается. И ее не нужно лишний раз убеждать и агитировать. Когда показывали первый раз на канале «Россия», насколько я помню, рейтинги не особо были какие-то прекрасные. 

К. ЛАРИНА – К сожалению, у хороших фильмов не особо высокие рейтинги. Большая редкость бывает, когда попадает. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что основная зрительская масса при всем то, к сожалению уже приучена к тому, что кино должно быть очень простым, лапидарным, или это должна быть обязательно сказка, это особенно ценится. Условно про Золушку, которая становится в какой-то момент принцессой и так далее. С непременным каким-то хэппи-эндом. Тяжелое драматическое, тем более основанное на исторических событиях кино, безусловно, не имеет шансов на массовый успех. Хотя это ощущение шизофрении возникло, когда я с одной стороны смотрю «Жизнь и судьбу», подглядывая, а с другой стороны на другом экране или мониторе эти дискуссии. И когда ты видишь там, что творилось, даже там в Сталинграде и именно там, причем с теми самыми воинами, солдатами, офицерами… 

К. ЛАРИНА – Самое страшное кино в этом смысле у Сергея Урсуляка, было пострашнее, пооднозначнее и побеспощаднее по отношению к этому времени. Уж такое показывали. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но при этом все равно, когда мы видим, как победителя, солдата, офицера, человека, который действительно своей кровью, жизнью отстоял этот город, когда начинают их прессовать, когда того же комиссара Крымова избивают до полусмерти и так далее, и потом ты смотришь дискуссию, когда говорят – и все равно Сталинград это исключительный подвиг и все там погибали с именем Сталина, ну думаю, что далеко не все, погибали некоторые с именем Сталина, только не на полях сражений, а исключительно в казематах Лубянки или не Лубянки. Там в каждом городе своя была Лубянка, море Лубянок. 

К. ЛАРИНА – Ира, давай сразу дальше пойдем, потому что много тем для обсуждения нам слушатели предлагают и зрители. Вот Вячеслав Хроминков уже не первый раз задает вопрос, и я кстати им тоже озаботилась, хотела тебе его переадресовать, может быть ты знаешь. А что стало с премией Владислава Листьева. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она тихо… она утонула. 

К. ЛАРИНА – Это было один раз и громко. И все? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку мы знаем, что выступление Леонида Парфенова на первой премии, это какой был год… 

К. ЛАРИНА – Два года назад. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Больше уже. 

К. ЛАРИНА – Неважно. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Года три, наверное, премия Листьева была создана я так понимала и многие так понимали, что как бы в противовес ТЭФИ, объединились профессионалы в свое жюри в том числе те, которые вышли демонстративно из национальной премии, из конкурса ТЭФИ. НТВ, например, РТР и решили определять лучшего из лучших. Но поскольку первый же опыт обернулся, в общем, мягко говоря, скандалом, с тех пор ни разу никто к этой идее, к этой теме не возвращался. 

К. ЛАРИНА – А получается, слушай, у меня закралась мысль. А вдруг это была специальная постановка. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чтобы Леня выступил. 

К. ЛАРИНА – Да, то есть организовали такой спектакль, специально выстроили все декорации… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это красивая идея. 

К. ЛАРИНА – … для выступления Леонида Парфенова. Это тоже конечно мистификация получилась. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И как будто бы наш аналог фильма «Спокойной ночи и удачи», Мерроу, чтобы он произнес примерно такую же речь. О плачевном состоянии нашего телевидения. Да, это красивая идея. 

К. ЛАРИНА – Тогда тебе задам следующий вопрос. Тоже мы с тобой эту тему не обсуждали. Но я думаю, что поскольку улеглись уже страсти, можно и это обсудить. Это история с Антоном Красовским, которого его работодатель Сергей Минаев это Контр-ТВ, Интернет-телевидение, которое создано было на деньги кремлевские, кремлевский проект, и никто этого не скрывал, он назвал Антона Красовского своим Леонидом Парфеновым по аналогии с тем самым выступлением. Есть у тебя основания каким-то образом согласиться с такой аналогией. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, я бы не согласилась с такой аналогией. Хотя конечно то, что сделал Антон Красовский, на мой взгляд, достойно уважения. Потому что мы знаем, что он вел в этот момент программу, посвященную этому гомофобскому закону. 

К. ЛАРИНА – Не так. Это была другая программа. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне показалось, что они обсуждали это. 

К. ЛАРИНА – Сначала была программа, которая называется «Обойма». 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. 

К. ЛАРИНА – Там не было каминг-аута. Это было в другой передаче. Эту передачу я посмотрела, обсуждение гомофобского закона, которая конечно произвела сильнейшее впечатление. Мы сейчас говорили про какие-то юридические нормы, касающиеся телевизионных выступлений, вот здесь просто на каждого человека, который высказывался за закон, запрещающий гей-пропаганду, можно заводить уголовное дело по большому счету. Потому что там просто фашистские выступления были. И вплоть до конкретных оскорблений и чуть ли ни до рукоприкладства доходило. Омерзительная получилась передача. Я понимаю, что ему там было плохо. А вот свое признание он сделал в другой передаче, она такая, ее никто не видел, ее же смыли отовсюду, ее нигде нет. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. 

К. ЛАРИНА – Я так поняла, что это такое развлекательное ток-шоу, там были какие-то трансвеститы у него в гостях, насколько я поняла. И это было такое неожиданное признание в конце. Это буквально через… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто надо объяснить нашим слушателям, в чем заключалось признание. 

К. ЛАРИНА – Все это знают. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну кто все? Те, кто читают фейсбук и Интернет? 

К. ЛАРИНА – Почему, разве ты считаешь, что никто об этом не знает? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что наша основная масса слушателей этого не знает. 

К. ЛАРИНА – Да ей плевать на это. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда чего обсуждать. 

К. ЛАРИНА – Поэтому я у тебя спрашиваю. Мне интересно твое мнение. А не мнение слушателей в данном случае. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто мы обсуждаем тогда то, что непонятно нашей аудитории. Что человек признался в своей ориентации. 

К. ЛАРИНА – Нетрадиционной. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Уже трудно сказать, традиционной, в общем, короче говоря, он откровенно сообщил, что он такой же человек, как и все, несмотря на свою, как ты говоришь нетрадиционную ориентацию. 

К. ЛАРИНА – Он сказал: я гей, но я такой же человек, как Путин, Медведев, депутаты ГД, и вся администрация. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. В наших условиях на это требуется огромная отвага, тем более что сразу после этого мало того, что передачу смыли, но насколько я понимаю, Антона Красовского немедленно уволили. И естественно, тут же началась война, даже в своей среде. Которая одна пинала ногами, другая восхищалась. Я далека и от первого и второго, я просто понимаю, что этот поступок требует в нынешней ситуации смелости. Никто, в общем, не требовал от него никаких признаний и такого рода. Он посчитал это необходимым, потому что видимо, в какой-то момент человека достает вот такое отношение и то, что действительно, как он потом сказал в интервью Ксении Соколовой на Снобе, что невозможно все время скрывать от других, пугаться, прятаться и стесняться самого себя. Да, в наших условиях то, что, в общем, совершенно естественно, человек сам вправе решать, с кем ему жить и так далее, но в наших условиях это приобретает некоторый облик подвига. 

К. ЛАРИНА – То есть, правильно ли я понимаю, завершая перед новостями, что это первый случай в истории нашей, когда человека увольняют за то, что он является представителем нетрадиционной сексуальной ориентации. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - По факту получается, что так, потому что до этого никто, видимо, не собирался его увольнять, потому что он там был чуть ли ни главным редактором. 

К. ЛАРИНА – То есть таким образом он может в суд подать за дискриминацию. Как это происходит иногда в западном обществе. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И напороться на этот закон, хотя он еще и не принят. Но будет принят. 

К. ЛАРИНА – Ничего не пропагандировал. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему, скажут, что это и есть пропаганда. 

К. ЛАРИНА – Хотя он сказал, что он такой же, как Путин. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он сказал, что я такой же человек, а все услышали, что такой же, как Путин и начали строить разные предположения насчет уже Путина. 

К. ЛАРИНА – И Путин испугался. Именно поэтому его и передачу смыли. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Путин прямо вот задрожал и просто спрятался в лесу. 

К. ЛАРИНА – Но кое-кто, как я поняла из этой истории, поскольку он там перечислял не только Путина с Медведевым, но депутатов и администрацию, мне кажется, кое-кто из перечисленных испугался. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так надо наоборот было его тогда холить, лелеять, и дать ему вообще федеральный канал, чтобы он других признаний уже не делал. 

К. ЛАРИНА – Новости, потом продолжим. 

НОВОСТИ 

К. ЛАРИНА – Продолжаем разговор. Я хотела прочитать несколько реплик наших слушателей. Я смотрю, дорогие друзья, те, кто пишет и на sms-ленту и на фейсбук, так что не волнуйтесь, обязательно задам какие-то вопросы вслух в эфире. Прочитаю ваши какие-то суждения. Давайте, Федор пишет: «Мерзким был «Поединок». Полный пиар прохановского мракобесия о Сталине с фальшивым пафосом и натужными героическими трелями о Сталинграде. С полным умалчиванием преступлений сталинизма на войне. Намерено был подобран слабый противник Проханову – Александр Архангельский. Который был призван показать слабость, убогость и никчемность нехороших либералов, покушающихся на наши прекрасные основы. Архангельский вяло сопротивлялся, был неубедителен. Короче, задача выполнена, мракобесие пропиарено». То, что увидел зритель Федор Зазымкин, который написал в фейсбук. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно прокомментировать? 

К. ЛАРИНА – Конечно. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно не согласна. Проханов победил бы по-любому. Кто бы там ни был. Мы это тысячу раз видели. И, по-моему, был единственный случай, когда Проханов проиграл, я не помню, правда уж кому. Потому что он озвучивает ожидаемые то, что многие хотели бы услышать. Плюс мы много раз об этом говорили, даже если предположить, что действительно идет честное телевизионное голосование, я склонна верить своим коллегам, то мы знаем примерно, какая категория зрителей любит звонить в такие эфиры и голосовать. Причем иногда по несколько раз с разных видимо, номеров. То, что Александр Архангельский был умен, тонок, убедителен, я абсолютно его так воспринимаю, потому что он… 

К. ЛАРИНА – Я думала ты скажешь, я его так воспитала. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я его так не воспитывала. Он сам по себе так воспитался. Это один из самых блестящих, на мой взгляд, интеллектуалов сегодняшних и другой вопрос, что эта манера и эта система аргументации она очень многими не воспринимается и более того, воспринимается слабостью. Если человек не визжит, не брызгает слюной, а говорит убедительно, спокойным голосом и не размахивает руками. Поэтому для той аудитории, которая такого типа аргументы воспринимает и такого уровня попытки, по крайней мере, такого уровня дискуссии, конечно Архангельский был убедителен. И конечно он победил для этой части аудитории. Увы, у нас аудитория в большей степени электорат, скажем так, А. А. Проханова, нежели Саши Архангельского. 

К. ЛАРИНА – Еще про одну передачу. Дмитрий Зинзиров пишет: «Посмотрел с удовольствием по ТВЦ Киру Прошутинскую с Ириной Лобачевой. Великолепно. Таких откровений я давно не слышал. Молодец. А в это время на Первом шел вечер, посвященный году до открытия олимпийских игр. Полный провал и это притом, что кажется это постановка Ильи Авербуха. Посмотрел «Грача»…», - ну дальше там про кино, неважно. Давай мы по поводу олимпийских игр. Это тоже еще один случай абсолютной шизофрении. Один случай мы продемонстрировали. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Исследовали. 

К. ЛАРИНА – Теперь второй случай, связанный с олимпийскими играми. Конечно, новостным сюжетом недели стала невероятная история в Сочи, где около трамплина Путин распекал свою свиту. И меня поразило, все-таки конечно вертикаль такая вертикаль, когда никто ничего не знает. Стоят взрослые люди, вице-премьеры, первые люди страны. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И озираются. 

К. ЛАРИНА – Типа, а кто это, а кто строил-то. А у него какая-то компания, а где он сейчас. А он кажется… на Северном Кавказе. Ой, да что вы, не он ли у нас вице-президент олимпийского комитета. Тут многие люди, я их тоже понимаю, которые отказываются верить в происходящее в то, что они видят своими глазами, они почему-то пытаются убедить и нас в том числе, что это был спектакль, такая была постановка. Ребята, вы слишком хорошо о них думаете. К сожалению это то, что на самом деле и происходит. И может быть это как раз самое страшное. Не борьба за наши права и свободы, не отношение к оппозиции, не Сталин, Сталинград и все советское прошлое вместе взятое. А вот это кошмарный, запредельный уровень непрофессионализма, раздолбайства, который демонстрируется на самом высоком уровне. Если это все рухнет и карточный домик, о котором мы еще сегодня поговорим. Вот это будет самое жуткое. Была демонстрация чего, - вот этого кошмара. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты знаешь, у меня такое ощущение, что те, кто делали этот сюжет, они даже до конца не поняли, что произошло. Потому что, судя по всему, действительно фраза вспоминается знаменитая Горина – «сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Так вот все-таки намечались торжества. Почему приехал туда Путин и вся остальная камарилья. В том числе председатель международного, камарилья условно, вся эта компания, международного олимпийского комитета. Потому что принято, видимо, так, что когда остается год ровно до Олимпиады, это событие отмечается, после чего часы начинают, я думаю, что мы еще сойдем от этого с ума, нам отстукивать, отсчитывать вот этот обратный отсчет времени до Олимпиады. 

К. ЛАРИНА – То есть все было подготовлено для торжеств. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для торжеств. 

К. ЛАРИНА – Все программы построили, программа Зеленского «Прямой эфир» была посвящена, такой абсолютный был апофеоз, как будто мы уже всех победили. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Торжество российского мало того, что еще недоказанного, тем не менее, олимпийского движения, но и строительство, наша Олимпиада, наши помидоры самые зеленые помидоры в мире. Наша Олимпиада самая дорогая Олимпиада в мире. Почему-то это выдается как совершеннейшее достоинство. 

К. ЛАРИНА – И вот такой облом. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И дальше повели показывать. И очевидно, показывали и говорили: супер, прекрасно. И вдруг дошли до этих трамплинов, и тогда Путин начал задавать вопросы. Я сомневаюсь, что постановка, потому что видно было, что он в ярости, еле сдерживает себя. Когда он начал все слышали задавать, почему не готово. 

К. ЛАРИНА – Ира, я знаешь, что вспомнила сразу, историю после трагических событий в Домодедово. Это было при другом президенте. При президенте Медведеве. Когда после всех событий они долго не могли выяснить, кто владелец аэропорта Домодедово. Это стратегический объект страны. Аэропорт международный. Второй по классу после Шереметьево в стране. И они не знают, первые люди страны, кто владелец. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, ты видела вчера сюжет на «Дожде», когда выяснилось, что там два брата. Ахмед Билалов, по-моему, и Магомед. И вот ответственность за эти строительства и срыв сроков сдачи и удорожание, как я поняла из этого сюжета вот этих трамплинов это ответственность этого Магомеда, но почему-то под раздачу попал Ахмед. 

К. ЛАРИНА – А какая разница. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже совершенно действительно неважно. Ахмед, Магомед. Но конечно, это феерический был диалог, который невозможно вообразить. Это же долгий сюжет. Когда он сказал в результате, услышав сумму, сколько стоил раньше… 

К. ЛАРИНА – Хорошо работаете. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Миллиард 200, а сколько стало. Есть удорожание? Да, сказал Козак, восемь. Он говорит: молодцы, ребята, хорошо работаете. То есть это все увидели, запомнили. Поняли, что совершенно беспрецедентное происходит там. И по деньгам и по срокам. По всему. 

К. ЛАРИНА – Судя по всему и по качеству. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, да. И вдруг, хотя это все произошло в один день, но Первый канал показывал это вчера. И он был в программе запланирован. 

К. ЛАРИНА – А после этого было торжество, отсчет времени начался. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И надо иметь в виду, что это было ровно в этот же день, просто его показывали через день на Первом канале в пятницу. Ледовый праздник, посвященный году до того, как откроются олимпийские игры. И о, чудо, сидят на трибуне… 

К. ЛАРИНА – Те же люди. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Те же люди. Только что просто распекавшие, уничтожавшие своих чиновников президент, они же, и вице-премьеры и все. 

К. ЛАРИНА – Похоже на дурную пьесу. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все ликуют, очень я смеялась, когда на льду представляли по типу лондонской Олимпиады, помнишь, на стадионе история Англии, строительства и вот здесь тоже появились фигуристы на коньках, люди в касках строительных, жилетах. Которые начали какими-то циркулями показывать, как они строили олимпийские объекты. 

К. ЛАРИНА – То есть строители. Это как в Большом театре… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какие-то конструкции над головой поворачивать. Я представила, как было бы эффектно, если бы так они, как в мультфильмах и фильмах фигуристки вычеркивают такие восьмерочки, то есть циферки, как было бы мило, чтобы еще и стоимость объектов они бы вычертили на льду. Но самое главное, да, был потрясающий замечательный совершенно по такой теплоте и пафосу, гордости за все, что происходило спортивный комментатор Владимир, по-моему, Гомельский. И, наконец, началась официальная часть. Появился тот же самый Владимир Владимирович Путин, который начал говорить и тут уже это дошло до такого апофеоза. Потому что он сказал, что работа, которая сегодня ведется в Сочи и пригородах, не имеет аналогов ни в мире, клянусь, я вот прямо, ни в мире, ни в России, она беспрецедентная. Я поняла, что… 

К. ЛАРИНА – А он не знал, что до этого было? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему, судя по тому, как он утром говорил, он абсолютно то же самое, признал, что это беспрецедентно. И, безусловно, не имеет аналогов ни по стоимости, ни по качеству. Наверное. Ни по чему. И эта вся картинка, которая сложилась из сюжета и из этого ледового празднования конечно совершенно шизофренична. Потому что это абсолютное такое двоемыслие. 

К. ЛАРИНА – Это мир абсурда уже в кубе. Абсурдистская страна абсолютно. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что это плюрализм в одной голове. Ты говоришь, плюрализм. В одной голове. Человек смотрит тот же ящик. До этого естественно, все начали обсуждать не только либералы, которые у всех чиновников притча по языцех, но и люди простые, до которых эти аргументы как раз очень хорошо доходят. Эту безумную стоимость. Наша коллега Юлия Мучник, например, написала, что 8 млрд., которые только на одни трамплины уже потрачено, но при этом они еще не сданы, это пятая часть бюджета всей Томской области. Кто-то уже посчитал, что на деньги, которые потрачены на Олимпиаду, можно чуть ли ни каждому второму россиянину купить айпад, компьютер, еще что-то. И вдруг… 

К. ЛАРИНА – Ты против Олимпиады? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты знаешь, я не могу быть против, потому что, в конце концов, мало ли против чего еще я, мне просто представляется достаточно порочной сама по себе идея проведения таких безумных дорогостоящих мероприятий в стране, где по-прежнему огромное количество людей живет за гранью иногда не просто черты или как называется бедности, а просто в нечеловеческих условиях, не все ветераны войны еще получили квартиры. У нас совершенно безумие с дорогами. Мы все это знаем, с инфраструктурой везде. Да в самом регионе… 

К. ЛАРИНА – То есть ты против. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю еще раз, я не против, я просто не понимаю, вернее так, я считаю, что есть некие приоритеты у каждой страны. Ты вначале накорми, обуй, одень, дай всем жить, нормальные условия, вылечи детей в первую очередь, обеспечь старикам счастливую старость, а потом ну ради бога, хоть Олимпиада, хоть я не знаю что. Мне так кажется. 

К. ЛАРИНА – Зато какое огромное количество людей станет жить лучше. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да где же? 

К. ЛАРИНА – Как это? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - В администрации? 

К. ЛАРИНА – Которые обогатились. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так они и так неплохо живут по сравнению… 

К. ЛАРИНА – Там же у них у каждого есть семья, большая, друзья. Ну как-то человеку будет лучше. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Последний раз была я… 

К. ЛАРИНА – …Олимпиаду как самые счастливые дни своей жизни. Вернее период строительства. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, если только потом это благополучие не обвалится… 

К. ЛАРИНА – А уже будет все равно. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Скощуха выйдет. 

К. ЛАРИНА – Скощуха выйдет сама собой. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну понятно, я была, по-моему, года два назад теперь уже в Сочи и каждый, кто вез, таксист, люди, с которыми так или иначе приходилось обычные сочинцы, разговаривать. Они были, в общем, в ужасе от того, что творится. И хотя, казалось бы, их патриотизм, все флаги будут в гости к ним. Они рассказывали о том, как изменился уже климат из-за того, что там нарушена какая-то роза ветров. Я плохо в этом понимаю, но они просто доказывали это с фактами на руках. О том, как именно с каким качеством ведется строительство, о том, что эти замечательные совершенно возможно спортивные сооружения, курорты они вряд ли кому здесь будут нужны, потому что стоимость будет их такова, что людям обеспеченным нет смысла ехать в Сочи, они могут поехать в Куршевель. А люди менее обеспеченные с меньшим уровнем достатка… 

К. ЛАРИНА – Даже не подойдут к забору. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не подойдут, потому что это будет дороже. 

К. ЛАРИНА – Дорогая Ирина Евгеньевна, у нас времени остается все меньше и меньше… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Короче говоря, я считаю, что вначале накормите, а потом уже соревнуйтесь. 

К. ЛАРИНА – Отметьте это дело. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, а потом отметьте. 

К. ЛАРИНА – Итак, внимание телефон прямого эфира 495-363-36-59. Давайте успеем несколько звонков принять от вас. Абсолютно разные темы, что вас волнует, все, что вы хотели спросить, на что бы вы хотели обратить внимание из того, что видели по телевидению и о чем мы сегодня еще не разговаривали. Милости просим, плохое, хорошее, все равно. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро. Александр Михайлович. Внимательно слушаю, с какими-то выводами не очень согласен. Первое, во-первых, запомнился мне вечер Владимира Зельдина.… Что интересно, вы заметили, закончился в 8 часов вечера, вместо 9, думаю, почему же так. Оказалось Первый канал решил показать биатлон в прямом эфире, что никогда за последние 50 лет не было. Обычно футбол у них. А тут видимо, все-таки надеялись на победу в эстафете, не получилось. Просто удивительно, что решили вот так… Что касается Олимпиады… Ни одна Олимпиада не была рентабельна. Теперь раз в это дело ввязались, надо конечно доделывать. 

К. ЛАРИНА – Подождите. Это уже мы поняли. А можно еще раз вернуться к первой части вашего рассказа. Про какой вечер вы говорили? 

СЛУШАТЕЛЬ – Вечер Владимира Зельдина, 98 лет. В прямом эфире «Пусть говорят». 

К. ЛАРИНА – Понятно. Спасибо большое. Ради бога, извините, потому что нет времени. Про вечер скажешь? 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, очень хороший был действительно не вечер, а программа «Пусть говорят». Это тот самый формат, в котором Малахов Андрей действительно умеет очень тепло работать. Но в первую очередь, безусловно, восхищение вызывает сам Владимир Зельдин. Который просто демонстрирует какие-то невероятно… 

К. ЛАРИНА – Это было «Пусть говорят» или… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. 

К. ЛАРИНА – Там еще есть «Сегодня вечером». 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это я тебе повторяю, было на этой неделе то ли в среду, то ли в четверг в формате «Пусть говорят». 

К. ЛАРИНА – Следующий звонок. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Можно попасть к Лариной? 

К. ЛАРИНА – Мы уже здесь все с вами. Пожалуйста. Говорите. 

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Зовут меня Александр, я из Тулы, 66 лет. Хочу поделиться с вами одним отличным фильмом. «Однажды в Ростове». Посмотрел его в электронном виде. Но боюсь, не увидит его большинство телезрителей на экране. 

К. ЛАРИНА – У нас был в гостях продюсер этого сериала Сергей Жигунов и… 

СЛУШАТЕЛЬ – Я после этого и посмотрел. 

К. ЛАРИНА – И он тоже такие опасения высказывал, потому что напомним, что это рассказ о страшных событиях в Новочеркасске. В 1962 году, о том, каким образом произошло это восстание, это конечно, закрытая абсолютно страница в нашей истории, одна из закрытых страниц. И ужасно обидно, что эту работу пока массовый зритель не увидел. 

СЛУШАТЕЛЬ – Но фильм потрясающий. 

К. ЛАРИНА – Спасибо. Очень хорошо, что вы сказали. Тем более что он действительно есть в свободном доступе. В интернет-пространстве и вы можете его посмотреть. Он абсолютно доступен. Работа действительно потрясающая. Она сильно очень действует эмоционально. Алло. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это Владимир из Санкт-Петербурга. Я хотел поддержать вас, сказать, что я тоже посмотрел Соловьева вечер, Архангельский, Проханов. И хотел сказать, что Архангельский был гораздо сильнее. Просто был не такой напор как у Проханова, особенно концовка, Соловьев, наверное, впервые скажем так, поддержал демократическую точку зрения, и задал Проханову такой вопрос, на который тот даже ответить не смог. Что в принципе американцы добились того же, что Советский Союз. Вышли в космос, разгромили и Гитлера и Японию. Все то же самое, но только никого не уничтожая. Без концлагерей. И Проханов просто сел в лужу. Он хлопал губами и ничего сказать не мог. Это меня поразило. И вторая, вы говорите очень интересная вещь, были проведены опросы социологические ВЦИОМа и ФОМа, как в Волгограде, так по всей стране. Так вот и там и там количество людей, которые хотят переименовать, в два раза меньше, чем те, которые категорически против переименования, что в Волгограде, что по всей стране. 

К. ЛАРИНА – Но насколько я знаю, я вчера эти цифры произносила в эфире с Николаем Сванидзе. По-моему 30% волгоградцев не против переименования. Или у вас другие цифры. 

СЛУШАТЕЛЬ – Другие. 

К. ЛАРИНА – Меньше. 

СЛУШАТЕЛЬ – И на телеканале совершенно другое голосование. То есть либо аудитория совершенно не соответствующая средней по стране. Либо какие-то фокусы с телефонным голосованием. 

К. ЛАРИНА – Да нет, я думаю, что аудитория массовая, которая смотрит такие программы, она достаточно предсказуемая. Ведь обратите внимание, всегда даже и в данном случае тоже, еще не начали говорить, никто не высказал свои позиции, ни один из дуэлянтов. А цифры уже бежали в пользу Проханова просто однозначно. Мы уж много раз это обсуждали, к сожалению, массовая аудитория она такая. 

СЛУШАТЕЛЬ – Но она не соответствует аудитории страны, вот что я хотел бы подчеркнуть. 

К. ЛАРИНА – Но будем на это надеяться. Спасибо большое. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом если объяснить тем же волгоградцам, во что, в какую копеечку влетит это переименование… 

К. ЛАРИНА – Наплевать им. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего не наплевать. Даже если люди представят, что им всем нужно поменять документы. Уже одно это будет, думаю, отрезвляющим. 

К. ЛАРИНА – Тот, кто хочет, чтобы у него в паспорте было написано Сталинград, тот пройдет все. Понимаешь? И будет счастлив этим… 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И умрет на пороге паспортного стола. 

К. ЛАРИНА – Зато он умрет как сталинградец. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно я быстро скажу. 

К. ЛАРИНА – Дай еще один звонок. Алло, здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. 

К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ – (ненормативная лексика) 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну вот, пожалуйста. 

К. ЛАРИНА – Нельзя так заканчивать. Нужно заканчивать на высокой ноте. Алло. Здравствуйте. 

СЛУШАТЕЛЬ – Ксения, Ирина здравствуйте. Меня Артем зовут, я хочу сказать о фильме «Мой класс», на канале «Культура» это было неделю назад. Тогда была девочка, когда мы вместе с ней работали, Екатерина Еременко. Это история физмата школы и как их разбросала жизнь. Как сложились судьбы этих людей, которые сейчас намного старше меня, им сейчас по 45 лет. И как потом обсуждали естественно, потому что это был Хотиненко. 

К. ЛАРИНА – Это было в рамках передачи «Смотрим и обсуждаем». 

СЛУШАТЕЛЬ – Абсолютно верно. И мне понравилась одна фраза, когда девушка сказала: посмотрите на тех, кто уехал. А там ровно наполовину, половина уехало, половина осталась. 

К. ЛАРИНА – В смысле из страны? 

СЛУШАТЕЛЬ – Девочка сказала: посмотрите на глаза тех, кто уехал. И на глаза тех, кто остался. Вот вам и различия. Очень редкий по нынешним временам, очень нежный фильм по отношению и к преподавателям и к тем людям, с кем Екатерина Еременко училась. Уже некоторых нет в живых. 

К. ЛАРИНА – Спасибо. Называется «Мой класс». 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, очень хорошая программа… 

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Так хотела высокую ноту получить. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я продолжу просто высокую ноту канала «Культура». Кажется, Артем зовут. С тем, что правда был очень хороший фильм. Цикл «Лия Ахеджакова. Обаяние отваги». В течение всех дней на этой неделе был, я сейчас не говорю о том, как сделано. 

К. ЛАРИНА – Мне не понравился закадровый текст. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже очень не люблю эту манеру. И тот же автор Галина Коршикова делала фильм о Росте, и тот самый случай, когда прекрасный самодостаточный герой, и почему-то это какая-то старая школа, когда автор не доверяет до конца своему герою. Не в смысле человеческом, а пытается еще проговорить какие-то смыслы. И только портит. 

К. ЛАРИНА – Это не старая школа. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это старая ,к сожалению. 

К. ЛАРИНА – У меня другая ассоциация была. У меня был ассоциация с этими задушевными профессиональными передачами Валентина Пиманова, Оксаны Пушкиной… Такой стиль сладкий паточный. Невероятно неприятный. И фальшивый. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - И те тоже усвоили эту прежнюю старую школу, когда говорят о чем-то высоком и прекрасном, обязательно еще нужно уточнить… 

К. ЛАРИНА – Зачем. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. 

К. ЛАРИНА – Она прекрасна и там, кстати, помимо самой героини были замечательные синхроны и ее партнеров и ее друзей. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. И Кирилла Серебренникова, и Володи Еремина. И кто только о ней там не говорил. Но тоже меня совершенно поразила одна вещь, что «Обаяние отваги» и все знают, что отвага Лии Ахеджаковой не только творческого плана, она еще и граждански активный человек. И то, что она там говорит, она часто говорит совсем не о том, что потом, чтобы смикшировать тему, пытаются приписать. Но особенно забавно было, когда она пришла на спектакль «БерлусПутин» и показывают фрагменты. И она говорит о рисках, которые они испытывают, и в этот момент… 

К. ЛАРИНА – Сам факт показа, что этот спектакль показали по телевизору. Это вообще фантастика. 

И. ПЕТРОВСКАЯ - Цинизм и эта трусость, в общем, заключается в том, что ни одного слова не прорывается, ни одного намека на то, что это за спектакль, и вот это самое конечно поразительное. При этом что фильм идет, и мы понимаем, что хочет сказать и говорит Лия Ахеджакова. Но даже на канале «Культура» все равно эта аккуратность, осторожность, дабы не дай господь ни на что такого не намекнуть. А намекается все равно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий