Господин утеплитель
|
Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ
|
Если к воздуху добавить немного макулатуры, то на его продаже можно заработать. В этом корреспондент "Денег"Алексей Боярский убедился, проведя день с владельцем цеха по производству утеплителя из вторсырья.
11:05
Рабочий день Евгения Савенко, хозяина и генерального директора предприятия по переработке макулатуры в утеплитель, начался с посещения третьей Московской биеннале архитектуры в ЦДХ на Крымском валу. "Архитектурой я в принципе интересуюсь: могу часами ходить по выставкам, любоваться,— поясняет Евгений, пытаясь сориентироваться в залах.— А сегодня хочу посмотреть проекты вписанного в ландшафт экологически чистого жилья архитекторов северных стран — Швеции, Норвегии, Финляндии. Россия ведь тоже северная страна".
12:20
Встреча с высоким искусством заканчивается. Садимся в серый Volkswagen Touareg Евгения — впереди нас ждет "биеннале" строительного рынка "Мельница" на 41-м километре МКАД.
У въезда на рынок нас встречает Андрей, заместитель Евгения по продажам. Вместе проходим к большому павильону под огромным щитом с надписями "Фанера, сетка, гидроизоляция, утеплители". Евгений приветствует хозяина, краснолицего мужчину в спецовке:
— Александр, может, не разводить мне тут пятьдесят точек, а дать вам эксклюзив на этом рынке?
— Да я с удовольствием!
Евгений и Андрей осматривают "витрину" павильона и вместе с хозяином прикидывают размер фанерного баннера "Этовата", который можно здесь повесить. "Допустим, на упаковке минеральной ваты, которой все торгуют, маржа точки всего 15 руб., а на нашей — 100 руб.",— поясняет мне преимущества для торговца Евгений.
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ
|
12:45
Выезжаем на магистраль и держим путь в подмосковный Подольск. "Вы не ослышались, наш бренд называется именно "Этовата",— отвечает на мой вопрос Евгений.— Назвал из-за созвучия с "эковата" — общим названием всех целлюлозных утеплителей. Можно придумать слоган "Эковата — Этовата"". По словам Евгения, изготовление эковаты из макулатуры придумали мыши, которые утепляют свои норки и гнезда в перекрытиях домов изгрызенной в мелочь бумагой. Человеческая технология принципиально ничем не отличается: бумага или картон перемалываются и раздуваются в мягкие волокна, а чтобы в них не завелись те же мыши или иные вредные организмы, обрабатываются антисептиком (борной кислотой), ну и заодно антипиреном (бурой). "Идея бизнеса появилась, когда случайно наткнулся на статью про производство утеплителя из вторсырья,— вспоминает Евгений.— Хоть я в строительном бизнесе с 2005 года, а никогда про такое производство не слышал. Получается, если строители о нем не знают, то рынок свободен". Оказалось, что производителей эковаты в стране не больше дюжины, причем в основном за Уралом, а в Московской области — всего один в Мытищах. Даже если это большие производства, до многих регионов им не дотянуться: возить по стране невесомую объемную эковату — примерно то же самое, что возить воздух. Евгений выяснил, что в северных странах, например в Канаде, Финляндии, эковата очень популярна. А в США, согласно "Википедии", только в 2005 году более 340 тыс. зданий было построено с применением целлюлозного утеплителя. Выбирая оборудование, Савенко посетил производство в Германии, стране, в которой, согласно той же "Википедии", эковата и начала впервые производиться в 1928 году. Посетил и производство в Перми, работающее на установке местных разработчиков. В итоге по соотношению цена—качество и с учетом простоты в эксплуатации выбрал российское оборудование — покупка обошлась в 3 млн руб. Вместе с установкой, подготовкой помещения, рекламой вложения составили 10 млн руб. В режиме отладки производство начало работать в июле 2011-го, а коммерческий запуск, когда была произведена первая отгрузка клиенту, датирован январем 2012 года.
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ
|
13:40
Промзона в Подольске. Ориентируемся на стрелку "Пункт приема лома черных / цветных металлов и макулатуры". Человек в камуфляже гордо демонстрирует Евгению штабеля картона и брикетов с мелко порубленной бумагой. До меня доносятся обрывки фраз:
— Сможете обеспечить 280 тонн в месяц?
— Да не вопрос!
— Но мне нужна газета...
Последний раз в пункте приема вторсырья я был почти тридцать лет назад. И если во времена моего пионерского детства макулатура была представлена в основном старыми газетами-журналами, то сегодня все иначе. Рядом со мной — паллеты с целыми тиражами новеньких, пахнущих краской рекламных журнальчиков, какие-то буклеты в типографских упаковках. А вон в контейнере несколько сотен экземпляров апрельского номера журнала Men's Health. Как пояснил хозяин пункта, основные поставщики бумажной макулатуры сегодня — типографии: продают бракованный тираж или просто нераспроданные экземпляры. Картон же забирают в торговых центрах. Но не на рынках: там часто попадаются не подлежащие переработке коробки из-под мяса и тому подобного товара. Население сейчас практически ничего не сдает, разве что бомжи иногда что-нибудь притащат. Зато приходит много бумаг из архивов учреждений и школьных библиотек. Я обращаю внимание на гастарбайтеров, разбирающих в углу огромную кучу книг: надо отсеять мусор, оторвать обтянутые пленкой обложки. В куче сырья для серой туалетной бумаги бросается в глаза толстенный том с оторванной обложкой — "Капитал" Маркса.
По словам Евгения, заготовители продают макулатуру переработчикам по 1,5-6 руб. за кило в зависимости от сервиса и качества. Например, прежний поставщик привозил товар "навалом", из которого приходилось вычищать примеси полиэтилена. Отсюда же будут присылать разобранную и сложенную в пачки. Более того, на этом пункте бумагу даже пропускают через мельницу: брикеты мелко нарубленной макулатуры удобнее складировать, а в дальнейшем и перерабатывать проще.
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ
|
15:30
Случайность, конечно, но экологически чистый утеплитель производится не в промзоне, а тоже в экологически чистом месте — на зеленой территории зверосовхоза рядом с Малоярославцем, в Калужской области. Профиль предприятия подчеркивает огромная пушистая морда на монументальной доске почета передовиков производства (портреты передовиков представлены здесь же). На проходной под ногами — здоровенная губка с антисептиком: с заразой на обуви сюда вход запрещен.
Дела у зверосовхоза явно не так хороши, как в советское время. Около ангара с большими воротами — кладбище былого величия: заржавевшая заправочная колонка, сгнивший грузовик и автокран. Когда-то здесь у совхоза был свой гараж, а нынче его арендует Евгений: около 1 тыс. кв. м за 150 тыс. руб. в месяц. "Аренда здесь, естественно, дешевле, чем в Московской области,— рассказывает Евгений.— Но производство в Калужской области я разместил вовсе не поэтому". По его словам, Калужская область сейчас активно развивается: растут объемы строительства, а вокруг — ни одного конкурента. На всякий случай Савенко подписал с пермским производителем оборудования соглашение, согласно которому тот не имеет права продавать аналогичные установки в Калужскую область.
Сравнительно небольшая установка грохочет так, что разговаривать рядом уже не удается. Макулатура закладывается в измельчитель, дальше крошка высыпается на движущуюся ленту, где пересыпается антисептиком и антипиреном, потом попадает в аэродинамическую трубу, смешивается и выдувается мягкими серыми комками в полиэтиленовую упаковку. Внешне эковата напоминает свалявшуюся в плотные комки пыль — такая же серая и мягкая. Хотя я знаю про противопожарную пропитку, все равно как-то не верится: кажется, поднеси спичку, и комок прогорит как тополиный пух на тропинке. Зачерпываю ваты и щелкаю зажигалкой: под пламенем края обугливаются, но дальше горение действительно не идет.
Производственная смена — четыре человека, мужчины. Не гастарбайтеры, но и не местные: из соседнего наукограда Обнинска. "Наверное, все мужчины Малоярославца или пьют, или ездят на работу в Москву,— разводит руками Евгений.— По моему объявлению, обещающему оклад 15 тыс. руб., а с премией до 25 тыс., звонили только женщины".
Сегодняшний объем производства — до 50 т в месяц, но очень скоро Евгений планирует выйти на полную мощность — 280 т в месяц. При средней отпускной цене 26 тыс. руб. за тонну месячный оборот получается около 7 млн руб. Чистая прибыль при этом — 35%. Реально ли выйти на такой объем, еще вопрос. При среднем расходе 2-5 т утеплителя на двухэтажный коттедж ежегодно в Калужской или соседних областях должно строиться и утепляться только эковатой порядка тысячи домов — объемы не американские, но внушительные. Правда, по словам Евгения, утеплитель монтируют и в уже давно заселенных домах. К тому же хозяин производства рассчитывает на участие в программе повышения энергоэффективности строительства правительства Калужской области, подразумевающей использование утеплителя в новых каркасных трех-четырехэтажных многоквартирных домах.
17:05
Пьем кофе на АЗС между Малоярославцем и Калугой. "Утеплитель — это атрибут каркасных технологий. В перспективе я собираюсь перейти к производству готовых модулей — каркасных конструкций, уже заполненных утеплителем",— мечтает Евгений.
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ
|
18:45
Проезжаем через центр Калуги, попадаем на улицу с частными домами. Останавливаемся у построенного, но еще не отделанного трехэтажного деревянного коттеджа. Хозяин дома сам принял решение об утеплении именно эковатой, нашел продукцию по рекламе. На этом объекте монтаж утеплителя осуществляет компания Евгения, однако приезжает он сюда не только контролировать ход работ, но и чтобы еще раз подумать, найти какие-то новые решения, отработать технологию и подготовить инструкцию для строителей. Это вполне понятно: подрядчики всегда рекомендуют клиенту те материалы, с которыми привыкли работать. В частности, монтаж утеплителя из минеральной ваты, выпускаемой панелями или рулонами, сравнительно прост: приложил и прикрепил. А вот эковату нужно равномерно засыпать и задувать под правильным давлением между каркасами стены с использованием специального оборудования. По словам Евгения, сложность монтажа — ее единственный минус. Зато такая сплошная укладка не оставляет стыков, позволяя заполнять ватой все щели. Евгений утверждает, что эковата обеспечивает более высокую тепло- и шумоизоляцию, нежели минеральная вата. И кроме того, поддерживает баланс влажности в доме — впитывает и отдает влагу. Ну и, конечно, она более экологична: в ее составе нет фенолформальдегидной смолы, как в минеральной вате. Для тех, кому все эти аргументы кажутся сомнительными, существует еще один: розничная цена эковаты около 1 тыс. руб., а минеральной ваты — 1,5-3 тыс. руб. за кубометр. Стоимость же монтажа, по словам Евгения, примерно одинакова.
Заходим в дом, проходим по этажам. Сквозь незаложенные половые доски в перекрытиях виден утеплитель. "Вот, кстати, тоже вариант монтажа,— Евгений показывает чем-то обтянутые стены и свод крыши.— Хозяин решил сначала смонтировать утеплитель, а потом ставить внутреннюю обшивку. Поэтому пока роль внутреннего каркаса играет паропроницаемая пленка, под которую и произвели набивку".
Когда уже садимся в машину, Евгений, окидывая взглядом трехэтажный дом, замечает, что себе бы такой в жизни строить не стал. "Русские бревенчатые избы меня не впечатляют,— продолжает он.— А все наше коттеджное строительство как раз в этом стиле, только размеры домов побольше. Себе бы я построил просторный одноэтажный дом, как в Скандинавии".
19:15
Евгений катается с женой на роликах в местном парке. Потом, вместе поужинав в кафе, они отправляются играть в войну на лазерных автоматах. "В процессе налаживания бизнеса в Калуге у меня здесь постепенно сложился круг общения, появились друзья,— говорит Евгений, паркуя автомобиль возле местного развлекательного центра "Алекс Парк".— Бизнесмены, менеджеры, риэлторы. Сейчас пойдем вместе играть в лазертаг. Эти детские забавы отлично расслабляют: побегал, отвлекся, в голове просветлело". Может сложиться впечатление, что Евгений всегда все успевает. "Так получается далеко не всегда, чаще на себя времени практически не остается,— замечает Евгений.— Я как хозяин маленькой европейской гостиницы: сам обслуживаю клиентов, очень много вопросов решаю сам". Правда, в отличие от типичного европейского отельера, Савенко далек от мысли о том, что бизнес останется его потомкам. "Крупные компании рано или поздно поглощают мелкие. И на мой рынок в России однажды придет крупный бизнес",— делится своим видением Евгений. Когда же все раскусят прелесть "этоваты-эковаты", главное, по его словам,— вовремя продать предприятие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий