Спонсоры
Из спонсоров хочу выделить компанию Округ, которая не только предоставила нам свою продукцию и услуги, но и помогла в организационных моментах. Веру из рекламного отдела и Светлану-менеджера можно считать полноправными членами штаба перелёта.
Наше сотрудничество началось примечательно: мы приехали в магазина Округа (они наши соседи по Тушино) - с тем чтобы заказать вышивку, а также летные костюмы, на которые они будут нашиты и почти случайно познакомились с коммерческим директором. В итоге получили в подарок нашивки и лётные костюмы. Тут же примерили все и подобрали нужный размер, продумали размещение нашивок и способ их изготовления. Вообщем, все нам помогли и подсказали.
Работа вышивальных машин
Тестовая отшивка на спину лётного костюма. Денег такая красотища стоит каких-то смешных: при индивидуальном и разовом заказе - за крылья АОПЫ – 1300 рублей и за текст о перелёте - 700р. Текстовая отшивка бесплатно делается. Для вышивки можно приносить свою одежду или покупать в Округе. Из упомянутых сумм - 750 р. и 400 р., соответственно, нужно единоразово заплатить за подготовку программы для машинки. После этого надо платить только за саму вышивку. Выбрали в итоге белый текст на костюм, а синий на ветровку (она светлая).
Вот так выглядит костюм летный спереди - не хватает только вышивки лого Округа на воротничке. На правом плече логотип перелёта.
Дальше - больше, помимо летных костюмов предоставили еще ветровки авиационные с яркой подкладкой, а также кожаные пилотские куртки из воловьей кожи. Приятно удивляют цены в Округе - такая куртка при персональном пошиве будет стоить около 12 тысяч рублей. Если сравнивать по цене с известным американским брендом авиационной одежды "Джон Дуглас", то получаются просто копейки, а качество не хуже. Кроме того, на коже можно также сделать вышивку. Это займет больше времени, но возможно.
Кожаные куртки пилотские
Содержимое сухпайка
Карты покрывающие наш маршрут представляют собой увесистую пачку (штук 30-40 карт) - наш спонсор Авиакоминфо предоставила самые свежие маршрутные карты для визуальных полётов. На них также предстоит нанести наш маршрут.
Карта Авиакоминфо УКЛ-13
Кто-то может спросить, зачем вообще бумажные карты в век GPS и айпедов. Ведь, сейчас даже большие борта вместо бумажных карт и справочников имеют всю информацию в айпедах (кстати, та же Авиакоминфо планирует в скором будущем выпустить приложения для планшетов, где будут карты).
Я же считаю, что надежнее карты нет ничего. Во-первых ты при подготовке маршрута узнаешь лучше местность и ориентиры, а также застрахован от отказа электроники. GPS может временно или полностью отказать (примеры известны) и тогда восстановить ориентировку будет затруднительно. К слову, у нас на борту две авиационные GPS с забитыми маршрутами. Даже к самым небольшим перелётам я стараюсь сесть и поработать с картой, а уж в этом случае - тем более. Кроме того, начинаешь понимать, сколько еще нужно узнать и научиться, например, как быстро и эффективно считать рубеж возврата и алгоритм выбора запасных аэродромов.
В рамках подготовки к предстоящему транссибирскому перелёту побывал на тренажёре Cessna 172 (м.Южная), принадлежащемЧелавиа. Поездка была предпринята, с тем чтобы отработать приборный полёт и заход по приборам. Во время перелёта погоду на машруте не всегда можно выбирать, поэтому эти навыки могут пригодиться при полёте в СМУ. Инициатором и организатором поездки был Александр Михайлов (известный как Лодочник). Он же выступил инструктором во время работы на тренажере. Узнал, что Челавиа собирается запускать второй тренажер - имитирующий двухмоторный Teknam Twin. В его окончательной настройке и доводке помогает тот же Саша Михайлов, как один из самых опытных пилотов "Твинов" в нашей стране. Благодарю Александра и компанию Челавиа . Мне кажется данный тренажёр очень полезен если Вы хотите освоить Garmin 1000-й и потренироваться в полёте ночью и по ППП. Ну а также сократить время и затраты на обучение (в т.ч. на первоначальное). О самом тренажёре тут. Контакты взял с saon.ru, думаю, верные: Запись по телефону: +7 925 802 54 50 Адрес: Москва, ул. Дорожная, д. 1, корпус 5, строение 3.
Саша Михайлов настраивает тысячный гармин
Экран, куда проецируется проекторами изображения.
Кабина
Юрий Бердников
Изготовление и тестирование приспособы для записи разговоров экипажа и диспетчеров. Эти записи планируется использовать в ролике, который планируется смонтировать на основе отснятого материала. Изначально сделали неэкранированный кабель и записывались помехи с мобильного телефона, а также дурила голосовая активация на диктофоне. Вроде удалось это порешать.
В цехе Воздушного моста на аэродроме Тушино
"..Птицей белой над Авачей проплывая,
Росы звёздные крыло оплавили,
Вихри закружили танец огненный,
Девушка в ладони слёзы прятала..."
Мы прилетели на Камчатку. Удивительные, волшебные здесь места. Сразу после выхода из самолёта Boeng-767 (С.Есенин), были встречены Владимиром Андриуцей. Поехали на аэродром Николаевка-1. По всей дороге выставлены кордоны милиции. Оказывается, сегодня на Камчатку прилетает Президент (или Премьер-министр). К его прилёту в Елизово пришёл Ан-124, с Ми-8 в своём чреве. Поэтому в ближайшие дни на Камчатке объявлен режим. Соответственно, начать облет самолёта не можем. Грустно, что во время полётов первых лиц в нашей стране закрывают всё небо для всех. Насколько я знаю, в других странах такого не происходит.
Но у нас пока есть чем заниматься - будем работать по наземной подготовке самолёта. Как только ковер будет отменён - облетаем самолёт. Погода - температура 30 градусов, и сильная дымка.
Разбираем сумки на аэродроме Николаевка-1 (Камчатка)
Заходим на посадку в Елизово. Под крылом - река Авача. Слова из песни Калинова моста о Камчатке набирают полновесную силу.
"..Птицей белой над Авачей проплывая,
Росы звёздные крыло оплавили,
Вихри закружили танец огненный,
Девушка в ладони слёзы прятала..."
Мы прилетели на Камчатку. Удивительные, волшебные здесь места. Сразу после выхода из самолёта Boeng-767 (С.Есенин), были встречены Владимиром Андриуцей. Поехали на аэродром Николаевка-1. По всей дороге выставлены кордоны милиции. Оказывается, сегодня на Камчатку прилетает Президент (или Премьер-министр). К его прилёту в Елизово пришёл Ан-124, с Ми-8 в своём чреве. Поэтому в ближайшие дни на Камчатке объявлен режим. Соответственно, начать облет самолёта не можем. Грустно, что во время полётов первых лиц в нашей стране закрывают всё небо для всех. Насколько я знаю, в других странах такого не происходит.
Но у нас пока есть чем заниматься - будем работать по наземной подготовке самолёта. Как только ковер будет отменён - облетаем самолёт. Погода - температура 30 градусов, и сильная дымка.
Разбираем сумки на аэродроме Николаевка-1 (Камчатка)
Сухой паек от нашего спонсора pa_ek
Красоты на аэродроме Николаевка-1.
Помимо прочих аппаратов тут есть Вильга и планер. Представляю, как классно попарить тут на планере и посмотреть сверху на всю эту могучую природу...
Как не крути, но только "...вертолётом можешь долететь..." Для Камчатки вертолёт более предпочтителен, самолётом тут почти некуда летать.
Полоса
Итак. Был составлен план полёта, подан в Хабаровский зональный центр и очень скоро был отвергнут в связи с введённым режимом. Ах, да, как я мог забыть, что вчера на Камчатку Медведев прилетел. Весь город стоит на ушах. Местные жители просто стонут и шёпотом в один голос говорят «быстрее бы он улетел отсюда». Почему? Всё просто. Представьте, что Вы живёте в отдалённом от московской суеты регионе и тут начинается:
2. В аэропорту приземляется 11 самолётов из которых только семь – Ил-76, внутри которых автомобили сопровождения премьера, один Ан-124 «Руслан», который привёз в себе вертолёты премьера.
3. Город перекрывается, люди узнают, что такое московские пробки; Помимо этого закрывается всё воздушное пространство на несколько дней. Премьер со свитой полетит в Долину Гейзеров.
Кстати, проезд кортежа – это отдельная тема. Двухполосная дорога, кортеж едет по двум полосам (своей и встречной), сталкивая на обочину любой встречный транспорт… (Едем по дороге после кортежа – стоит крузак, который пытались столкнуть в кювет (Лагутенко пел, видимо, про тот, который все же смогли столкнуть). Водитель не поддался на провокацию, устоял на дороге – ему продрали весь борт, а микроавтобус из кортежа лежит в кювете).
Я уважаю руководство нашей страны, верю, что это сильные личности, лидеры – достойные России. Но мне искренне не понятно, почему их свита так себя ведёт? И почему на это закрывают глаза? Или может так боятся своего же народа?
Также мне непонятно, как стыкуются заявления руководства нашей страны о поддержке малой авиации и запретами на полёты? Написал премьер-министру Медведеву Д.А. в твиттер и ЖЖ вопрос, как развивать малую авиацию, если во время полётов первых лиц воздушные дороги перекрываются абсолютно для всех. С мигалками пошла вроде борьба, но почему же небо закрывается "ковром"? Ковром называют специальный режим, во время которого запрещено подниматься в воздух.
Нам остаётся спокойно заниматься своими делами – подготовкой к перелёту. Правда и к нам приставили милиционера, который ходит по ВПП и должен бросится грудью на любой взлетающий самолёт (если вдруг кто-то осмелится вырулить).
Сегодня сделано:
- осмотрен самолёт
- проведена гонка мотора
- выполнена замена масла, масляного и воздушного фильтра
- выполнено обслуживание проводки управления
- установлена система перекачки топлива
- обеспечено стабильное электропитания 2 GPS, преобразователя напряжения, установлена выносная GPS антена
- отмоделировано размещение наклеек спонсоров перелёта на самолёте
Гонка мотора на нашей птичке
Обслуживание тросовой проводки управления
Прикидка по размещению наклеек спонсоров и СМИ
Система перекачки топлива - канистры, фильтр, обратный клапан.
Подключение к крыльевым бакам - крышку со штуцером взял со Вжика. Выглядит не особо, но такой вариант опробован у меня на самолёте и год никаких проблем. С этой же конструкцией мы летали в прошлом году на море.
Приборная панель
Завтра будем наносить наклейки спонсоров, размещать камеры. Как только будет снят режим – приступим к облёту самолёта, постепенно увеличивая загрузку. Также необходимо будет пройти тренаж по полёте в горам и между вулканами.
"СССР - Америка" по машруту Алсиба
Очень уместно вспомнить о перелёте 90-года, когда шесть Як18Т совершили перелёт в Америку и обратно. Они взлетели с аэродрома Тушино и долетели до Сиэтла, а потом обратно. Об этом беспримерном перелёте можно прочитать тут. Автор статьи - Валерий Шелковников - участник и руководитель того перелёта. Цитата оттуда:
"...Перед убытием на родину мы задали вопрос адмиралу Дональду Энгену, - как они достигли такой свободы воздушного передвижения? Ответ был простой:
Первое. Мы никогда не отменяли частную собственность и не придумывали центрального планирования экономики, чтобы соображать, например, сколько патронов должен иметь эскимос на Аляске, чтобы прокормить семью охотой.
Второе. Некоторые Министры обороны и транспорта лишились своих постов, после того как конгрессмены, сенаторы, крупные бизнесмены, голливудские звезды и просто известные в США люди стали покупать самолеты. Они посчитали, что бюрократы нарушают положения конституции США о свободе перемещения граждан!
Кстати, юридически правильное название частной авиации, в соответствии со Стандартом Международной организации гражданской авиации ИКАО – Авиация общего назначения. У вашей страны с гигантским просторами - огромные перспективы!
Погода 5 июля была нелётная
По примеру Игоря igor113 сделали на самолёт наклейку с адресом блога, а чуть выше - в стиле раллийных машин - разместили имена пилотов
Результат
Все дни шла подготовка и проработка полёта, работа с картами
Наступило утро 6 июля. Владимир заехал за нами в гостиницу, и через 10 минут мы уже были на аэродроме.
Погода улучшилась, нижняя кромка поднялась до 600-1000м. Самолёт был подготовлен, заправлен, и мы приступили к полётам. Сначала сделали несколько кругов конвеером (взлет, полет по кругу и касание полосы без приземления), после которых полетели к Охотскому морю. Изначально мы планировали долететь до а/д Мильково, но безопасно сделать это при такой погоде - нельзя. Поэтому мы поставили задачей приобрести опыт горных полётов и дойти до того места, где кончаются горы и начинается тайга.
Желтого цвета линия - это наше перемещение (визуализированный трек с GPS), голубая - это МВЛ (местная воздушная линия с отмеченными точками доклада), сиреневая - это машрут предстоящего перелёта. Видно, что мы возвращались по другому маршруту - заскочили посмотреть горячие источники.
Перед полётом Владимир прочитал нам еще одну краткую лекцию по особенностям полётов в горах.
[ТУТ БУДЕТ ВИДЕО]. Пока с интернетом плохо, оставляю места под видео, которое потом вставлю.
Маршрут был проложен через долины и ущелья. Уверенности, что мы сможем его пройти, не было, т.к. облачность могла закрыть горы. Но погода нам позволила это сделать! Правда иногда приходилось забираться под самые облака, чтобы преодолеть перевалы. Нижний край облачности поднялся до 800-900м, но и при этом многие вершины терялись в облаках.
Какая же тут красота! Вы знаете, Камчатка - это одно их самых замечательных мест на планете. Если вы тут не побывали, то зря прожили жизнь! Я предполагал, что будет красиво, но что будет так красиво, даже и представить не мог. Фотографии не могут передать всего этого.
Фото приходится жестоко уменьшать и сильно портить при этом - иначе в интернет не пролезают.
Вершины в облаках
Бухта Крашенинникова (на её берегах лежит город ВИлючинск). А на переднем плане снимка озеро Ближнее и протока из него в реку Паратунка.
Возвращаемся - аэродром Николаевка с воздуха
Помимо действующих вулканов, настоящих гейзеров, удивительно красивых гор, холмов, долин, горных рек вы можете увидеть живых медведей в природе, также тут очень много артефактов. Местные авиаторы в подробностях рассказывают, где лежат упавшие самолёты. Места тут труднопроходимые, поэтому самолёты никто не забирал. А это Р-5, Аэрокобра, СБ, B-25 Митчел и даже Ил-76. На островах южнее Камчатки сохранились бывшие японские аэродромы, военные укрепления, узкоколейная японская железная дорога. И все эти сокровища в настоящем заповеднике природы.
Дальнейшая подготовка
Облетав самолёт, начали постепенно его загружать. Было установлено 3 канистры, опробована система перекачки топлива, канистры заправлены. Снова был выполнен взлёт. На разбег потребовалось 300м (по документации при полной загрузке разбег - 224 м или 735 футов). Вертикальная скорость гружёного самолёта упала до 1,5-2м/с. Приходится очень аккуратно набирать высоту. Снова перебрали все вещи. Часть выложили – берём только самое необходимое, т.к. самолёт предельно перегружен.
В первую очередь это бензин, масло, НАЗ (специально собранный фирмой pa_ek), средства спасения и сигнализации, набор инструментов, запасная камера, свечи, минимальный комплект личных вещей, средства связи.
Созвонились с Усть-Харюзово. Нас там очень ждут. Хозяйка аэродрома – старший авиационный начальник Наталья Викторовна, несколько раз звонила. Вы представляете – она специально ради нас встретила корабль, забрала для нас топливо, вчера звонила и уточняла какой плотности грунт нас устраивает. Узнав, что 4,5 кгс/см2 нам достаточно, провела измерения. Ради нашего прилёта – столько дел переделано! Чувствуется, что болит у людей душа, что мало летают в этом краю.
Вот такой акт прислала нам по факсу Наталья Викторовна
Вечер прошёл в изучении погоды. Интернет здесь очень грустный, и чтобы выгрузить 10-15 фотографий в оригинальном размере требуется вся ночь. Решено лететь вдоль берега Охотского моря по тундре. Там безопаснее, т.к. нижний край облачности может не позволить преодолеть перевалы. Ночью был подан полётный план на Усть-Хайрюзово и сразу оттуда на Магадан-13.
Ожидание погоды
Встав утром 7 июля – мы поняли, что мы никуда не летим сегодня. Нижний край облачности висел на 90м, моросил мелкий дождь. День прошёл в ожидании и изучении погоды. По одним данным погода должна улучшится во вторник, по другим – в четверг.
А Наталья Викторовна продолжала беспокоиться. В субботу она специально вышла на работу. Снова были звонки, уточнения, вопросы. Упёрлись в то что Цессна-150 не вписана в паспорт аэродрома. С помощью сообщества форума saon.ru была быстро найдена ранняя телеграмма Нерадько (глава Росавиации), которая тут же была отправлена в Усть-Хайрюзово, и вопрос был решен.
Оказалось, про нас уже знают все, включая начальника Камчатского управления. Он самолично (!) приезжает в аэроклуб, чтобы пообщаться с пилотами, рассказать о новостях и оказать нужную помощь. Видно, что люди болеют за авиацию.
Поменяли гостиницу, чтобы найти хороший интернет. На поиски потратили вечер. Нашли очень неплохой вариант - гостевой дом «Антариус» в с. Паратунка. Цена 4800 руб в сутки за двухместный номер. Но обещанный интернет по карточкам от «Дальсвязь» оказался бесполезным - 5-7 КБ/с. Быстрее на телефоне, поэтому вернулся на смоленский Билайн. Он заработал бодрее.
Утром 8 июля 2012г на Камчатке погода снова была нелётная. Нижний край облачности фактически лежал на земле. Лететь в горах по такой погоде было нельзя. Владимир утром нас забрал из гостиницы и мы опять сидели на аэродроме Николаевка. Олег начал нервничать. Чувствовалось, что ему очень хочется уже лететь, двигаться по маршруту. Ещё вчера он начал шутить – говоря, что «три дня ты гость, а на четвёртый день – гастарбайтер». А был расслаблен, спать уже не хотелось, самолёт был полностью готов к перелёту. Поэтому я принялся за изучение видео-матчасти - камер gopro. Скачал свежую прошивку, одну камеру прошил и сил читать инструкцию в офисе аэроклуба. Через некоторое время вошёл Владимир со словами «Олег и Виктор Иванович полетели на разведку погоды, пошли их встречать». Бросив всё и схватив фотоаппарат я выскочил на улицу. Облачность действительно поднялась метров до 500-600. Это уже что-то! Но удастся ли пройти горы и выйти на западное побережье Камчатки, омываемое Охотским морем? Не будут ли там стоять выносы? Это такие языки тумана, которые приходят с моря и могут простираться на десятки километров, закрывая все от земли и высот которыми мы планировали пролётеть. Не закроются ли перевалы за нами? Что творится вдоль западного побережья Камчатки? На эти вопросы ответа не мог дать никто…
Разведчики решили пройти через озеро Начикинское, через перевалы до западного побережья.
Вот в дали показалась жёлтенькая точка, которая постепенно начала расти в размере. Послышался стрекочущий звук робинсона. Это малыш R-22.
Вертолёт приземлился и из него вышли задумчивый Олег и Виктор Иванович.
Пройти можно, подавай план – сказал Олег. Я рванул в штаб. План был подан практически моментально. Тут же стал названивать в Хабаровский зональный центр с просьбой побыстрее посмотреть и принять план. Так как было воскресенье, и официально аэропорт «Чайка» в Усть-Хайрюзово не работал, план был подан с посадкой на геоточке. План прошёл!
Владимир начал звонить Наталье Викторовне – директору аэропорта «Чайка». Она соглашается нас
принять, предупреждая, что диспетчерского обслуживания не будет.
Отлично! Мы сами определим направление и скорость ветра и сможем выбрать оптимальный курс посадки. Сопровождать нас вызвался Геннадий Крошкин на своей 172 Цессне.
Пробежав метров 500 мы мягко оторвались от ВПП. Набор высоты производили очень аккуратно. Самолёт предельно перегружен! Но это вынужденная мера. Для нас важен каждый литр бензина. С собой взято только самое необходимое: бензин, неприкосновенный аварийный запас еды (специально изготовленный фирмой «Сухпаёк.рф» pa_ek), аптечка, палатка, спальники, и минимальный набор дюймовых инструментов для полевого ремонта. Также фото и видео техника.
Набрав 100 метров я начинаю связываться с Елизово-круг. Докладываю, что произвёл взлёт с площадки «Николаевка» и следую в Усть-Хайрюзово через оз.Начикинское. Диспетчер круга удивляется, что я иду через озеро и приказывает следовать мне обходным маршрутом на Коряки, аргументируя своё решение тем, что в районе аэродрома все полёты выполняются по установленным трассам. Эх, но, ведь, я же в заявке указал все поворотные пункты своего маршрута, бензина в обрез, маршрут предлагаемый диспетчером непонятен тем, что там по погоде. И в то же время я связан по рукам и ногам – я не могу послать диспетчера, т.к. иду в его классе «С». Что делать? Приходится хитрить. Обещаю доложить, когда выйду в указанную им точку. Сам же срезаю километров 40, захожу за первую горку (УКВ связь пропадает) и выхожу на заданную трассу. Звоню по мобильному в МДП и прошу доложить в Елизово-круг, что в такую-то минуту в такой-то точке вышел из зоны круга и следую по МВЛ. У меня уточняют, есть ли спутниковый телефон и обговариваем рубежи докладов. УКВ связь на Камчатке фактически только в районе круга аэропорта. По долинам, где есть дороги неплохо работает сотовая связь, в остальных местах – только спутниковый телефон.
Проходим озеро Начикинское. Геннадий, следовавший рядом с нами, прощается и ложится на обратный курс. Звоню Владимиру – докладываю «оз.Начикинское, борт порядок».
Снова перед нами лежит новый перевал, за которым мы должны увидеть Охотское море! Зазор между нижней кромкой облачности и перевалом 50-100м. Пролазим!
При всей суровости природы на Камчатке – она необыкновенно красива! Я бы даже сказал божественна красива. Реки кристально чисты, с высоты видишь дно реки, долины идеальны, горы строги, вулканы – высылают чувство преклонения. Мне удалось посмотреть маленький кусочек природы Камчатки. И я очень-очень хочу туда ещё вернуться.
А если бы вы знали, сколько там интереснейших мест ещё осталось. Это и долина Гейзеров, и мыс Лопатка, остров Шумшу, Парамушир, Онекотан. Каждая сопка или Вулкан имеют множество интереснейших истории и легенд.
Я как завороженный слушал Виктора Ивановича и Владимира, когда они начинали рассказывать про тайны Камчатки, что где видели, с чем сталкивались. Например на островах, находящихся на юге Камчатки, до сих пор остались военные строения времён Великой отечественной войны. Осталось что-то от железной дороги, построенной японцами. Где-то стоят пушки, снятые с крейсеров и непонятно какими силами установленные на горах. Также, только оказавшись на Камчатке я выяснил, что трасса Алсиб проходила и через Камчатку. Особенно активно она действовала в заключительный период Великой Отечественной Войны, когда велась война с Японией. До сих пор в горах Камчатки лежат остатки Аэрокобры. В 80-х годах вертолётчики нашли двухмоторный американский бомбардировщик с экипажем. Но к сожалению, в тот момент почему-то его на стали доставать, прилетели сотрудники из органов и просто взорвали этот самолёт. А через несколько лет, когда отношения между Россией и США потеплели, на это место прилетела целая делегация из США. Они искали своих пилотов. Нашли лишь несколько костей и взорванные обломки самолёта…
Пролетая вдоль гор – мы своими глазами видели обломки Ил-76 разбившегося на Камчатке несколько лет назад. Его оказалось невозможно снять с горы. Так он там и лежит, потихоньку сползая в ущелье.
Сколько ещё тайн таит в себе этот удивительный край вулканов, гейзеров и безумно красивой природы?
Наш маршрут пролегал вдоль западного побережья полуострова. Оно представляет собой тундру, расстилающуюся от подножья гор и до Охотского моря. Это где-то 50-70 км. Вдоль него по устьям рек расположены рыболовецкие базы, занимающиеся добычей и переработкой рыбы и икры. Путина уже началась. Фактически она идёт с середины лета и до осени, набирая максимальный оборот в августе. Каждый рыбзавод получает квоту на вылов рыбы. Рыбу ловят как в море, так и в реках.
Что интересно – рыба, когда-то появившаяся из икринки в одной из многочисленных рек Камчатки, стремиться вернуться именно в свою речку. Иногда рыб, идущих из моря вверх по течению бывает такое количество, что вода буквально кипит. Помимо квот на вылов рыбы, есть ещё так называемые «проходные дни», когда рыбзаводы прекращают вылов рыбы, давая ей возможность пройти на нерест в реку.
Как говорят местные жители – сейчас браконьерство очень сильно пошло на убыль. Причин несколько: основные места поделены рыбзаводами, дороги перекрывает милиция, регулярно проводятся осмотры с вертолётов и если браконьеры добывая икру, рыбу выбрасывают в реку, то это становится тут же видно ниже по течению. Многие стали закапывать рыбу. Но тут уже приходят медведи на запах рыбы.
Кстати, помимо добычи морепродуктов, Камчатка также богата редкоземельными металлами. Тут добывают золото. Если пойти по ущельям от Мильково на северо-запад Вы наткнётесь на горные реки в которых моют золотой песок.
Но давайте вернёмся к нашему маршруту.
Перелетев горы, я впервые почувствовал сожаление – Камчатские горы остались позади.
Вначале вдоль побережья тянулась дорога, на которую в случае чего можно всегда было подсесть.
Впереди показался аэродром Соболево.
Если мы не сможем сесть в Усть-Хайрюзово по погоде, Соболево будет нашим запасным. Однако вернуться на него мы сможем только с расстояния 150 км от Соболево. Это т.н. рубеж возврата, пройдя который мы должны принять решение о посадке в Усть-Хайрюзово. Летим дальше, облачность прижимает сначала на 300м, дальше на 200, потом на 100м. Это и есть вынос, о котором нас предупреждали. На побережье в районе Соболево появляется УКВ связь. С севера Камчатки, навстречу нам следует вертолёт Ми-8, который сообщает, что погода в районе Усть-Хайрюзово хорошая и желает нам удачного полёта. В тот момент я был крайне благодарен этому пилоту, слыша его отеческий и доброжелательный голос и понимая, что он даёт нам надежду на успешную посадку!
По пути изредка попадались маленькие хижины. Не знаю кто в них живёт, но люди взглядом провожали наш самолёт.
Охотское море
Прошло ещё два часа полёта и вот мы увидели Усть-Хайрюзово. Заход был без коробочки - с прямой. Под нами проплыло устье реки, рыбзавод, затонувшие корабли.
Колёса коснулись полосы. ВПП Усть-Хайрюзово это смесь песка, щебня и ракушечника. Ещё на заходе я заметил, что ВПП готовили к нашему прилёту. Она была тщательно укатана! Ничего себе – как люди ждут самолёта. Хочется сказать огромное спасибо всем сотрудникам аэропорта, кто встречал нас и провожал и особенно директору аэропорта «Чайка» - Наталье Викторовне Змерзловой.
Посадка в Усть-Хайрюзово (UHPU). Описание аэродрома http://maps.aopa.ru/viewer/poi/1255
Мотодельтоплан Константина
Наталья Викторовна не только организовала нашу встречу в аэропорту, но и обеспечила нашу заправку топливом! Хочу заметить, что авиационного бензина в Усть-Хайрюзово просто нет, как впрочем и керосина. Так вот эта женщина сама встретила корабль, на котором Владимир отправил для нас бочку топлива из Петропавловска-Камчатского, организовала разгрузку и доставку топлива на аэродром, а также сохранила его для нас. Вот такие Люди живут на Камчатке!
Заправка
Мы прилетели в воскресенье, да ещё и попали на день рыбака. Заправив самолёт нас тут же отвезли за праздничный стол. Какая же тут вкусная рыба! Это Вам не норвежская сёмга из Ашана, тут вкус совсем иной… А чаячьи яйца! Вы когда-нибудь пробовали яйца чайки? Они в полтора-два раза больше куриных. А какие они вкусные! Белок несколько плотнее куриного, имеет желтоватый цвет. Добывают их тоже очень интересным способом. Рядом с Усть-Хайрюзово есть чаячий остров, где гнездятся огромное количество морских чаек. Вот туда и ездят за яйцами. Один лопатой отмахивается от птиц, второй собирает в лукошко яйца. ;-)
Ночевали мы в общежитии рыбзавода. Гостиниц в Усть-Хайрюзово нет.
Утро 09 июля 2012г было туманным. В 9 утра видимость не превышала 500м. Но наш помощник – Владимир (Corvus на saon.ru и Википедии), являясь профессиональным метеорологом, обещал к 12 часам значительное улучшение погоды. Забегая вперёд, скажу, что без помощи Владимира и его сайта meteocenter.asia нам было бы очень трудно. Его прогнозы были исключительно точны! Спасибо Владимир тебе огромное. Ты очень выручал!
А пока хочется познакомить Вас, посредством фотографий, с жизнью рыбаков на берегу Охотского моря.
Общежитие рыбзавода
Завтрак
Утро рыбака
Баркасы
Географическая справка:
Проснувшись утром 9 июля, позавтракав красной икрой и чаичьими яцами, я пошел в аэропорт. Дорога от рыбзавода пешком заняла не более 10 мин. Сегодня нам предстояло преодолеть самый сложный в психологическом плане участок маршрута - 213 километров над морем. Когда о нашем маршруте узнали лётчики из Магадана и узнали, что летим на 150 Цессне – комментарий был один: «психи». Возможно и так, т.к. в случае отказа двигателя и приводнения шансов выжить в холодном Охотском море практически нет. Но, как показывает практика, при вынужденной посадке в болото, лес или горы шансов тоже не особо много. Мотор на Цессне работал хорошо, погода звенела, и это придавало нам уверенности. В 12 утра туман развеялся и мы, одев спасжилеты, вылетели в Магадан.
Плавно набираем высоту над морем. Отход от Камчатки мы планировали выполнить от мыса Зубчатый, а прийти на материк должны были в районе мыса Бабушкина.
Вот он мыс Зубчатый
Как же здорово, что Авиакоминфо снабдила нас свежими, актуальными картами. Весь маршрут мы использовали только их карты.
К мысу Зубчатому, пролетев над водой около 70 км, мы набрали более 1 км высоты. Собрав в кулак всю волю, мы отвернули самолёт в открытое море и начали считать время. На удивление время шло достаточно быстро. Буквально через 20 минут Олег воскликнул: «Смотри, я вижу берег!». «Не может такого быть», ответил я. До берега более 150 километров. Про себя думал: может, это мираж или облака такие?
Прошло ещё 20 минут. «Мираж» не только не исчез, а всё отчётливее стал виден. Теперь и я его чётко видел. ДА! Это горы! Ура. Вот он берег! Но GPS навигатор упорно показывал, что до мыса Бабушкина ещё более 100км. Я уж было начал сомневаться – не ошибся ли GPS? Второй Garmin – говорил то же самое. Ничего себе видимость!
Вглядываясь в море под нами, я надеялся увидеть китов, но безуспешно. Не только китов, но и ни одного корабля за весь наш полёт над Охотским морем не приметил – только сине-зелёная вода и барашки волн. Связь в полёте с диспетчерами МДП мы поддерживали через спутниковый телефон.
Постепенно горы начали увеличиваться, прорисовываться мелкие детали. И вот, через полтора часа полёта над водой мы уже около берега. Летим вдоль него над морем. Да уж… а ведь тут тоже садиться некуда. Но как же здесь красиво! Скажу Вам честно – Магаданский край это одно из самых красивых мест на планете, из тех что мне удалось повидать. И я снова хочу там оказаться, пролететь над этими горами и сопками!
Необыкновенно чистое и голубое Охотское море. Видны банки.
Вот мы уже пролетаем гору Беринга. К сожалению, я не смог найти на просторах интернета информацию, при каких обстоятельствах эта гора получила имя прославленного первооткрывателя. Читая карту тех мест, я вижу, как много ещё загадок и легенд там спрятано.
А вот коса Уйра и посёлок Ола. Посёлок расположен в 27 км к востоку от города Магадан, в устье реки Ола, на побережье Тауйской губы Охотского моря. Основан посёлок в 1645 году.
Раскрывается бухта Нагаева и лежащий в ней Магадан. Заходим на посадку в Магадан-13, где нас встречает Игорь Морозов. Это – Наш человек! Авиатор. Как же здорово, пролетев несколько часов над абсолютно пустынными районами нашей страны, приземлиться на аэродроме, где тебя ждут с нетерпением и тревогой друзья. Сердце переполняет счастье и радость встречи. Мы уже несколько лет не виделись с Игорем. А вот его птичка стоит – Ан-3. Надеюсь, она скоро тоже полетит.
аэродром Магадан-13 (число 13 означает 13 км Колымской трассы)
КДП аэродрома Магадан-13, который сейчас имеет статус посадочной площадки.
Заправляемся, пытаемся подать план и уйти в Охотск, но план не проходит - Охотск закрывается, и мы не успеваем в него прийти в регламентное время работы аэропорта. Ура, значит удастся осмотреть Магадан!
Игорь показывает свой самолёт, несколько лет назад приобретенный Ан-3, который он очень хочет снова вернуть в небо. Самолёт действительно в очень хорошем состоянии, и только отсутствие бумажки под названием «лётная годность» мешает ему летать.
Мы садимся к Игорю в машину и едем в Магадан. По пути заезжаем на гору Памяти жертвам политических репрессий. Читая рассказы разных авторов про лагеря, те страшные годы, когда людей ссылали в эти суровые места, я мучился вопросом, кто наиболее достоверно описывал события? В Магадане мне люди сказали: что максимально правдоподобно описывал ту жизнь Варлам Тихонович Шаламов.
У Михаила Круга есть песня «Магадан» - она начинается с криков чаек на заднем плане. Только находясь здесь я понял, что вот они, не в песне, а в реальности. Чайки летают над городом и точно так же кричат…
Пребывание в Магадане вызвало в душе очень смешанные чувства. С одной стороны, глубочайшее уважение к тем людям, кто здесь трудился, умирал, кто строил этот город и работал на приисках, и кто сейчас в нём живёт. Я пытался понять, как здесь живут люди. Возможно, у кого-то Магадан вызывает чувство безысходности от понимания насколько далеко он от Москвы. С другой стороны, это необыкновенно красивый город и удивительная природа. Да, нам повезло – мы увидели солнечный Магадан, смогли запечатлеть в своей памяти бухту Нагаева в вечерних лучах солнца. Говорят, что здесь такая погода бывает совсем не часто.
Центральная улица Магадана
Здание Дальстроя
Недавно построенный храм
Бухта Нагаева
Игорь устроил нам незабываемую экскурсию по городу, рассказывая и показывая, как начинал строиться город, как первые дома строили из досок от ящиков, в которых привозили грузы по морю, рассказывал про Колымскую трассу, про природу Магаданского края.
Остатки причала, куда привозили заключённых и грузы в 30-х годах
У нас всего второй лётный день, но как остро тут чувствуется необходимость авиации, малой авиации! Колымская трасса только первые 70 км асфальтовая, дальше она превращается в грунтовую дорогу. Путешествовать по территории края кроме как на самолёте или вертолёте, практически не на чем! Даже на внедорожнике далеко не уехать. Именно транспортная проблема очень сильно сдерживает развитие, и внутренне угнетает людей. Вот где жизненно необходимы небольшие самолёты и вертолёты! Но я, находясь в Магадане, ясно понимал, что завтра уже буду в Якутске, и для меня это будет обычный полёт, сравнимый с 5-6 часовой поездкой на машине. И у меня ни на секунду не возникало чувство, что Магадан является краем света, откуда невозможно выбраться. Самолетом - можно!
Непонятки с GoPro продолжались - несмотря на наличие внутри герметичных боксов anti-fog пластинок, линза все равно запотевала, что сводило на нет происходящую видеозапись.. Как с этим бороться - непонятно.
Виден уже берег
Охотское море пересекли
Олег шутит - "Магадан - большой город... Как Митино."
Плавно набираем высоту над морем. Отход от Камчатки мы планировали выполнить от мыса Зубчатый, а прийти на материк должны были в районе мыса Бабушкина.
Вот он мыс Зубчатый
Как же здорово, что Авиакоминфо снабдила нас свежими, актуальными картами. Весь маршрут мы использовали только их карты.
К мысу Зубчатому, пролетев над водой около 70 км, мы набрали более 1 км высоты. Собрав в кулак всю волю, мы отвернули самолёт в открытое море и начали считать время. На удивление время шло достаточно быстро. Буквально через 20 минут Олег воскликнул: «Смотри, я вижу берег!». «Не может такого быть», ответил я. До берега более 150 километров. Про себя думал: может, это мираж или облака такие?
Прошло ещё 20 минут. «Мираж» не только не исчез, а всё отчётливее стал виден. Теперь и я его чётко видел. ДА! Это горы! Ура. Вот он берег! Но GPS навигатор упорно показывал, что до мыса Бабушкина ещё более 100км. Я уж было начал сомневаться – не ошибся ли GPS? Второй Garmin – говорил то же самое. Ничего себе видимость!
Вглядываясь в море под нами, я надеялся увидеть китов, но безуспешно. Не только китов, но и ни одного корабля за весь наш полёт над Охотским морем не приметил – только сине-зелёная вода и барашки волн. Связь в полёте с диспетчерами МДП мы поддерживали через спутниковый телефон.
Постепенно горы начали увеличиваться, прорисовываться мелкие детали. И вот, через полтора часа полёта над водой мы уже около берега. Летим вдоль него над морем. Да уж… а ведь тут тоже садиться некуда. Но как же здесь красиво! Скажу Вам честно – Магаданский край это одно из самых красивых мест на планете, из тех что мне удалось повидать. И я снова хочу там оказаться, пролететь над этими горами и сопками!
Необыкновенно чистое и голубое Охотское море. Видны банки.
Вот мы уже пролетаем гору Беринга. К сожалению, я не смог найти на просторах интернета информацию, при каких обстоятельствах эта гора получила имя прославленного первооткрывателя. Читая карту тех мест, я вижу, как много ещё загадок и легенд там спрятано.
А вот коса Уйра и посёлок Ола. Посёлок расположен в 27 км к востоку от города Магадан, в устье реки Ола, на побережье Тауйской губы Охотского моря. Основан посёлок в 1645 году.
Раскрывается бухта Нагаева и лежащий в ней Магадан. Заходим на посадку в Магадан-13, где нас встречает Игорь Морозов. Это – Наш человек! Авиатор. Как же здорово, пролетев несколько часов над абсолютно пустынными районами нашей страны, приземлиться на аэродроме, где тебя ждут с нетерпением и тревогой друзья. Сердце переполняет счастье и радость встречи. Мы уже несколько лет не виделись с Игорем. А вот его птичка стоит – Ан-3. Надеюсь, она скоро тоже полетит.
аэродром Магадан-13 (число 13 означает 13 км Колымской трассы)
КДП аэродрома Магадан-13, который сейчас имеет статус посадочной площадки.
Заправляемся, пытаемся подать план и уйти в Охотск, но план не проходит - Охотск закрывается, и мы не успеваем в него прийти в регламентное время работы аэропорта. Ура, значит удастся осмотреть Магадан!
Игорь показывает свой самолёт, несколько лет назад приобретенный Ан-3, который он очень хочет снова вернуть в небо. Самолёт действительно в очень хорошем состоянии, и только отсутствие бумажки под названием «лётная годность» мешает ему летать.
Мы садимся к Игорю в машину и едем в Магадан. По пути заезжаем на гору Памяти жертвам политических репрессий. Читая рассказы разных авторов про лагеря, те страшные годы, когда людей ссылали в эти суровые места, я мучился вопросом, кто наиболее достоверно описывал события? В Магадане мне люди сказали: что максимально правдоподобно описывал ту жизнь Варлам Тихонович Шаламов.
У Михаила Круга есть песня «Магадан» - она начинается с криков чаек на заднем плане. Только находясь здесь я понял, что вот они, не в песне, а в реальности. Чайки летают над городом и точно так же кричат…
Пребывание в Магадане вызвало в душе очень смешанные чувства. С одной стороны, глубочайшее уважение к тем людям, кто здесь трудился, умирал, кто строил этот город и работал на приисках, и кто сейчас в нём живёт. Я пытался понять, как здесь живут люди. Возможно, у кого-то Магадан вызывает чувство безысходности от понимания насколько далеко он от Москвы. С другой стороны, это необыкновенно красивый город и удивительная природа. Да, нам повезло – мы увидели солнечный Магадан, смогли запечатлеть в своей памяти бухту Нагаева в вечерних лучах солнца. Говорят, что здесь такая погода бывает совсем не часто.
Центральная улица Магадана
Здание Дальстроя
Недавно построенный храм
Бухта Нагаева
Игорь устроил нам незабываемую экскурсию по городу, рассказывая и показывая, как начинал строиться город, как первые дома строили из досок от ящиков, в которых привозили грузы по морю, рассказывал про Колымскую трассу, про природу Магаданского края.
Остатки причала, куда привозили заключённых и грузы в 30-х годах
У нас всего второй лётный день, но как остро тут чувствуется необходимость авиации, малой авиации! Колымская трасса только первые 70 км асфальтовая, дальше она превращается в грунтовую дорогу. Путешествовать по территории края кроме как на самолёте или вертолёте, практически не на чем! Даже на внедорожнике далеко не уехать. Именно транспортная проблема очень сильно сдерживает развитие, и внутренне угнетает людей. Вот где жизненно необходимы небольшие самолёты и вертолёты! Но я, находясь в Магадане, ясно понимал, что завтра уже буду в Якутске, и для меня это будет обычный полёт, сравнимый с 5-6 часовой поездкой на машине. И у меня ни на секунду не возникало чувство, что Магадан является краем света, откуда невозможно выбраться. Самолетом - можно!
Непонятки с GoPro продолжались - несмотря на наличие внутри герметичных боксов anti-fog пластинок, линза все равно запотевала, что сводило на нет происходящую видеозапись.. Как с этим бороться - непонятно.
Виден уже берег
Охотское море пересекли
Олег шутит - "Магадан - большой город... Как Митино."
Комментариев нет:
Отправить комментарий