Василий Крутько с ходу нашел очень правильные слова. Он оперативно сообщил о том, что жертвы наводнения были вовремя оповещены: бегущей строкой по ТВ, эсэмэсками по мобильной связи... Другой, еще более сильный ход бывший глава Крымского района сделал, когда пожаловался высокому гостю Рогозину на "жителей других регионов". На тех смутьянов, которые специально приезжают в Крымск, чтобы "дестабилизировать обстановку".
Не стоит думать, что главной задачей инквизитора было отправить еретика на костер. Он стремился всеми правдами и неправдами вырвать у него признание. Именно это мы и наблюдаем в случае с Pussy Riot.
Если обвиняемый отказывается поклясться в том, что он не еретик, учит Бернард Ги, то его вина доказана. Но если он приносит клятву, это отнюдь не значит, что он невиновен. В этом случае инквизитору надлежит отвечать так:
Если вы собираетесь дать присягу для того, чтобы избежать костра, то ваша присяга меня не удовлетворит ни десять, ни сто, ни тысячи раз... Вы только оскверните вашу совесть и не избавитесь от смерти. Но если вы просто сознаетесь в ваших заблуждениях, то к вам можно будет отнестись со снисхождением.
Иными словами, обвиняемый не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах. Именно этого – признания вины – требуют от Надежды, Марии и Екатерины.
Когда читаешь в обвинительном заключении по делу Pussy Riot о разрушении "устоев" веры и государства или в заявлениях пастырей о том, что участницы панк-группы подвергли церковь небывалым испытаниям, остается лишь изумляться, что же это за гнилые устои и что за хилая церковь. А есть священники, которые угрожают карами небесными за мягкотелость и милосердие: мол, крымского потопа уже дождались, а простим "сатанисток" - падет и серный огненный дождь на наши головы.
Инвективы эти будто под копирку списаны у участников расправы над Жанной д'Арк. Добиваясь от герцога Бургундского ее выдачи инквизитору по делам веры, клирики Парижского университета буквально стонали от невыразимых мучений, убеждая сеньора, что
...никогда святая вера наша не терпела столь великого урона, и никогда на памяти людей сказанное королевство не подвергалось столь великому ущербу, разгрому и опустошению, каковые причинены были названной женщиной, жестокостью и насилием причинившей сказанному королевству множество неисцелимых ран.
Если же вдруг удастся Жанне избежать наказания, писали те же авторы пленившему ее рыцарю Жану Люксембургскому, последствия будут еще хуже:
И беда придет доселе небывалая, и пребудет в народе заблуждение более великое, чем когда-либо, и станет сие нестерпимым оскорблением божественного величия, если оное дело не продвинется или случится так, что сия женщина будет освобождена или сбежит...
Со стенаниями мирских и церковных инквизиторов спорить просто невозможно ввиду отсутствия в этих диатрибах сколько-нибудь осмысленного содержания. Но вот голос человека, выступающего как бы в защиту Pussy Riot:
РАДЗИХОВСКИЙ: Сами эти Pussy у меня кроме отвращения абсолютно ничего не вызывают. Не хотел бы я иметь таких Pussy соседями по лестничной клетке. Видел я этот ролик, ролик совершенно отвратительный, на мой взгляд. Прежде всего, он бездарный. Ну, в общем, я не поклонник панк-искусства ни в какой форме. Популярные разговоры, что их безумно жалко? Совершенно мне их не жалко. Взрослые люди, прекрасно знали, на что они идут, никаких иллюзий не питали. А что у них маленькие дети – ну так зачем же вы своих детей ставите в такое положение? Если вы хотите отпиариться в стиле Герострата, ну, отлично, платите за это.
Тоже популярная позиция, но, на мой взгляд, она куда гаже откровенного мракобесия. А если бы выступление было талантливым, если бы оно понравилось г-ну Радзиховскому – разве ситуация от этого изменилась бы? Какое имеет значение, кому артист нравится, а кому нет, талантлив он или бездарен? За бездарность не упекают на семь лет за решетку. Пусть их оправдают, освободят, выплатят компенсацию за незаконное содержание под стражей – тогда поговорим об их художественных особенностях. А сейчас вставать в позу эстета значит подпевать палачам. Как ни изворачивайся, получается разговор Пастернака со Сталиным об арестованном Мандельштаме. Борис Леонидович очень переживал за Осипа Эмильевича, но когда позвонил ему вождь, сказал о своих разногласиях с арестованным как с поэтом, на что получил убийственный ответ: "Не сумел ты защитить товарища". И короткие гудки в трубке. Я знаю, что этот диалог бытует во множестве версий, но я сейчас говорю не об оттенках смысла, а о модели поведения.
Теперь, наконец, мы добрались до адвокатов потерпевшего г-на Потанькина, охранника ХХС, который потерял сон после панк-молебна Pussy Riot. Михаил Кузнецов и Сергей Штин наплели в своем интервью такого, что не остается никаких сомнений в том, что они пребывают во власти параноидального бреда. Оказывается, обвиняемые – "это только маленькая видимая вершина айсберга экстремистов, стремящихся поломать тысячелетний устой Русской православной церкви, спровоцировать раскол, обманом повести паству не к Богу, а к сатане. За всем этим стоят настоящие враги и нашего государства, и православия". Они тоже пророчат России неисчислимые бедствия, если она пожалеет участниц Pussy Riot: "Деяния, осуществленные в воссозданном храме Христа Спасителя группой Толоконниковой, очень скоро могут перерасти в события сопоставимые с взрывом башен близнецов 11 сентября в Америке". По мнению адвокатов, теракты в США осуществило "мировое правительство", а за акцией Pussy Riot стоят "сатанисты", но "обе эти группы связаны на высшем уровне". "Кем, прошу прощения?" - интересуется журналистка. "Сатаной", - отвечает профессор Кузнецов.
Это уже даже не обскурантизм. Это безумие. Обоих адвокатов нельзя допускать до процесса. Их следует немедля отправить на стационарное психиатрическое обследование. В таком экзальтированном состоянии они не могут исполнять свои профессиональные обязанности.
Изумительно точную и безнадежную метафору создал по этому поводу режиссер Роман Виктюк, подписавший письмо в защиту Pussy Riot:
Мы наблюдаем мир из окна, стекло которого густо засижено мухами наших вожделений... Закопчено чадом прогнивших стереотипов и затянуто паутиной надуманных законов бытия, которые никому не нужны... Это окно сумасшедшего дома.
Остается только по-пушкински молиться: "Не дай мне Бог сойти с ума". Или разбить стекло.
Все это были чрезвычайно грамотные речи.
Рассказывая про бегущую строку, он старался вывести из-под удара не только себя, но и свое начальство. Жалуясь Рогозину, возвышал голос против паникеров и прочих волонтеров, то есть смело вторгался в область внутренней политики. И его призыв был услышан: не прошло и десяти дней после катастрофы, как на улицы Крымского района вышло прославленное кубанское казачье войско, которое тут же приступило к патрулированию, захватывая в плен провокаторов и хулиганов.
Тем не менее Крутько вместе с подельниками сняли с должностей, а теперь вот и арестовали. По-видимому, их будут судить. Спрашивается: за что?
Есть такая точка зрения, что за бездействие и вранье. Имеются свидетельства, что бегущая строка никуда не бежала, поскольку накануне вечером в городе отключили свет, а заодно и газ. Что касается СМС, то они содержали бессмысленный текст и пришли уже после того, как вода, обратив Крымск в руины, стала понемногу отступать. Короче, Крутько и других будут судить за халатность, повлекшую гибель людей, о чем информируют в Следственном комитете.
Это, наверное, правда, но едва ли вся правда о трагедии Крымска и о злоключениях местного начальства.
На известном видео губернатор Ткачев фактически сознается в том, что о грядущем наводнении власти знали за три часа до события, и произносит затем умопомрачительную фразу: "А что, нужно было каждого обойти?!" Такие вопросы еще называют риторическими, но ответ на них содержится в той самой статье УК, по которой собираются судить группу крымских товарищей. Причем этот ответ представляется универсальным.
Потому и уволили Крутько, чтобы не увольнять Ткачева. Потому и арестовали его (а также крымского мэра Улановского и главного районного эмчеэсовца Жданова) – не Ткачева же отправлять в СИЗО. Потому их, наверное, и посадят, чтобы губернатора не сажать. Хотя мера их ответственности гораздо меньше, чем у того, кто бросал в лицо крымчанам свой разящий вопрос. По отношению к Крутько глава Краснодарского края занимает примерно тот же пост, что и Ткачев – по отношению к Путину. А президент, как известно, своих не сдает, чего бы эти свои ни натворили.
Впрочем, и тут есть иерархия – между своими. Самых классово близких, начальство из силовых структур, Владимир Владимирович после трагедии, которая еще называется "блестящим штурмом" (как это было в эпоху "Норд-Оста"), иногда награждает. Хотя может и не наградить, как после "случайного штурма" в Беслане, но и наказывать не станет. Ибо террор, как и борьба с ним, – это совсем уж большая политика, а борьба со стихией проходит по другому ведомству. И тут, спасая утопающего Ткачева, не жалко пожертвовать безнадежно захлебнувшимся Крутько. Пусть он и произнес политически правильные слова.
Собственно, это древняя традиция – бросать с крыльца сильно провинившегося перед народом боярина. На потеху язычеству и казачеству. Это такой освященный веками ритуал, который заменяет у нас диалог власти с народом. Временные рамки: от голода до бунта, от пожара до затопления. На Кубани, где уже при Ткачева десять лет назад вода обрушивалась на людей, это время измеряется потопами. Если же говорить о работе с кадрами, то мы уже заранее не позавидуем тому главе Крымского района, при котором случится очередное цунами. А Ткачеву позавидуем – светлой, добродушной такой завистью, со стиснутыми в улыбке зубами, завистью цвета свинца.
Когда судебный процесс по делу Pussy Riot называют инквизиционным, это совершенно правильно, но это не все. Инквизиция снискала позорную славу не только тем, что с чудовищной жестокостью судила за мнимые преступления, но и тем, что судилище это было неправедным даже по драконовским нормам средневекового права. Инквизиторы не могли доказать свои обвинения. Они фабриковали дела, загоняли подсудимых в ловушку гнусными шарлатанскими приемами, ловили на противоречиях.
Тулузский инквизитор Бернард Ги, руководивший расправой над альбигойцами в первой трети XIV века и вынесший за 15 лет в общей сложности 930 обвинительных вердиктов, написал для коллег "Наставление инквизиторам", в котором с подкупающей откровенностью описал эти приемы.Не стоит думать, что главной задачей инквизитора было отправить еретика на костер. Он стремился всеми правдами и неправдами вырвать у него признание. Именно это мы и наблюдаем в случае с Pussy Riot.
Если обвиняемый отказывается поклясться в том, что он не еретик, учит Бернард Ги, то его вина доказана. Но если он приносит клятву, это отнюдь не значит, что он невиновен. В этом случае инквизитору надлежит отвечать так:
Если вы собираетесь дать присягу для того, чтобы избежать костра, то ваша присяга меня не удовлетворит ни десять, ни сто, ни тысячи раз... Вы только оскверните вашу совесть и не избавитесь от смерти. Но если вы просто сознаетесь в ваших заблуждениях, то к вам можно будет отнестись со снисхождением.
Иными словами, обвиняемый не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах. Именно этого – признания вины – требуют от Надежды, Марии и Екатерины.
Когда читаешь в обвинительном заключении по делу Pussy Riot о разрушении "устоев" веры и государства или в заявлениях пастырей о том, что участницы панк-группы подвергли церковь небывалым испытаниям, остается лишь изумляться, что же это за гнилые устои и что за хилая церковь. А есть священники, которые угрожают карами небесными за мягкотелость и милосердие: мол, крымского потопа уже дождались, а простим "сатанисток" - падет и серный огненный дождь на наши головы.
Инвективы эти будто под копирку списаны у участников расправы над Жанной д'Арк. Добиваясь от герцога Бургундского ее выдачи инквизитору по делам веры, клирики Парижского университета буквально стонали от невыразимых мучений, убеждая сеньора, что
...никогда святая вера наша не терпела столь великого урона, и никогда на памяти людей сказанное королевство не подвергалось столь великому ущербу, разгрому и опустошению, каковые причинены были названной женщиной, жестокостью и насилием причинившей сказанному королевству множество неисцелимых ран.
Если же вдруг удастся Жанне избежать наказания, писали те же авторы пленившему ее рыцарю Жану Люксембургскому, последствия будут еще хуже:
И беда придет доселе небывалая, и пребудет в народе заблуждение более великое, чем когда-либо, и станет сие нестерпимым оскорблением божественного величия, если оное дело не продвинется или случится так, что сия женщина будет освобождена или сбежит...
Со стенаниями мирских и церковных инквизиторов спорить просто невозможно ввиду отсутствия в этих диатрибах сколько-нибудь осмысленного содержания. Но вот голос человека, выступающего как бы в защиту Pussy Riot:
РАДЗИХОВСКИЙ: Сами эти Pussy у меня кроме отвращения абсолютно ничего не вызывают. Не хотел бы я иметь таких Pussy соседями по лестничной клетке. Видел я этот ролик, ролик совершенно отвратительный, на мой взгляд. Прежде всего, он бездарный. Ну, в общем, я не поклонник панк-искусства ни в какой форме. Популярные разговоры, что их безумно жалко? Совершенно мне их не жалко. Взрослые люди, прекрасно знали, на что они идут, никаких иллюзий не питали. А что у них маленькие дети – ну так зачем же вы своих детей ставите в такое положение? Если вы хотите отпиариться в стиле Герострата, ну, отлично, платите за это.
Тоже популярная позиция, но, на мой взгляд, она куда гаже откровенного мракобесия. А если бы выступление было талантливым, если бы оно понравилось г-ну Радзиховскому – разве ситуация от этого изменилась бы? Какое имеет значение, кому артист нравится, а кому нет, талантлив он или бездарен? За бездарность не упекают на семь лет за решетку. Пусть их оправдают, освободят, выплатят компенсацию за незаконное содержание под стражей – тогда поговорим об их художественных особенностях. А сейчас вставать в позу эстета значит подпевать палачам. Как ни изворачивайся, получается разговор Пастернака со Сталиным об арестованном Мандельштаме. Борис Леонидович очень переживал за Осипа Эмильевича, но когда позвонил ему вождь, сказал о своих разногласиях с арестованным как с поэтом, на что получил убийственный ответ: "Не сумел ты защитить товарища". И короткие гудки в трубке. Я знаю, что этот диалог бытует во множестве версий, но я сейчас говорю не об оттенках смысла, а о модели поведения.
Теперь, наконец, мы добрались до адвокатов потерпевшего г-на Потанькина, охранника ХХС, который потерял сон после панк-молебна Pussy Riot. Михаил Кузнецов и Сергей Штин наплели в своем интервью такого, что не остается никаких сомнений в том, что они пребывают во власти параноидального бреда. Оказывается, обвиняемые – "это только маленькая видимая вершина айсберга экстремистов, стремящихся поломать тысячелетний устой Русской православной церкви, спровоцировать раскол, обманом повести паству не к Богу, а к сатане. За всем этим стоят настоящие враги и нашего государства, и православия". Они тоже пророчат России неисчислимые бедствия, если она пожалеет участниц Pussy Riot: "Деяния, осуществленные в воссозданном храме Христа Спасителя группой Толоконниковой, очень скоро могут перерасти в события сопоставимые с взрывом башен близнецов 11 сентября в Америке". По мнению адвокатов, теракты в США осуществило "мировое правительство", а за акцией Pussy Riot стоят "сатанисты", но "обе эти группы связаны на высшем уровне". "Кем, прошу прощения?" - интересуется журналистка. "Сатаной", - отвечает профессор Кузнецов.
Это уже даже не обскурантизм. Это безумие. Обоих адвокатов нельзя допускать до процесса. Их следует немедля отправить на стационарное психиатрическое обследование. В таком экзальтированном состоянии они не могут исполнять свои профессиональные обязанности.
Изумительно точную и безнадежную метафору создал по этому поводу режиссер Роман Виктюк, подписавший письмо в защиту Pussy Riot:
Мы наблюдаем мир из окна, стекло которого густо засижено мухами наших вожделений... Закопчено чадом прогнивших стереотипов и затянуто паутиной надуманных законов бытия, которые никому не нужны... Это окно сумасшедшего дома.
Остается только по-пушкински молиться: "Не дай мне Бог сойти с ума". Или разбить стекло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий