Продолжается строительство храма в честь свт. Николая Чудотворца в поселке Палана. Стены храма растут буквально на глазах. Со всех сторон выложено по 14 венцов, внутри возведена алтарная перегородка. Увеличилось количество рабочих на стройке. В эти дни они работают без выходных. Технадзор за процессом строительства осуществляет представитель поселковой администрации.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Командорские острова – не самая восточная часть России. Но экзотичность и исключительность архипелага привлекает людей некоторой тайной. Командоры – аскетическое место. Угрюмые скалы, упирающиеся в океан, отсутствие деревьев в простирающейся пустынной тундровой полосе, однообразность скудного пейзажа, закрываемого то туманом, то снегом, или редко освещаемого ярким почти горным солнцем. На Камчатке простодушные аборигены вопрошались недоумением о Создателе: «однако уж больно много снега Он придумал». На Командорах туземцы наверное находятся в раздумье: «уж больно много ветра Он придумал».
Уникальные природные условия затерянного в Тихом океане острова Беринга, где расположился поселок Никольский, способствуют великопостному настроению.
Командорские острова – не самая восточная часть России. Но экзотичность и исключительность архипелага привлекает людей некоторой тайной. Командоры – аскетическое место. Угрюмые скалы, упирающиеся в океан, отсутствие деревьев в простирающейся пустынной тундровой полосе, однообразность скудного пейзажа, закрываемого то туманом, то снегом, или редко освещаемого ярким почти горным солнцем. На Камчатке простодушные аборигены вопрошались недоумением о Создателе: «однако уж больно много снега Он придумал». На Командорах туземцы наверное находятся в раздумье: «уж больно много ветра Он придумал».
Уникальные природные условия затерянного в Тихом океане острова Беринга, где расположился поселок Никольский, способствуют великопостному настроению.
Время сгущалось при приближении Страстных дней. Четвероевангелие почти все прочитано за шестую неделю. Прошли Таинства Соборования. Проведены последние спевки пасхальных песнопений с местными прихожанами. В каждое воскресенье вечером служились службы страстным Евангелиям, воспринятые с большим интересом прихожанами. Приехавшим священником создавалась Плащаница Спасителя, не оказавшейся на острове.
Многое на приходе здесь в новинку: великопостные службы, чтение Великого покаянного канона и Мариино стояние, Литургии Преждеосвященных Даров и Пассии, клиросные спевки и обучение Херувимской, новописанная Плащаница и крупная яркая вязь «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» на фронтоне храма, устроено усиление звука голоса священника и трансляция богослужения, освящение куличей и новоизготовленный разноцветный трехсвечник с крестом. И самое главное – впервые в новостроящемся храме ожидается служение Пасхи.
Впервые в сию спасительную ночь командорский народ подходит к бревенчатой церкви. Еще множество отделочных работ, еще не налажено обещанное тепло в храме, но люди потихоньку, с непривычки прокладывают новые снеговые тропинки.
До заветного часа отслужена полунощница и…
И вот, слышатся первые звуки приближающегося торжества: Воскресение твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех…
До заветного часа отслужена полунощница и…
И вот, слышатся первые звуки приближающегося торжества: Воскресение твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех…
И мы веселыми ногами с Христовой хоругвью обходим храм крестным ходом, держа неугасаемые светильники, подражая мудрым девам.
Пасха поется на одном дыхании. Христос Анэсти! Олифос Анести! И так будет воистину всегда, царство тьмы побеждено во веки веков. Смерть, где твое жало, ад где твоя победа? Ибо воскресе Христос, и радуются ангели и мы воспеваем Распятого и Воскресшего Господа.
Закончилась пасхальная утреня, поем пасхальные часы. Быстро подошло время служения Божественной Литургии. Прикладывая усилия и проводя спевки, хор в Никольском не сложился. Кто же поет? Ощущение, что поют Небеса и радуется земля!
Впервые огласилась Берингова земля Евангелием на древних языках: церковнославянском, еврейском (иврите), латыни и греческом.
И вот уже поется причастный стих: Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.
Впервые огласилась Берингова земля Евангелием на древних языках: церковнославянском, еврейском (иврите), латыни и греческом.
И вот уже поется причастный стих: Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.
И хоть служба закончилась, но Пасха продолжается и не будет Ей никогда конца.
Многократно священник восклицает: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Народ ликует: ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Люди не хотят покидать Праздник и снова:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Священник поет тропарь Пасхи и акцентирует: «и сущим»
Народ отвечает:
- и сущим
священник снова: «и сущим»
Народ рефреном отвечает:
- и сущим,
и допевается: и сущим во гробех живот даровав!
Народ ликует: ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Люди не хотят покидать Праздник и снова:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Священник поет тропарь Пасхи и акцентирует: «и сущим»
Народ отвечает:
- и сущим
священник снова: «и сущим»
Народ рефреном отвечает:
- и сущим,
и допевается: и сущим во гробех живот даровав!
Вечером прихожане собравшись на чай с удивлением заметили: «Батюшка, Святейший Патриарх точь-в-точь повторил Вашу проповедь!» Что ж, ведь проповедь Пасхи – это: Христос Воскресе! И здесь все православные христиане едины в этом слове жизни и победы над смертью. Аминь.
Иеромонах Герман (Люкшин)
Поселок Никольское. Остров Витуса Беренга.
Поселок Никольское. Остров Витуса Беренга.
Сегодня, 12 мая, к 10 утра на стройке рабочих не наблюдалось. Возможно, это связано с тем, что большая часть материала стен выработана, а корабль с оставшимися материалами придет не ранее 25 мая. Пока храм растет со стороны притвора (13 венцов), со стороны алтаря по-прежнему 5 венцов. На днях стройку посетили министра Корякского округа Мышляев В.А. (профессиональный инженер-строитель) и замглавы паланской поселковой администрации Урывский В.И. К отмеченным выше недостаткам (отсутствие надлежащей гидроизоляции лафета – положен только рубероид без какой-либо мастики); крепление к бетонному основанию металлическими винтами только лафета, а не минимум трех венцов, как того требуют сейсмические нормативы; отсутствие дренажа, системы ливневой канализации) добавились следующие:
- с некоторых сторон сруб выходит за границу бетонного основания и часть стен висит в воздухе (см. фото);
- зазоров на стыках бревен, о которых я писал в прошлом отчете, быть не должно, бревна должны соединяться замком (симметричные запилы на стыкующихся бревнах);
- «ленивая» пакля прокладывается не по всей длине бревен;
- с учетом паланского климата помимо ленивой пакли через 3 – 4 месяца после возведения сруба его надо тщательно конопатить.
Вчера, 7 мая, оживление на стрйплощадке не наблюдалось. Видимо, началось празднование дня Победы. Заглянул в цокольный этаж. Там стоит вода (3 – 5 см.). Скорее всего, это сивдетельствует об отсутствии дренажной системы. Сруб продолжает расти. Со стороны притвора выложено 10 венцов. Не все вревна в стенах цельные, по длине стены. Используются и короткие. Один из стыков таких бревен виден на фотографии.
Сегодня 4 мая. После первомайских праздников работа на стройплощадке возобновилась в прежнем ритме. Сруб храма понемногу растет: почти со всех сторон выведено по 6 венцов. Начиная с 7-го венца строители начнут вырезать проемы под окна. Со слов старшего строителя Сергия главную струдность на сегодняшний день составляет ручная работа по переноске бревен. На стройке используется местный кран (заднеприводной), который не может свободно перемещаться по стройплощадке. Бревна приходится перебирать, чтобы выбрать подходящее в каждое конкретное место. Все это отнимает силы и время.
За прошедшие 3 дня на стройплощадке изменилось немногое. В субботу и воскресенье шел проливной дождь (большая редкость для Паланы в это время), сегодня, 30 апреля, видимо выходной. В результате почти со всех строн вывели по 5 венцов, перевезли на стройплощадку под видеокамеру все имеющиеся на сегодняшний день в Палане стройматериалы, т.к. с предыдущего места хранения их стали потихоньку растаскивать.
С сегодняшнего дня по благословению Владыки Артемия мы начинаем публиковать фотоотчеты о ходе строительства в Палане нового деревянного храма в честь свт. Николая Чудотворца.
Изначально предполагалось возвести бетонное строение. С этой целью был выполнен нулевой цикл (отлит в бетоне цокольный этаж, в котором предполагается разместить трапезную, подсобные и технические помещения). Впоследствии проект изменился, и сейчас на бетонном основании возводится сруб, изготовленный на Камчатке из местной древесины. Помимо храма в непосредственной близости от него запланировано строительства деревянного жилого дома для проживания братии миссионерского стана. По проекту (со слов чиновников паланской администрации) храм и дом братии должны быть оснащены системами канализации, электроснабжения, центрального отопления , горячего и холодного водоснабжения.
По состоянию на 27 апреля 2012 года на стройплощадке работают два приезжих строителя (старшего зовут Сергей), которые строили храм в честь блгв. князя Александра Невского в Петропавловске. Им помогают двое местных жителей. Со слов Сергея, пока в Палану завезено не более трети древесины для строительства храма. Завоз остальных материалов ожидается в середине мая, когда в Палану придет первый теплоход из Петропавловска. На нем же должны прибыть и остальные строители.
На сегодняшний день на бетонном основании по разным стенам выложено от двух до пяти венцов. Между первым – «лафетом» – и бетонным основанием проложен лист рубероида (гудрон или иные мастики для гидроизоляции не использовались). «Лафет» притянут к бетонному основанию металлическими винтами с гайками. Остальные венцы крепятся к «лафету» деревянными нагелями. Между венцами прокладывается формованная пакля.
Христос Воскресе!
Еще один месяц служения в Палане позади. Закончились труды Великого Поста. На смену радости лишений ради Господа пришла как всегда незаслуженная радость Воскресения.
Что произошло за прошедший месяц.
С 16 по 19 марта по благословению священноначалия мы провели книжную выставку-ярмарку. Поселковая администрация предоставила возможность провести ярмарку в фойе досугового центра (кинотеатра). За несколько дней до начала работы ярмарки мы расклеили по поселку объявления, прошла информация и в местной газете. Но, видимо, этого оказалось недостаточно, т.к. народу на ярмарку пришло немного. Раскупили не более половины всех присланных из епархии книг, большую часть из них купили прихожане храма. Наибольшим спросом пользовалась детская литература, наименьшим – исторические романы и православная художественная литература.
Вскоре после завершения работы книжной ярмарки мы с радостью встретили наших дорогих отцов – участников «Беренгиги» – о. Федора, о. Виктора, о. Владислава и о. Василия. Батюшки послужили с нами, пообщались с прихожанами, чему те были несказанно рады.
В местной беседе провели очередную беседу со школьниками о таинстве исповеди. Эта беседа, как и предыдущая, состояла из просмотра соответствующего фрагмента из фильма «Вера святых» и последующего объяснения смысла таинства на доступном детям языке.
По воскресеньям о. Игнатий проводил занятия в воскресной школе для взрослых. В ходе каждого занятия рассматриваются вопросы догматики, аскетики, толкования Священного Писания. Также о. Игнатий отвечает на все вопросы прихожан. В период предстоящего месячного отсутствия о. Игнатия (поездка в Санкт-Петербург на сессию) занятия в воскресной школе будет проводить о. Кирилл.
Наконец-то, милостью Божьею, открылась молельная комната в местном тубдиспансере. Мы повесили там три больших иконы, установили новый подсвечник, сформировали библиотечку, предоставили свечи. Администрация диспансера выделила необходимую мебель. За порядком в молельной комнате следит заведующая отделением диспансера – наша постоянная прихожанка. На открытии комнаты о. Игнатий после краткой молитвы рассказал о смысле несения страданий ради Христа, о возможности еще в этой жизни вопреки всем тяготам обрести радость встречи с Ним. Призвал участвовать для этого в церковных таинствах исповеди и причастия. Пока на призыв исповедоваться никто не отозвался. Большая часть больных диспансера – десоциализированные хронические алкоголики.
