Евгений Гонтмахерчлен правления Института современного развития
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ И «ВАЗА»
16 марта 2013, 23:43
И дело не только в синдроме «взбесившегося принтера», охватившего большинство Госдумы, или в нестыковках деклараций о доходах и имуществе с реальной жизнью у многих депутатов. Даже видные единороссы уже просто перестали контролировать себя уже в мелочах, как это произошло с Андреем Исаевым, о котором, кстати, в известной теперь статье в МК не было сказано ни слова. В этом, как в случае с «Вазой», на самом деле, нет ничего неожиданного: «Единая Россия» не могла стать полноценной партией с самого начала своего существования, потому что в головах ее создателей сидела одна-единственная позитивная аналогия - КПСС. Поэтому этот появившийся «приводной ремень» власти, естественно, не мог ужиться даже с ростками демократических институтов. Руками «Единой России» была разрушена существовавшая до нее относительно демократическая система выборов, уничтожено разделение ветвей власти, сведен до минимума федерализм.
«Единая Россия» так и не смогла сформулировать хоть какую-то идеологию, кроме позаимствованной у Владимира Чурова фразы о том, что «Путин всегда прав». Какая же это партия, если в ней мирно сосуществуют всё тот же дешевый популист Андрей Исаев (впрочем, исправно пропускающий через возглавляемый им комитет по труду и социальной политике самые жесткие по отношению к населению инициативы «сверху») и «либерал» Владимир Плигин?
Все эти уже банальные для многих наблюдения позволяют поставить далеко небанальный вопрос: какова роль во всем этом официального лидера «Единой России» Дмитрия Медведева?
Прежде всего необходимо отметить, что, если судить по официальной информации, Дмитрий Анатольевич партийной работой практически не занимается. Может быть, он делает это негласно? Но, в отличие от правительства, публичная деятельность которого лишь вершина айсберга его кропотливой ежедневной работы, партия (тем более контролирующая всю законодательную власть) – это, прежде всего, открытость к обществу (избирателям). Впрочем, из-за того, что «Единая Россия» не является партией ей это и не нужно: для принятия решений есть специально обученные люди в Администрации Президента. Но и тут места для Дмитрия Медведева не видно: не может же он, на самом деле, выполнять указания, например, Вячеслава Володина, а Владимир Путин, как видим, от «Единой России» окончательно дистанцировался.
Скорее всего, смею предположить, Дмитрий Анатольевич никакого реального отношения ни к выработке стратегии «Единой России», ни к ее текущей жизни не имеет. Более того, он полунамеками иногда дает понять, что с какими-то решениями, которые единороссы протолкнули в последнее время через Думу, он не совсем согласен. Например, как известно, именно по его поручению вице-премьер Ольга Голодец написала Владимиру Путину письмо, в котором она робко возражала против введения запрета на усыновление детей-сирот американцами, что-то почти неуловимо-несогласное он попытался сказать по поводу новаций в регулировании Интернета и т.п.
Так ради чего Дмитрий Медведев согласился взять на себя роль капитана бесславно тонущей «Вазы»? Его вынудил к этому Владимир Путин, который уже знал о безрадостных перспективах «Единой России» и решил окончательно политически уничтожить своего товарища по тогдашнему тандему? Но элементарное политическое чутье Дмитрия Медведева должно было подсказать ему, что не надо на этот вариант ни в коем случае соглашаться – чай, не 37-й год на дворе.
Дело, думаю, в другом. Видимо, Дмитрий Медведев сам вызвался взять на себя эту ношу. Вспомним, когда это было - сентябрь 2011 года: электоральные позиции «Единой России» казались неуязвимыми, не пахло и пехтингами. С этим багажом, как, скорее всего, решил Дмитрий Медведев, можно триумфально выиграть не только приближающиеся декабрьские думские выборы, но и парламентские выборы 2016-го года. И в 2018 году, имея такой набор «побед» (а заодно и эффективное руководство правительством) можно вернуться и в президентское кресло.
Именно поэтому Дмитрий Медведев, демонстрировавший еще не так давно открытые симпатии прохоровскому «Правому делу», внезапно сделал всё, чтобы эта партия была окончательно уничтожена.
Но начавшаяся в декабре 2011 года протестная активность и продиктованная «Единой России» из Кремля (а не из Белого Дома!) реакция на нее должна была показать Дмитрию Медведеву, что он поставил не на ту лошадь. Любопытно, что в январе 2012 года, на встрече со студентам журфака МГУ он признался: «я допускаю, что среди тех, кто приходил на Болотную и на Сахарова, были люди, которые, может быть, хотели других раскладов, в том числе и моего участия в выборах президента». Вот где могла бы быть его электоральная база, если бы он пошел на второй срок для того, чтобы всё-таки попытаться модернизировать страну. К неотвратимо тонущей «Единой России», понятно, это никакого отношения не имело.
Как известно, Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, в т.ч. в последнее время, что он не исключает для себя попытку возврата на пост Президента. Однако партийные вериги, которые он сам на себя навесил, это практически исключают. Поэтому он и решил минимизировать свою связь с «Единой Россией», видимо думая, что в публичном пространстве весь тот негатив, который нарастает в отношении этой «партии», его не коснется.
Но это, конечно, наивная позиция. Те люди, которые не хотят возвращения Дмитрия Медведева на президентскую позицию (первый из них – Владимир Путин), в любой момент могут публично макнуть Дмитрия Анатольевича в единороссовское болото, не дав ему соскочить с уходящей на дно «Вазы». Это делается очень просто, например, через федеральные телеканалы.
Не считаю себя вправе давать советы Дмитрию Медведеву. Каждый сам кузнец своей судьбы. Меня заботит другое: «Ваза» скоро утонет, а на стапелях снова хлопочут те же проектанты. Может пора подумать о том, как прервать эту дурную традицию?
Комментариев нет:
Отправить комментарий