среда, 27 июня 2012 г.


Перед тем как поздравлять себя с созданием системы свободного предпринимательства, следует осознать, насколько наше общество уязвимо перед опасностью, именуемой «экстрактивной деятельностью»

Мы, наверное, никогда не узнаем, сколько украл Хосни Мубарак, находясь у власти. Один из так называемых экспертов даже полагает, что состояние свергнутого диктатора Египта и его семьи составляет более $40 млрд. Если это соответствует действительности, то его можно причислить к группе богатейших людей мира, поставить в один ряд с такими магнатами, как Карлос Слим (Carlos Slim), Билл Гейтс (Bill Gates) и Уоррен Баффет (Warren Buffett). В других оценках фигурируют гораздо меньшие цифры, однако все, так или иначе, считают его миллиардером.
Каково бы ни было реальное состояние семьи Мубарака, оно представляет разительный контраст с доходами подавляющего большинства египтян. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в Египте составляет всего $2,5 тыс. В странах Западной Европы и Северной Америки ВВП на душу населения исчисляется суммой, примерно равной $40 тыс., хотя по своим способностям и потенциалу представители египетской интеллектуальной и предпринимательской элиты могут поспорить с коллегами из любой страны мира.
Реальный ущерб, который наносят своим народам такие люди, как Мубарак, следует оценивать не только и не столько в суммах украденных ими средств. Трагедия заключается в том, что та система, которая позволяет им воровать, одновременно лишает других людей возможности наживать богатство, причем это касается не только их самих, но и всего населения государства.
В действительности то, что потенциальный египетский предприниматель, желающий стать новым Марком Цукербергом(Mark Zuckerberg) или Биллом Гейтсом, должен дать взятку в размере $100 каждому из десяти надзирающих чиновников для того, чтобы основать свой бизнес, обходится стране гораздо дороже $1000, т.е. тех сливок, которые снимают с подобного проекта бюрократы. Реальный ущерб намного выше, ведь здесь следует учитывать упущенную выгоду от предприятия, которое бизнесмен не смог создать в связи с несовершенством системы лицензирования, способствующей развитию коррупции. Тем временем, люди, способные стать успешными бизнесменами, вместо того чтобы выбрать поприще предпринимателя, ищут политической карьеры, стремятся во власть. Если коммерческая деятельность приносит только разочарование, а политическая карьера оборачивается стабильными доходами, то выбор, который сделает любой талантливый и предприимчивый человек, вполне очевиден.
Качество государственных институтов – вот ключевой фактор, влияющий на экономическое процветание страны. Вспомните, причиной того, что Западная Германия выиграла в соревновании с ГДР, стала не только превосходная кредитно-денежная политика ФРГ. Как указывают в своей новой книге «Почему страны терпят неудачу» (Why Nations Fail) Дарон Асемоглу (Daron Acemoglou) и Джеймс Робинсон (James Robinson), наличие успешных экономических институтов имеет огромную важность, так как они существенно ограничивают масштабы явления, именуемого авторами «экстрактивной деятельностью», а другими специалистами попросту «мздоимством», которое позволяет чиновникам присваивать материальные блага, созданные другими людьми.
«Государство – это я», - любил говорить французский король Людовик XIV. Когда вы являетесь государством, законы страны защищают в первую очередь вас, а все богатства, созданные ее народом, принадлежат вам. Наиболее опасными и злонамеренными преступниками часто являются сами властители, однако они вообще не нарушают закон, ведь они его контролируют. Г-н Мубарак, Стюарты и Людовик XIV создали общества, в которых богатство и власть принадлежали не тем, кто преуспел в коммерческой или другой подобной деятельности, а тем, кто являлся их родственниками, друзьями или оказывал им поддержку.
Решения их судов отбивали у людей охоту заниматься бизнесом, заставляли талантливых граждан искать счастья в тех видах деятельности, которые скорее душили экономический рост, чем способствовали подъему экономики. Сэр Томас Мор (Thomas More) и Оливер Кромвель (Oliver Cromwell) в других условиях, возможно, стали бы успешными руководителями крупных корпораций, однако они выбрали другое поприще для приложения своих сил, не видя никакого смысла в коммерческой деятельности.
Трактуя события несколько вольно, что, впрочем, позволительно для литературного произведения, г-да Асемоглу и Робинсон считают так называемую «Славную революцию» 1688 года в Англии переломным моментом новейшей истории. Парламент сместил с престола династию Стюартов и посадил на трон голландского коммерсанта и его жену, установив в стране конституционную монархию. Эти события позволили сформировать всеобъемлющую структуру институтов, которые способствовали построению демократического общества и помогли ограничить масштабы феномена, именуемого мздоимством.
Конечно, кое-кто из людей, приближенных ко двору, извлек для себя выгоду из предоставленных государством монополий. Такое положение вещей является сегодня вполне обычным явлением. В Египте – а также в России и странах Латинской Америки – мы часто видим политиков, выдающих себя за успешных предпринимателей, и бизнесменов, обязанных своей властью и финансовым успехом не тем ресурсам и видам деятельности, которые они помогали создавать, а тем, которые они контролировали, пользуясь своим влиянием в органах власти.
Провести четкую границу между хищнической и продуктивной деятельностью иногда бывает крайне трудно, однако необходимо проявлять бдительность и укреплять порядок всеми имеющимися средствами. Перед тем как поздравлять себя с созданием системы свободного предпринимательства, следует осознать, насколько наше общество уязвимо перед опасностью, именуемой «экстрактивной деятельностью».
Многое из того, что происходит сегодня в финансовом секторе экономики, несет на себе печать данного явления, а люди, направляющие доходы корпораций на поддержку конгрессменов и кандидатов в президенты, по сути ничем не отличаются от тех, кто приводил солдат в армии сторонников Ланкастерской и Йоркской династий во время войны Алой и Белой розы. Изменились только методы достижения целей, ведь каждая эпоха диктует свои правила.

Комментариев нет:

Отправить комментарий