Мы предложили местной администрации провести совещание о проблеме абортов. Администрация пригласила на это совещание руководителей поселковых учебных и медицинских заведений, органов опеки и соцзащиты. В ходе этого совещания мы пытались понять, каково ценностное отношение городских руководителей к детоубийству, призывали во всех доступных местах и всеми доступными способами говорить, кричать о том, что аборт – это убийство невинного ребенка и бессмертной души матери. При этом важно отметить, что в Палане довольно высокая рождаемость. Но на каждого рожденного ребенка приходится три убитых. В целом, ужас греха детоубийства не сильно мучает людей, а рана душе матери вообще представляется абстракцией. Высокая рождаемость лишает остроты социально-демографическую проблему. Защищать здоровье матери предлагается пропагандой использования современных средств контрацепции, большинство из которых являются абортивными. Администрация полагает, что улучшений условий жизни, в первую очередь жилищных, существенно снизит уровень абортов. По результатам совещания в местной газете должна выйти большая статья с изложением различных взглядов на аборты (администрации, врачей и нашей).
Попыткой донести до молодежи и подростков проблематику греха, как разрыва связи человека с Богом, был показан, предоставленный миссионерским отделом епархии документальный фильм «Прости… Грех и покаяние». В колледже просмотр фильма и беседу провел о. Игнатий, в детском доме – о. Кирилл.
За прошедший месяц мы опубликовали в местной газете две статьи – о Великом Посте и о Празднике Пасхи.
Продолжается целенаправленная работа с детским домом. На текущий учебный год в качестве основного метода выбран путь индивидуальных бесед с каждым ребенком. Беседы проводит о. Кирилл, посещая детдом два раза в неделю по 2-3 часа. Во время беседы выясняются ценностные ориентиры ребенка, его отношение к религии вообще и христианству в частности, рассказывается о смысле и значении христианских таинств, обсуждаются пути разрешения личностных проблем ребенка в свете христианских ценностей. На текущий момент такие беседы проведены с половиной воспитанников детского дома. Руководство детдома всячески поддерживает нашу деятельность. Также мы предпринимаем попытки, пока безуспешные, привлечь к церковной жизни воспитателей детдома. Проблема состоит в том, что если воспитатели (хотя бы кто-то из них) не будут жить церковной жизнью, привлечь к этой жизни детей будет практически невозможно. Их жизнь в детдоме жестко регламентирована, наполнена всевозможными занятиями. Для церковной жизни времени фактически не остается. Регулярно участвует в богослужении и таинствах одна девочка, которая и до детдома жила церковной жизнью. Никого больше к регулярному посещению богослужений привлечь не удалось. В ночном пасхальном богослужении приняли участие 8 девочек из детдома, воспитатель и директор, почти все они исповедовались, четверо причастились.
На шестой неделе Поста мы провели Соборование (участвовало порядка 30 человек). На этой же неделе мы предприняли попытку посетить Воямполку. Выехали на машине старосты в 6 часов вечера, взяв с собой прихожанку, у которой в Воямполке есть родственники. Погода была очень хорошая, но на дороге были переметы. На третьем перемете у машины сломалась коробка передач. Милостью Божьею к часу ночи мы на буксире вернулись обратно в Палану.
Обучение чтению на ЦСЯ продолжается с одним человеком. На второй неделе по пасхе планируется начать обучение способных прихожан премудростям церковного устава. С этим пока большие проблемы. Почти никто, включая клирошан, не представляют, что в данный момент происходит в храме.
В Великую Субботу о. Игнатий освятил куличи, яйца и пасхи в храме, тубдиспансере и детском доме.
Самым радостным для нас является активное участие прихожан в богослужебной жизни прихода. И на утренних, и на вечерних богослужениях всегда были молящиеся. Для многих частая исповедь (2 -3 раза в неделю) и Причастие (1 -2 раза в неделю) стали нормой. Многие прихожане в прошедший пост впервые постились по-настоящему. К концу поста среди прихожан возникли некоторые нестроения. По милости Божией обращенные к ним в проповедях слова увещевания, частые исповеди помогли прихожанам простить друг друга и вместе приступить к Чаше в Пасхальную ночь. До этого была напряженная Страстная неделя (служили без существенных сокращений). На всех службах были молящиеся. На Пасхальной службе собралось порядка 50 человек (из них порядка 30 причастились). Много было детей и подростков. За всю службу не было никаких провокаций, каких-либо проблем с пьяными людьми. В сам день Христова Воскресения мы приняли участие в пасхальных утренниках в детском доме и в храме. Отдохнув в понедельник утром, мы стали служить на Светлой седмице каждый день, утреннее богослужение заканчивается крестным ходом вокруг храма. Последнюю Литургию отслужили в пятницу, в этот же день о. Игнатий улетел в Петропавловск.
Началось строительство нового храма (выложен один венец сруба). Заказчиком выступает местная администрация, контролируют работу аппарат губернатора Камчатского края и администрации Президента РФ. Для этого на стройплощадке установлена видеокамера. Часть стройматериалов была завезена по зимнику. Работы пока ведут двое рабочих, остальные рабочие должны прибыть на корабле с материалами, который ожидается в середине мая. Постройку храма планируется завершить в начале осени.
Подходит к концу неделя нашего пребывания в селе Манилы Пенжинского района. За эти дни мы успели совершить уставные великопостные богослужения, таинство Елеосвящения и пообщаться с жителями села.Богослужения в храме совершали ежедневно, людей было не много, но были именно те для кого важно и кому дорого участие в богослужебной жизни Церкви.Община в Манилах переживает период становления и поэтому еще немногочисленна. Да и не в количественных показателях дело.Церковь Христова в мире всегда была и будет тем “малым стадом”,которое избрало Христа как Источник Жизни. В церковной общине вообще не всегда уместно понятие “много или мало” по отношению к ее участникам. Как можно в численных показателях измерить то собрание верующих в котором совершается таинство полноты Жизни-таинство Евхаристии? Христос
избрал 12 апостолов, которых сделал способными своей проповедью перевернуть весь мир. И это верный ориентир для молодых общин севера Камчатки. Молодость не недостаток, а признак роста и совершения в жизни духовной.
Кроме храмового богослужения мы так же провели несколько встреч с детьми в доме творчества и что особенно приятно, ежедневно в интернате где мы жили с детьми смотрели фильмы, а потом долго пили чай. Вчера двое крестились.
Кроме храмового богослужения мы так же провели несколько встреч с детьми в доме творчества и что особенно приятно, ежедневно в интернате где мы жили с детьми смотрели фильмы, а потом долго пили чай. Вчера двое крестились.
Завтра выезжаем в Каменское, там тоже будем неделю.
Миссионерский листок № 3. Поселок Палана.
С начала Валламской миссии в Палане прошло 2,5 месяца.
За это время по милости Божией произошли следующие перемены:
1. В храме регулярно совершаются богослужения и Таинства (2 раза в неделю служится Божественная Литургия), в субботу утром – панихида, по вечерам будни – повечерие с акафистом и каноном. Исповедь совершается ежедневно. Как правило, раз в неделю проходит крещение.
2. Регулярно (2 раза в неделю по часу) с прихожанами проводятся индивидуальные занятия по чтению на ЦСЯ. В ближайших планах – проведение регулярных занятия по церковному уставу.
3. Каждое воскресное богослужение (за очень редким исключением) с амвона звучит проповедь. В ближайших планах – проведение регулярных воскресных занятий со взрослыми по основам догматики и аскетики.
4. Раз в две недели в местной библиотеке со школьниками проводятся организованные руководством библиотеки занятия из цикла «Дорога к храму» (прошли встречи на темы «Церковное пение», «Священство», тема ближайшей встречи – «Таинство исповеди»).
5. Еженедельно (2 раза в неделю по 2 часа) проводятся индивидуальные беседы и групповые занятия с воспитанниками местного детского дома.
6. Впервые прошла встреча с учащимися местного педагогического колледжа. На этой неделе запланировано продолжение диалога – просмотр и обсуждение документального фильма «Прости… Грех и покаяние».
7. Для одного класса местной школы была проведена экскурсия в храм.
8. Закончив масленичную седмицу чином прощения, мы радостно вступили в Великий Пост. Отслужили 1-ю неделю полным чином, без сокращений. На утренних службах присутствовало 3 – 5 человек, на повечерие с каноном прп. Андрея Критского приходило порядка 20.
8. Два раза (с месячным) интервалом съездили в поселок «Лесная», в ближайших планах – поездка в Воямполку. В последней поездке в Лесную о. Игнатия сопровождал наш регент Вера (уроженка Лесной). За 3 дня, проведенных в Лесной о. Игнатий освятил 11 квартир и местную школ; крестил 5 молодых людей; отслужил панихиду; провел чин прощения в местном приходе и исповедь; причастил порядка 12 прихожан запасными дарами; назначил им постовое правило, за чаепитием с прихожанами рассказал о сущности греха и об опасности, в том числе и по стыду, скрытия на исповеди человеком своих прегрешений. Также о. Игнатий встретился с вновь избранным главой местной поселковой администрации. Не обошлось в этой поездке без приключений. Туда благополучно доехали на снегоходе мужа старосты, а обратно договорились уехать на снегоходе с лесновцем. И вот в 20 км от Лесной у новой Ямахи «стуканул» двигатель. Делать нечего – решили пешком возвращаться в Лесную, даром что мороз несильный. По милости Божией, пройти пришлось не более 2-х километров, очередной лесновец на Буране согласился доставить до Паланы о. Игнатия и регента Веру.
9. После смены главного редактора в местной газете мы начали регулярно публиковать в ней просветительские статьи, готовимся отвечать на вопросы читателей.
10. По инициативе местных прихожан, работающих в больнице, знающих нужды своих соседей и знакомых, о. Игнатий посещает больных для совершения над ними Таинства исповеди и Причастия.
За это время по милости Божией произошли следующие перемены:
1. В храме регулярно совершаются богослужения и Таинства (2 раза в неделю служится Божественная Литургия), в субботу утром – панихида, по вечерам будни – повечерие с акафистом и каноном. Исповедь совершается ежедневно. Как правило, раз в неделю проходит крещение.
2. Регулярно (2 раза в неделю по часу) с прихожанами проводятся индивидуальные занятия по чтению на ЦСЯ. В ближайших планах – проведение регулярных занятия по церковному уставу.
3. Каждое воскресное богослужение (за очень редким исключением) с амвона звучит проповедь. В ближайших планах – проведение регулярных воскресных занятий со взрослыми по основам догматики и аскетики.
4. Раз в две недели в местной библиотеке со школьниками проводятся организованные руководством библиотеки занятия из цикла «Дорога к храму» (прошли встречи на темы «Церковное пение», «Священство», тема ближайшей встречи – «Таинство исповеди»).
5. Еженедельно (2 раза в неделю по 2 часа) проводятся индивидуальные беседы и групповые занятия с воспитанниками местного детского дома.
6. Впервые прошла встреча с учащимися местного педагогического колледжа. На этой неделе запланировано продолжение диалога – просмотр и обсуждение документального фильма «Прости… Грех и покаяние».
7. Для одного класса местной школы была проведена экскурсия в храм.
8. Закончив масленичную седмицу чином прощения, мы радостно вступили в Великий Пост. Отслужили 1-ю неделю полным чином, без сокращений. На утренних службах присутствовало 3 – 5 человек, на повечерие с каноном прп. Андрея Критского приходило порядка 20.
8. Два раза (с месячным) интервалом съездили в поселок «Лесная», в ближайших планах – поездка в Воямполку. В последней поездке в Лесную о. Игнатия сопровождал наш регент Вера (уроженка Лесной). За 3 дня, проведенных в Лесной о. Игнатий освятил 11 квартир и местную школ; крестил 5 молодых людей; отслужил панихиду; провел чин прощения в местном приходе и исповедь; причастил порядка 12 прихожан запасными дарами; назначил им постовое правило, за чаепитием с прихожанами рассказал о сущности греха и об опасности, в том числе и по стыду, скрытия на исповеди человеком своих прегрешений. Также о. Игнатий встретился с вновь избранным главой местной поселковой администрации. Не обошлось в этой поездке без приключений. Туда благополучно доехали на снегоходе мужа старосты, а обратно договорились уехать на снегоходе с лесновцем. И вот в 20 км от Лесной у новой Ямахи «стуканул» двигатель. Делать нечего – решили пешком возвращаться в Лесную, даром что мороз несильный. По милости Божией, пройти пришлось не более 2-х километров, очередной лесновец на Буране согласился доставить до Паланы о. Игнатия и регента Веру.
9. После смены главного редактора в местной газете мы начали регулярно публиковать в ней просветительские статьи, готовимся отвечать на вопросы читателей.
10. По инициативе местных прихожан, работающих в больнице, знающих нужды своих соседей и знакомых, о. Игнатий посещает больных для совершения над ними Таинства исповеди и Причастия.
В то же время, по разным обстоятельствам, не исключая в создавшемся положении и нашей вины из-за нехватки миссионерского опыта и времени, не решаются следующие задачи.
1. Отсутствует какое-либо взаимодействие с местной школой.
2. Взаимодействие с местным тубдиспансером пока закончилось размещение икон в выделенной руководством тубдиспансера молельной комнате.
3. С большим трудом (по большей части из-за изначально непродуманно жестких высказываний инока Кирилла) идет работа с детским домом. Приемы работы приходится менять на ходу, в том числе и с учетом того, что большая часть воспитателей отнюдь не симпатизирует Православию.
4. Не налажена планомерная и прозрачная система работы с малоимущими прихожанами и жителями Паланы (помощь им оказывается эпизодически).
5. Мы практически ничего не делаем для того, чтобы как-то организовать прихожан, нацелить их на выполнение должным образом различных миссионерских и социальных задач, в большей степени следуем их собственным инициативам.
6. Не сдвинулась с мертвой точки создание нашей страницы на интернет-сайте поселковой администрации.
2. Взаимодействие с местным тубдиспансером пока закончилось размещение икон в выделенной руководством тубдиспансера молельной комнате.
3. С большим трудом (по большей части из-за изначально непродуманно жестких высказываний инока Кирилла) идет работа с детским домом. Приемы работы приходится менять на ходу, в том числе и с учетом того, что большая часть воспитателей отнюдь не симпатизирует Православию.
4. Не налажена планомерная и прозрачная система работы с малоимущими прихожанами и жителями Паланы (помощь им оказывается эпизодически).
5. Мы практически ничего не делаем для того, чтобы как-то организовать прихожан, нацелить их на выполнение должным образом различных миссионерских и социальных задач, в большей степени следуем их собственным инициативам.
6. Не сдвинулась с мертвой точки создание нашей страницы на интернет-сайте поселковой администрации.
В заключение хотелось бы дать примерную характеристику той среды, в которой мы несем свое послушание.
Аборигены, до сих пор исповедующие язычество (при самом разном уровне образования!), по нашему убеждению, находятся под непосредственной властью демонических сил. Это проявляется у них в чувстве постоянного страха и одиночества, в регулярных «предчувствиях» и видениях, в употреблении галюцогенных мухоморов, в крайне низкой внутренней сопротивляемости невзгодам жизни, в отсутствии видения каких-либо перспектив в собственной жизни, в неспособности трезво рассуждать о своей загробной участи, в повальной алкогольной зависимости и высоком проценте самоубийств, в том числе среди молодежи. При этом сама система жизнеобеспечения аборигенов (в большей части – кочевых оленеводов) основана на постоянном общении с темными духами. Это и разнообразные жертвоприношения, и обряд погребения (коряки верят в то, что за душой умершего приходят злые духи), и наречение имен вновь родившимся родственникам, в которых, по вере коряков, в результате реинкарнации вселяются души родственников умерших. Последние же еще в конце 19 века, став немощными стариками, умирали от рук своих близких родственников по соображениям «экономической целесообразности». В качестве иллюстрации мы приводим текст корякской сказки «Бог и сиротка». С христианской точки зрения жизнь аборигенов-язычников выглядит как сущий ад: полная лишений жизнь часто заканчивается скоропостижно, или от алкогольного отравления, или самоубийством. Потом реинкарнация. И все начинается сначала. Естественным завершением такой «дурной бесконечности» является то, над чем бесы целенаправленно работают, – вымирание корякского народа. Одновременно душа аборигена предельно доверчива, кротка и незлобива. Осознавать этот разрыв очень больно, как больно смотреть на маленького ребенка, погибающего от страстного недуга.
Административно-экономическое возрождение традиционных способов хозяйствования вряд ли сможет остановить этот процесс, т.к. после того, как аборигенам стало доступно обращение в Христианство, в его основе – духовные проблемы. Достаточно вспомнить судьбу ханаанских народов времен завоевания Израилем земли обетованной. Это с одной стороны. А с другой, – историю русского народа, исключительно благодаря Православию сохранившему свою национальную идентичность в условиях 200-летнего монголо-татарского ига. Поэтому принятие истинного Христова благовестия – единственный, на наш взгляд, способ сохранить местные народы.
Но приступить к этому благовестию аборигенам Севера непросто. Во-первых, система ценностей родовых отношений для многих их них по-прежнему весьма актуальна. А тот, «кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17)». И в этом новом «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:11)». Во-вторых, необходимость выживания в сложных природных условиях способствует развитию у северян эмоционально-чувственных, «тактильных» способов восприятия окружающей действительности. Их внимание сосредоточено на том, что происходит вокруг них. Православная аскетика, напротив, начинается с обращения мысленного, созерцательного взора внутрь себя, к поиску своего сокровища за пределами чувственно-воспринимаемого мира. Поэтому аборигену гораздо проще вступить в псевдохристианскую секту, чем начать жить по-православному. Неопятидесятники (они же «харизматы») успокоят совесть одним фактом веры в Бога Иисуса Христа, немного «загрузят» голову методично-рациональным изучением Священного Писания (по заранее отработанной технологии), но, и это самое главное, они дадут возможность испытать каждый раз пьянящую «радость» общения со «святым духом». Это опьянение может оказаться и посильнее алкогольного. Но проистекает эта пресловутая «радость» из того же источника, что экстаз языческого шамана. Поэтому так легко попадает в сети харизматов молодежь. Вот почему харизматическое движение в контексте Камчатки нам представляется наиболее опасным. Для более степенных аборигенов, искренне желающих благочестиво и сытно прожить эту земную жизнь, всегда открыты двери баптистских общин. Здесь все культурно и чинно. Алкоголиков и разных маргиналов тут просто не держат. Выбор в пользу этой секты, как нам кажется, человек делает вполне осознанно: его сокровище здесь, на земле. Он хочет честно работать, не пить, совершать положенную меру добрых дел, заучивать тексты Священного писания и уважать безгрешного себя. Самое страшное и с чем нам воочию пришлось столкнуться: очень большое количество крещенных и считающих себя православными людей полностью разделяют подобную систему ценностей. Таких православных по факту гораздо больше, чем сектантов-баптистов. Что с этим делать? Завершая разговор о сектах, нельзя не сказать о том, что в них почему-то находятся люди (и приезжие, и местные), готовые постоянно жить и работать в местных условиях, в том числе и в самых дальних поселках со средневековым уровнем бытовых условий. Среди нас, увы, таких энтузиастов, почти нет. В той же Лесной люди долгое время просто не знали, что здешние харизматы не православные. Им некому было об этом сказать.
Каковы же в этих непростых условиях могут быть ключевые моменты миссионерской деятельности? На наш, заведомо дилетантский взгляд, – следующие:
1. Центр всего – литургическая жизнь, участие в Таинстве исповеди и Евхаристии. Миссионеру следует делать всё возможное, чтобы расположить и подготовить аборигена, главным образом к достойному участию и принятию Святых Таинств, нам нельзя забывать, что слова остаются словами, а спасает и исцеляет человека Благодать, которая даётся человеку именно в Таинствах. Стыд, стеснение сказать незнакомому батюшке о постыдных грехах, что не редко встречается среди аборигенов, лишает человека спасения, и Таинство Причастия становиться ему в осуждение. Печально, когда батюшка, через какое-то время узнаёт, что оказывается причастники из труднодоступного селения, не были с ним на исповеди достаточно искренни по причине своей стыдливости. К сожалению, у большинства крещеных аборигенов нет осознания опасности нераскаянного греха, понятия о достойном приготовлении к Причастию. Эти вещи должны красной нитью проходить в тематических установках проведения священниками миссионерства, каждый священник должен на этом делать основной акцент, люди не понимают смысла Таинств, не готовиться к ним подобающе, и Таинство не совершает чуда над человеком, он отходит от него не исцелённым. Все остальные мероприятия, разговоры и т.п. должны иметь конечной целью вышесказанное. Но это относится только к уже крещеным. Именно на этом пункте мы пока и делаем основной акцент в нашей миссионерской деятельности.
2. Не привлекать в церковную ограду посредством проведения различных ярких агитационных мероприятий, но являть своей будничной жизнью рядом с ними пример христианского мировосприятия, только в Православии гармонично сочетающего странничество в этом мире, постоянное желание живого богообщение, искреннее и глубокое чаяние жизни с Господом в вечности и живую сострадательную заботу о всех скорбящих в своей богооставленности тварях, о близких и далеких, друзьях и врагах. Это достигается посредством напряженной молитвенной и литургической жизни миссионера, искренним интересом к Богочеловеческой личности Христа. Если миссионера действительно больше всего интересует Христос, то не нужны будут никакие специальные PR-акции, чтобы рассказать людям о Нем. Да после таких акций «за компанию» могут креститься сразу десятки человек, большинство из которых больше никогда не придут в храм и, нося крест будут по-прежнему верить в переселение душ. Если перечитать «Мою Камчатку» митр. Нестора или «На краю света» Лескова, то становится понятным, что до того, как крестить, 90% сил и времени надо потратить на то, чтобы учить, в первую очередь личным примером.
3. Рассказывая аборигенам о Православии, стоит по минимуму использовать умозрительные богословские конструкции. Для них важнее всего увидеть. Жития святых, истории из жизни современных подвижников, реальные обстоятельства их будничной жизни должны составлять большую часть миссионерской проповеди. Большинству из них надо все рассказывать с самого начала: о Едином Боге, о грехопадении и смысле греха, о смысле ветхозаветного периода Священной истории, о чуде Благовещения…
4. При контакте с аборигеном очень важно опираться на помощь проверенного воцерковленного проводника-аборигена, лучше всего уроженца места, где осуществляется миссия. Уровень доверия у некрещеных к миссионеру резко повышается, а крещенные быстро научаются правилам поведения в храме, общения со священником.
Аборигены, до сих пор исповедующие язычество (при самом разном уровне образования!), по нашему убеждению, находятся под непосредственной властью демонических сил. Это проявляется у них в чувстве постоянного страха и одиночества, в регулярных «предчувствиях» и видениях, в употреблении галюцогенных мухоморов, в крайне низкой внутренней сопротивляемости невзгодам жизни, в отсутствии видения каких-либо перспектив в собственной жизни, в неспособности трезво рассуждать о своей загробной участи, в повальной алкогольной зависимости и высоком проценте самоубийств, в том числе среди молодежи. При этом сама система жизнеобеспечения аборигенов (в большей части – кочевых оленеводов) основана на постоянном общении с темными духами. Это и разнообразные жертвоприношения, и обряд погребения (коряки верят в то, что за душой умершего приходят злые духи), и наречение имен вновь родившимся родственникам, в которых, по вере коряков, в результате реинкарнации вселяются души родственников умерших. Последние же еще в конце 19 века, став немощными стариками, умирали от рук своих близких родственников по соображениям «экономической целесообразности». В качестве иллюстрации мы приводим текст корякской сказки «Бог и сиротка». С христианской точки зрения жизнь аборигенов-язычников выглядит как сущий ад: полная лишений жизнь часто заканчивается скоропостижно, или от алкогольного отравления, или самоубийством. Потом реинкарнация. И все начинается сначала. Естественным завершением такой «дурной бесконечности» является то, над чем бесы целенаправленно работают, – вымирание корякского народа. Одновременно душа аборигена предельно доверчива, кротка и незлобива. Осознавать этот разрыв очень больно, как больно смотреть на маленького ребенка, погибающего от страстного недуга.
Административно-экономическое возрождение традиционных способов хозяйствования вряд ли сможет остановить этот процесс, т.к. после того, как аборигенам стало доступно обращение в Христианство, в его основе – духовные проблемы. Достаточно вспомнить судьбу ханаанских народов времен завоевания Израилем земли обетованной. Это с одной стороны. А с другой, – историю русского народа, исключительно благодаря Православию сохранившему свою национальную идентичность в условиях 200-летнего монголо-татарского ига. Поэтому принятие истинного Христова благовестия – единственный, на наш взгляд, способ сохранить местные народы.
Но приступить к этому благовестию аборигенам Севера непросто. Во-первых, система ценностей родовых отношений для многих их них по-прежнему весьма актуальна. А тот, «кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17)». И в этом новом «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:11)». Во-вторых, необходимость выживания в сложных природных условиях способствует развитию у северян эмоционально-чувственных, «тактильных» способов восприятия окружающей действительности. Их внимание сосредоточено на том, что происходит вокруг них. Православная аскетика, напротив, начинается с обращения мысленного, созерцательного взора внутрь себя, к поиску своего сокровища за пределами чувственно-воспринимаемого мира. Поэтому аборигену гораздо проще вступить в псевдохристианскую секту, чем начать жить по-православному. Неопятидесятники (они же «харизматы») успокоят совесть одним фактом веры в Бога Иисуса Христа, немного «загрузят» голову методично-рациональным изучением Священного Писания (по заранее отработанной технологии), но, и это самое главное, они дадут возможность испытать каждый раз пьянящую «радость» общения со «святым духом». Это опьянение может оказаться и посильнее алкогольного. Но проистекает эта пресловутая «радость» из того же источника, что экстаз языческого шамана. Поэтому так легко попадает в сети харизматов молодежь. Вот почему харизматическое движение в контексте Камчатки нам представляется наиболее опасным. Для более степенных аборигенов, искренне желающих благочестиво и сытно прожить эту земную жизнь, всегда открыты двери баптистских общин. Здесь все культурно и чинно. Алкоголиков и разных маргиналов тут просто не держат. Выбор в пользу этой секты, как нам кажется, человек делает вполне осознанно: его сокровище здесь, на земле. Он хочет честно работать, не пить, совершать положенную меру добрых дел, заучивать тексты Священного писания и уважать безгрешного себя. Самое страшное и с чем нам воочию пришлось столкнуться: очень большое количество крещенных и считающих себя православными людей полностью разделяют подобную систему ценностей. Таких православных по факту гораздо больше, чем сектантов-баптистов. Что с этим делать? Завершая разговор о сектах, нельзя не сказать о том, что в них почему-то находятся люди (и приезжие, и местные), готовые постоянно жить и работать в местных условиях, в том числе и в самых дальних поселках со средневековым уровнем бытовых условий. Среди нас, увы, таких энтузиастов, почти нет. В той же Лесной люди долгое время просто не знали, что здешние харизматы не православные. Им некому было об этом сказать.
Каковы же в этих непростых условиях могут быть ключевые моменты миссионерской деятельности? На наш, заведомо дилетантский взгляд, – следующие:
1. Центр всего – литургическая жизнь, участие в Таинстве исповеди и Евхаристии. Миссионеру следует делать всё возможное, чтобы расположить и подготовить аборигена, главным образом к достойному участию и принятию Святых Таинств, нам нельзя забывать, что слова остаются словами, а спасает и исцеляет человека Благодать, которая даётся человеку именно в Таинствах. Стыд, стеснение сказать незнакомому батюшке о постыдных грехах, что не редко встречается среди аборигенов, лишает человека спасения, и Таинство Причастия становиться ему в осуждение. Печально, когда батюшка, через какое-то время узнаёт, что оказывается причастники из труднодоступного селения, не были с ним на исповеди достаточно искренни по причине своей стыдливости. К сожалению, у большинства крещеных аборигенов нет осознания опасности нераскаянного греха, понятия о достойном приготовлении к Причастию. Эти вещи должны красной нитью проходить в тематических установках проведения священниками миссионерства, каждый священник должен на этом делать основной акцент, люди не понимают смысла Таинств, не готовиться к ним подобающе, и Таинство не совершает чуда над человеком, он отходит от него не исцелённым. Все остальные мероприятия, разговоры и т.п. должны иметь конечной целью вышесказанное. Но это относится только к уже крещеным. Именно на этом пункте мы пока и делаем основной акцент в нашей миссионерской деятельности.
2. Не привлекать в церковную ограду посредством проведения различных ярких агитационных мероприятий, но являть своей будничной жизнью рядом с ними пример христианского мировосприятия, только в Православии гармонично сочетающего странничество в этом мире, постоянное желание живого богообщение, искреннее и глубокое чаяние жизни с Господом в вечности и живую сострадательную заботу о всех скорбящих в своей богооставленности тварях, о близких и далеких, друзьях и врагах. Это достигается посредством напряженной молитвенной и литургической жизни миссионера, искренним интересом к Богочеловеческой личности Христа. Если миссионера действительно больше всего интересует Христос, то не нужны будут никакие специальные PR-акции, чтобы рассказать людям о Нем. Да после таких акций «за компанию» могут креститься сразу десятки человек, большинство из которых больше никогда не придут в храм и, нося крест будут по-прежнему верить в переселение душ. Если перечитать «Мою Камчатку» митр. Нестора или «На краю света» Лескова, то становится понятным, что до того, как крестить, 90% сил и времени надо потратить на то, чтобы учить, в первую очередь личным примером.
3. Рассказывая аборигенам о Православии, стоит по минимуму использовать умозрительные богословские конструкции. Для них важнее всего увидеть. Жития святых, истории из жизни современных подвижников, реальные обстоятельства их будничной жизни должны составлять большую часть миссионерской проповеди. Большинству из них надо все рассказывать с самого начала: о Едином Боге, о грехопадении и смысле греха, о смысле ветхозаветного периода Священной истории, о чуде Благовещения…
4. При контакте с аборигеном очень важно опираться на помощь проверенного воцерковленного проводника-аборигена, лучше всего уроженца места, где осуществляется миссия. Уровень доверия у некрещеных к миссионеру резко повышается, а крещенные быстро научаются правилам поведения в храме, общения со священником.
Приложение: корякская сказка «Бог и сиротка»
В одной землянке вечером собрались дети. Дети играли и много смеялись.
Один мальчик-сиротка уговаривал товарищей не смеяться:
– Тише, нельзя ночью смеяться, а то бог придет и съест нас!
Но дети не слушались и еще громче смеялись.
Сиротка услышал топот и сказал: – Тише, тише, кто-то идет! Топот стал
сильнее. Мальчик закрыл дверь. Бог обхватил землянку и стал искать дверь, но
не нашел. Потянул он в себя воздух, и двери распахнулись. Бог взглянул в
землянку, и дети сразу умерли – кто смеялся, тот и остался с открытым ртом,
кто прыгал – так и застыл на одной ноге. Только сиротка спрятался и остался
жив.
Бог поставил его перед собой. Мальчик упал на шкуры.
– Встань скорее! – сказал бог. – Прикидываешься, что ты мертвый? Разве
ты хочешь умереть?
– Я тебя боюсь, ты меня съешь!
– Нет, я тебя не съем. Лучше мы с тобой поиграем в прятки – хочешь?
Прячься хорошо, если я тебя найду – зарежу, а если ты меня найдешь – тоже
зарежешь!
Спрятался бог за полог, мальчик его сразу нашел,- Подожди, – сказал
бог, – дай я тебя поищу!
Ищет бог мальчика долго-долго. Выбился из сил и говорит:
– Выходи, я не могу тебя найти. Где ты?
– Вот я, – сказал мальчик и выглянул из-под ноги бога. У бога были
мохнатые ноги, и мальчик держался за волосы.
– А, вот ты где! Давай еще раз сыграем. Спрятался бог в притвор.
Мальчик увидел бога по огромным глазам. Потом мальчик спрятался в щель, и бог его опять не нашел.
– Выходи!
Мальчик вышел, и бог сказал:
– Ну ладно, точи нож!
Когда нож был отточен, мальчик ударил бога ножом в грудь, но не сильно.
Тогда бог вырвал из груди нож, размахнулся, с силой ударил себя ножом и
упал.
Умер бог, а мальчик ушел в соседнее стойбище.
В одной землянке вечером собрались дети. Дети играли и много смеялись.
Один мальчик-сиротка уговаривал товарищей не смеяться:
– Тише, нельзя ночью смеяться, а то бог придет и съест нас!
Но дети не слушались и еще громче смеялись.
Сиротка услышал топот и сказал: – Тише, тише, кто-то идет! Топот стал
сильнее. Мальчик закрыл дверь. Бог обхватил землянку и стал искать дверь, но
не нашел. Потянул он в себя воздух, и двери распахнулись. Бог взглянул в
землянку, и дети сразу умерли – кто смеялся, тот и остался с открытым ртом,
кто прыгал – так и застыл на одной ноге. Только сиротка спрятался и остался
жив.
Бог поставил его перед собой. Мальчик упал на шкуры.
– Встань скорее! – сказал бог. – Прикидываешься, что ты мертвый? Разве
ты хочешь умереть?
– Я тебя боюсь, ты меня съешь!
– Нет, я тебя не съем. Лучше мы с тобой поиграем в прятки – хочешь?
Прячься хорошо, если я тебя найду – зарежу, а если ты меня найдешь – тоже
зарежешь!
Спрятался бог за полог, мальчик его сразу нашел,- Подожди, – сказал
бог, – дай я тебя поищу!
Ищет бог мальчика долго-долго. Выбился из сил и говорит:
– Выходи, я не могу тебя найти. Где ты?
– Вот я, – сказал мальчик и выглянул из-под ноги бога. У бога были
мохнатые ноги, и мальчик держался за волосы.
– А, вот ты где! Давай еще раз сыграем. Спрятался бог в притвор.
Мальчик увидел бога по огромным глазам. Потом мальчик спрятался в щель, и бог его опять не нашел.
– Выходи!
Мальчик вышел, и бог сказал:
– Ну ладно, точи нож!
Когда нож был отточен, мальчик ударил бога ножом в грудь, но не сильно.
Тогда бог вырвал из груди нож, размахнулся, с силой ударил себя ножом и
упал.
Умер бог, а мальчик ушел в соседнее стойбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий